Конспект интегрированной НОД по нравственному воспитанию в старшей логопедической группе Тема: «Сказочный калейдоскоп» |
Нравственное воспитаение | |||
Автор: Григорьева Ирина Васильевна | |||
25.05.2015 20:54 | |||
Конспект интегрированной НОД по нравственному воспитанию в старшей логопедической группе Тема: «Сказочный калейдоскоп» МБДОУ Детский сад комбинированного вида «Золотой ключик» городского поселения «Рабочий посёлок Ванино» муниципального района Хабаровского края. Сказки народов Севера (региональный компонент) Литературно – художественная викторина с элементами драматизации. Тема: «Сказочный калейдоскоп». Приоритетная образовательная область развития: речевая. Образовательные области развития в интеграции: познание, социализация, коммуникация,
Подготовила конспект: воспитатель Григорьева Ирина Васильевна МДОУ «Золотой ключик» п. Ванино апрель 2015 года. Цель: воспитание интереса и любви к малой Родине на основе ознакомления с северными народными сказками. Задачи: образовательные:
развивающие:
воспитательные:
Предпосылки УУД: установление причинно – следственных связей, зависимостей происходящего; умение самостоятельно делать обобщения, простейшие умозаключения и выводы. Предварительная работа:
Индивидуальная работа:
Методы:
Материал:
Оборудование: магнитная доска; Технические средства: магнитофон. Предпосылки УУД: развитие творческого мышления; воображения; внимания; памяти; слухового восприятия; умение слушать; выполнять по заданному правилу. Ход образовательной деятельности: В: Входите, ребята, и поприветствуйте гостей. Приветствие — дети обращаются к гостям: Скажем «здравствуйте» руками! (Входят дети, здороваются, размещаются по желанию). - Ребята, скажите, пожалуйста, как называется страна, в которой мы живём? - И мы с вами? (Россияне). - Но Россия очень большая страна, а мы живём? (на Дальнем Востоке России). - Дальний Восток – это наша малая Родина. Первыми коренными жителями Дальнего Востока были народы Севера. И у русских людей и у народов Севера одна большая Родина – Россия и одна малая Родина – Дальний Восток, на территории которого они вместе проживают. Русские люди и люди Севера всегда были очень дружны (иллюстрация Г. Павлишина на доске или проекция на экран, или раскрытая книга с иллюстрацией «Дружба народов»), а объединяет наши братские народы — богатое устное народное творчество – фольклор. - Вот скажите, что любят больше всего слушать и читать дети всех народов? - Правильно, сказки! Сказки народов Севера – это душа народа, его мудрость. Это не только любимое развлечение, но и своего рода школа жизни для детей. Звучит музыка народов Севера. Со своим непонятным родным языком, И сказками добрыми, мудрыми обо всём. Постановка цели НОД перед детьми: сегодня, мы с вами побеседуем по сказкам народов Севера, перескажем сказки по ролям, постараемся правильно оценить поступки главных героев, выскажем собственную точку зрения об их нравственных качествах, вспомним народные пословицы и поговорки, сделаем в подарок малышам коллаж по сказкам народов Севера. Дети садятся на стульчики. - Сказки, каких народов Севера, вы знаете? Ответы детей: эскимосские сказки, эвенские сказки, удэгейские сказки, мансийские сказки, нанайские сказки, орочские сказки, ненецкие сказки, нивхские сказки, ительменские сказки. - Правильно, молодцы. Послушайте загадку об одной из этих сказок: Старик со старухой бедно жили, Старухе мало показалось, - В какой сказке народа севера старик со старухой жили бедно, и к ним привалило богатство? (в сказке народов Севера «Птичка – Невеличка»). - Почему птичка — невеличка выполняла их желания? (пожалела). - По какой причине птичка – невеличка не стала выполнять последнюю просьбу? (захотели стать хозяевами всего леса). -Что не давало покоя старухе? (жадность). Давайте вспомним подходящие пословицы и поговорки: «Позаришься на чужое — потеряешь своё». - Какую русскую сказку напоминает нам сказка народов Севера «Птичка – Невеличка»? ( «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина). - Что же делать? Ведь опять у старика и старухи нет ни дров, ни еды, ни товаров? Я вам скажу по секрету. Добрый художник придумал продолжение этой грустной сказки (показ «картины художника»). Посмотрите, кого послала птичка – невеличка старику и старухе на радость. Давайте вместе сочиним продолжение истории. Дети придумывают продолжение сказки с хорошим концом. - А вы хотите встретиться с птичкой – невеличкой. (Дети встают свободно). Этюд «Встреча с Птичкой – Невеличкой». Давайте встанем в круг и представим себе всё, о чём я буду говорить. Какая она, Птичка – Невеличка? Хоть бы одним глазком посмотреть на неё. Я поднимаю руки к голубому небу и зову: «Эй, Птичка – Невеличка, прилети ко мне, покажись!». Я подхожу к Птичке – Невеличке и протягиваю к ней руки. Она прыгает в мои раскрытые ладони и ласково смотрит на меня. Удивительно, но она раскрывает клювик, как будто улыбается мне, а её глаза светятся от счастья. Я поднимаю птичку над головою и кружусь вместе с ней в ритме медленного вальса. Я делаю глубокий вдох и медленный выдох. (Эту фразу нужно повторить три раза). Дышится легко, ровно, глубоко. Птичка просит меня отпустить её в небо. Я раскрываю ладони, и она грациозно прыгает на веточку дерева и улетает. Дышится легко, ровно, глубоко. (Дети садятся). Сказочная математика (как вариант). - Сколько раз Птичка – Невеличка выполняла просьбы старика и старухи? (3) - Какую по счёту просьбу Птичка – Невеличка не стала выполнять? (4) - Сколько сказок о птицах вы знаете? (6) Вопрос – ответ: «Узнай сказку». - А какие сказки народов Севера вы ещё знаете? (На доске закреплены иллюстрации к сказкам или проекция иллюстраций на экран, иллюстрация к сказке, которую назвали, убирается). Ответы детей: 1. Сказка народа Севера «Кукушка». - Почему мать превратилась в кукушку? Вспомним крылатые — народные слова: «При солнышке тепло, при матери добро»; «Родителей почитать, свою жизнь сохранять». Это очень грустная сказка, давайте снимем напряжение. Игра «Камень – верёвочка». На слово «камень» — дети сильно напрягают тело, на слово «верёвочка» — полностью расслабляют его. И так чередуют несколько раз до снятия напряжения. 2. Сказка народа Севера «Как медведь и бурундук дружить перестали». - И почему – же звери перестали дружить? Вспомним крылатые слова: «Чужая дружба глаза колет». 3. Сказка народа Севера «Отчего у зайца уши длинные». - Зачем заяц попросил рога? Вспомним крылатые слова: «Трусливому сердцу и большие рога не помогут». 4. Сказка народа Севера: «Айога». - Почему Айога превратилась в гуся? Вспомним крылатые слова: «Труд кормит, а лень портит». 5. Сказка народа Севера «Два солнца». - Кого спас охотник? Вспомним крылатые слова: «Добро неси, а плату не проси». Хотите, поиграем в любимую игру детей Севера? Пальчиковая игра: «Солнце, ветер, луна» (как вариант). Ведущий называет фигуру и показывает её. Дети повторяют. Темп убыстряется. Затем ведущий говорит одно, а показывает другое. Дети должны правильно показать названную фигуру. Игра развивает внимание. Или как вариант: подвижная игра народов Севера – «Солнце» ( «Хейро»). 6. Сказка народа Севера: «Почему у сороки длинный хвост». - Так почему – же у сороки длинный хвост? Вспомним крылатые слова: «Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай, что говоришь». 7. Сказка народа Севера: «Как ворон и сова друг друга покрасили». - Как трудился ворон, а как сова? Вспомним крылатые слова: «Поспешишь – всех насмешишь». 8. Сказка народа Севера: «Мыргы». - В чём подвиг героя? Вспомним крылатые слова: «Не напрасно героев восхваляют». 9. Сказка народа Севера: «Как лягушка зелёной стала». - И почему же лягушка позеленела? Вспомним крылатые слова: «Как стал сыт, так узнал и стыд». - Сказки можно рассказать, а можно сказку показать. Драматизация ненецкой сказки: «Лепёшки». Динамическая пауза. Воспитатель: Молодцы, ребята, здорово сказку озвучили. Давайте теперь друг другу похлопаем! Потопаем! (Повторяем 3 – 4 раза, дети должны быть внимательны и ориентироваться на слова взрослого). А теперь и похлопаем, и потопаем. - Ребята, как вы считаете, почему мышка не угостила лепёшками ворона и куропатку? Давайте вспомним подходящие крылатые слова: «Кто трудиться не готов, нет тому и пирогов». Как вариант: показ сказки народов Севера: «Как лисичка бычка обидела» (конусный театр). Как говорил русский поэт В. Маяковский: «Сказка сказкой, а вы сделайте из неё вывод». Основная идея, мысль сказок народов Севера – на земле, на нашей малой Родине – Дальнем Востоке не должно быть места страданиям, зло и обман должны быть наказаны. - Чему учат нас сказки народов Севера? Воспитатель подводит детей к личностным характеристикам главных героев сказок. Ответы детей: Нельзя быть: хитрым, завистливым, злым, бессердечным, вредным, непослушным, невоспитанным, ленивым, жадным, недовольным. Нельзя обманывать, дразнить, обзывать.
-Давайте ещё подарим милосердие и сострадание. Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. Знаете, ребята, сострадание, заботливость, сочувствие, дружелюбие, любовь творят чудеса и превращают даже очень злого зверя в очень доброго, доброго. Инсценировка сценки из сказки народов Севера: «Медведь и бурундук». Сказочный дизайн: коллективная работа. Звучит аудиозапись мелодии народов Севера. - Ребята, предлагаю вам сделать коллаж – наклеить на эту картину художника героев из прочитанных сказок народов Севера. Дети наклеивают героев сказок на картину. Молодцы! У вас всё получилось! Мы и дальше будем продолжать читать сказки народов Севера и добавлять героев в наш коллаж. И перед нами откроется сказочный мир мудрости народов Севера. А потом мы пойдём в гости к малышам покажем сказки народов Севера и подарим наш коллаж. Сказочный сюрприз: Вносится и дарится орочский сувенир. Итог занятия: - Дети, о чём мы сегодня с вами говорили? Дети: О нашей малой Родине, о народах Севера и сказках народов Севера. - Какой герой, из какой сказки вам больше всего понравился и почему?
|