Педагогический проект "Повышение родительской компетентности как средство ранней профилактики зависимого поведения" |
Нравственное воспитаение | |||
Автор: Маленок Ольга Владимировна | |||
24.09.2015 16:29 | |||
Педагогический проект "Повышение родительской компетентности как средство ранней профилактики зависимого поведения" Наркотическая ситуация в России динамично усугубляется. Идёт процесс «омоложения» потребителей. Сейчас наркозависимость регистрируется даже у детей младшего школьного возраста. В связи с этим возникает необходимость, в разработке профилактических мер начиная уже с дошкольного возраста. Большинство зарубежных стран столкнулось с проблемой наркозависимости намного раньше наших соотечественников, в связи с этим за рубежом существуют системы работы, где антинаркогенное обучение начинается уже в дошкольном возрасте.
На данный момент доказано, что наиболее эффективной в этом плане является первичная личностно-ориентированная профилактика наркотизации детей и подростков. Поколение молодых людей, которому сейчас до 20 лет, оказывается повально вовлеченным в употребление наркотиков. “Благополучный район”, “престижное учебное заведение”, наличие железных дверей не являются больше преградой, запрет, и запугивание не работают. Идет “охота” на детей из благополучных семей. Следует учитывать, что приобщению дошкольников к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ, способствуют специфические психологические факторы. К таким факторам относится: восприимчивость, внушаемость, которые, в сочетании с пристальным интересом к миру взрослых, и желанием копировать поведение взрослых могут в неблагоприятных условиях составить основу установки на употребление ПАВ. К сожалению, современные дети рождаются уже с различными отклонениями в здоровье, причиной которых является сложная беременность, травмы при родах, неблагоприятное течение периода новорожденности. Таким образом, отклонения в здоровье, слабость нервной системы, психическая неуравновешенность так же могут быть причиной употребления детьми ПАВ. И самым главным, на мой взгляд, фактором, стимулирующим детей употреблять ПАВ, является социальная ситуация, и в первую очередь семья. Родительские установки, особенности семейного воспитания, ценности, моральные принципы и семейные традиции, образцы поведения родителей все это оставляет неизгладимый след и формирует определенное мировоззрение у еще незрелой личности. Семья для ребёнка – жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития его личности. К сожалению, у современных родителей не всегда возникает потребность задуматься над тем какое воспитание и развитие они осуществляют и к чему это может привести, чаще ждут быстрых экстренных мер, когда проблема становится непреодолимой. Обеспечение психологической поддержки семейного воспитания в современной ситуации, является одной из насущных задач, стоящих перед образовательными учреждениями. С психологическими проблемами сталкиваются не полные семьи. Матери-одиночки несут дополнительную экономическую нагрузку, у них уже не остается сил на выстраивание гармоничных отношений со своими детьми, и дети в таких семьях испытывают дефицит общения, любви и приятия, что вызывает у них социальную тревожность, отклонения в поведении с целью привлечения внимания взрослого любой ценой. С психологическими проблемами сталкиваются и более обеспеченные семьи. Требования профессиональной деятельности, претендующие не только на рабочее, но и на свободное время матерей и отцов, приводят к тому, что ребёнок больше времени проводит с нянями, чем с родителями. Затрудняют общение ребёнка и взрослого и некоторые достижения цивилизации. Своё свободное время родители предпочитают проводить за просмотром телевизионных передач или за компьютером, что тоже увеличивает дефицит общения ребёнка с взрослым. Для большей части родителей при взаимодействии с детьми характерны низкий уровень требовательности и одновременно строгость и контроль. Современные родители достаточно информированы в вопросах развития детей и их воспитания. Этой проблеме уделяют внимание средства массовой информации. Статьи на эти темы содержат периодические печатные издания, выпускается много книг и брошюр, при необходимости можно найти нужную информацию в интернете. Но, как показывает опыт, знания родителей оказываются недостаточными, чтобы применять их для решения практических задач и возникает чувство родительской некомпетентности. Все чаще возникает необходимость в создании родительских клубов, где родители могли бы получать практические знания и умения, которые помогут им лучше понять своего ребёнка и строить гармоничные отношения, построенные на любви, доверии и уважении. Семейная атмосфера, где ребенка уважают, любят, заботятся о его потребностях в первую очередь социально-нравственных, и будет наиболее действенной формой профилактики употребления ПАВ детьми. Адресат Программа адресована родителям детей старшего дошкольного возраста. Группы могут формироваться по инициативе самих родителей. Цель и задачи программы Цель: Информированность родителей по ряду интересующих их вопросов, с целью создания условий для формирования конструктивных детско-родительских отношений. Задачи:
Содержание программы Программа состоит из 5 занятий с родителями, построенных в форме групповых консультаций с элементами психологического тренинга. Далее по инициативе родителей занятия продолжаются, тематика выбирается исходя из запросов родителей. Наряду с этими основными темами по запросу родителей программа может быть дополнена групповыми консультациями и на другие темы с целью повышения родительской компетентности по вопросам воспитания и развития детей. Так же проводятся индивидуальные консультации по запросам родителей, осуществляется дистанционное консультирование и оформляются уголки психолога в группах. Методика построения программы Занятия с родителями проводятся в форме групповых консультаций с элементами психологического тренинга, на которых применяются следующие методические средства:
Краткое содержание занятий Тема 1. Окно в мир ребенка. Поиски взаимопонимания Цель: Формирование мотивации и эмоционального настроя на совместную работу. Задачи:
Тема 2. Аддиктивные формы поведения личности. Причины и пути профилактики Цель: Формирование представлений о формах аддиктивного поведения. Причины аддиктивного поведения и возможные пути профилактики. Задачи:
Тема 3. Типы семейного воспитания Цель: Осознание участниками возможности изменения стиля родительского отношения к детям. Задачи:
Тема 4. Тревожный ребенок Цель: Формирование представлений о причинах тревожного состояния детей и возможностях профилактики. Задачи:
Тема 5. Агрессивный ребенок Цель: Формирование представлений о причинах агрессивного поведения детей и возможностях его профилактики. Задачи:
Организационно-педагогические условия Временные и материальные ресурсы Программа построена из 5 занятий с родителями по 2 часа каждое. Продолжительность всей программы 10 часов. Частота встреч определяется с учётом пожеланий участников группы. Перерывы между занятиями должны быть, с одной стороны, достаточно малы, чтобы у участников сохранялся настрой на психологическое общение, с другой стороны, достаточно велики, чтобы родители имели возможность применять получаемые навыки в общении с детьми и анализировать это. Наиболее рациональным является режим занятий 1 раз в неделю. В группу может входить от 7 до 12 человек. Занятия проводятся в отдельном помещении, достаточно просторном, чтобы участники могли сесть в круг и имели достаточно места для выполнения психогимнастических упражнений, требующих их перемещения. Требования к квалификации ведущего Ведущий, реализующий программу, должен иметь психологическое образование, иметь опыт работы в психологических группах в качестве участника, опыт проведения тренинговых групп и опыт работы с детьми дошкольного школьного возраста. Ведущий должен владеть навыками поддержки, активного слушания, «Я-высказывания» и применять их по отношению к участникам группы во время их совместной деятельности. Литература Литература для психологов
Литература для родителей
Составитель: Маленок О.В. Педагог ГБДОУ д/с №61 Санкт-Петербург 2015
|