ПРОЕКТ «Загадочный космос» |
День космонавтики | |||
Автор: Крымская Любовь Николаевна | |||
26.09.2015 12:44 | |||
ПРОЕКТ «Загадочный космос» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга Проектная деятельность
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы и их родители; воспитатели и учитель-логопед группы, музыкальный руководитель.
Актуальность темы: Дети старшего дошкольного возраста мало знакомы с космосом, хотя звёздное небо вызывает у детей множество вопросов. Зачастую взрослые не готовы дать ребёнку понятный ответ. Образовательные области: познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие. Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми. Задачи проекта:
Ожидаемые результаты: Воспитанники:
Родители:
Педагоги:
Продукт проекта: Составление рассказов «Планеты солнечной системы» Список использованной литературы:
Беседы с детьми Тема «Планеты солнечной системы» Наше космическое путешествие началось! Посмотрите, какое множество планет вращается вокруг Солнца (показ «Планеты Солнечной системы») Самая близкая к Солнцу планета — Меркурий. На этой планете очень жарко! Ведь она находится близко к горячему Солнцу. Меркурий — ближайшая к Солнцу планета, Залит он лучами горячего света, Так много ему достается лучей, Что эта планета других горячей! (показ «Меркурий») Вторая от Солнца планета — Венера. Венера похожа на кристаллик горного хрусталя. В честь богини красоты Названа, Венера, ты! В темных небесах сияешь, Красотой нас одаряешь! (показ слайда «Венера», слайд №5) Третья планета от Солнца — это наша планета Земля. Посмотрите, как она выглядит из космоса. От Солнца третья по счету планета, Наша Земля поменьше Звезды. Но ей хватает тепла и света, Чистого воздуха и воды. Жизнь на Земле — это разве не чудо? Бабочки, птицы, жучок на цветке... Жизнь на Земле вы найдете В самом далеком, глухом уголке! (показ «Земля») Четвертая планета Солнечной системы — Марс. Он отличается от других планет красноватым свечением, поэтому Марс называют «красной планетой». Марс — таинственная планета. Она по размерам чуть больше Луны, Из-за кроваво-красного цвета Назвали планету в честь бога войны! (показ «Марс») Пятая от Солнца планета — Юпитер. Это самая большая планета Солнечной системы. Юпитеру достается мало тепла от Солнца. Поэтому там царит вечная зима. Юпитер — больше всех планет, Но суши на планете нет. Повсюду жидкий водород И лютый холод круглый год! (показ «Юпитер») Шестая от Солнца планета — Сатурн. Эта планета окрашена в яркий желто-оранжевый цвет. Ее окружают удивительные кольца из ледяных глыб и камней. Сатурн — красивая планета Желто-оранжевого цвета, И кольцами камней и льда Окружена она всегда. (показ «Сатурн») Седьмая от Солнца планета — Уран. Это единственная планета, которая вращается лежа на боку. Каждое полушарие освещается Солнцем ровно 40 лет, а потом 40 лет Там царит ночь. Уран — лежебока, и встать ему лень, Подняться планете невмочь, Сорокалетие длится там день И сорокалетие — ночь. (показ «Уран») Нептун — восьмая от Солнца планета. Она кажется темно- голубой, потому что ее окружает газ. Планета Нептун от Земли далеко, Увидеть её в телескоп нелегко, От Солнца по счёту планета восьмая, Царит на ней вечно зима ледяная. (показ «Нептун») Плутон — самая удаленная от Солнца планета. Это планета — крошка, она самая холодная планета Солнечной системы. Несётся в пространстве далёкий Плутон, Он Солнца лучами едва освещён. А чтоб не скучал в одиночестве он, С ним спутник летит под названием Харон. (показ «Плутон») Теперь вы знаете, какие разные планеты входят в состав Солнечной системы и по порядку все планеты назовет любой из вас. Воспитатель предлагает детям назвать планеты по порядку. Раз — Меркурий, Два — Венера, Три — Земля, Четыре — Марс! Пять — Юпитер, Шесть — Сатурн, Семь — Уран, Восьмой — Нептун. И девятая планета — Под названием — Плутон! Тема: «Земля — наш дом во Вселенной» Вопросы к беседе
Во время беседы проследите за тем, чтобы дети правильно отвечали на поставленные вопросы; побуждайте детей применять синонимы и антонимы, яркие образные выражения, эпитеты. Познавательная беседа «Планеты солнечной системы» Воспитатель. Вокруг нашей звезды — Солнца — вращаются девять планет, входящих в Солнечную систему. Она включает в себя Солнце, все планеты и их спутники, кометы и куски горной породы, космическую пыль и лед. Как вы думаете, чем планеты отличаются от звезд? (Ответы детей.) Звезды состоят из раскаленных газов, а планеты — из твердых, жидких частиц и газов. Планеты не занимают Определенного места как звезда, а двигаются по своей орбите. По размеру планеты меньше, чем звезды. Воспитатель спрашивает, знают ли дети какие-нибудь планеты Солнечной системы. В Солнечной системе девять планет. Большинство их астрономы назвали в честь греческих или римских богов. Меркурий — самая близкая к Солнцу планета. Названа в честь крылатого бога — Меркурия. Ее поверхность каменистая и пустынная, на планете нет ни воды, ни воздуха. Воспитатель помещает на магнитную доску изображение Меркурия. В последующем выставляет изображения планет на их орбиту. Венера — вторая от Солнца планета. Названа в честь богини любви и красоты — Венеры. Покрыта Венера толстыми слоями облаков, которые скрывают поверхность планеты. Здесь царит испепеляющая жара. Там настолько жарко, что можно за несколько секунд испечь пирог без духовки. Венера — самая яркая планета на небе. Земля — третья от Солнца планета. Планета находится на таком расстоянии от Солнца, что температура на ней не бывает ни слишком высокой, ни слишком низкой, и есть достаточное количество воды, поэтому на Земле #ИЪ жизнь. Земля имеет свой спутник — Луну. Марс— четвертая планета Солнечной системы. Названа именем бога войны — Марса. Марс — единственная похожая на Землю планета тем, что имеет четыре времени года, ледяные полярные шапки и каналы, напоминающие высохшие русла рек. До того как ученые узнали, что на Марсе нет жизни, люди верили, что там живут загадочные существа — марсиане. Юпитер — пятая планета от Солнца, названная в честь самого главного римского бога — Юпитера. Это самая большая планета Солнечной системы. Она настолько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в нее. Юпитер — гигантский шар, состоящий из жидкости и газа. Сатурн— шестая планета Солнечной системы. Названа в честь бога Сатурна, отца Юпитера. Сатурн — это большой шар, состоящий из жидкости и газа. Планета известна своими великолепными кольцами. Каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней и песка. Уран — седьмая планета от Солнца. Названа в честь отца Сатурна — Урана. Это единственная планета Солнечной системы, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Ее называют «лежачая планета». Нептун — восьмая планета от Солнца. Названа в честь римского бога моря — Нептуна, потому что она холодная и синяя. Это громадный шар, состоящий из газа и жидкости. Нептун можно увидеть только в телескоп. На поверхности планеты дуют самые сильные ветры в Солнечной системе, развивающие скорость свыше 2000 км/ч, это в 2 раза быстрее, чем скорость реактивного лайнера. Плутон — девятая {самая удаленная) планета от Солнца. Названа в честь бога подземного мира. Нам очень мало известно о Плутоне, поскольку к нему не посылали автоматических станций. Ученые предполагают, что за Плутоном есть десятая планета. Но она еще не найдена. В Солнечной системе есть еще астероиды и кометы. Астероид— небольшое планетоподобное небесное тело, движущееся по орбите вокруг Солнца. Комета — небольшое небесное тело, имеющее туманный вид. Оно состоит из каменных пород, льда и пыли. Когда комета приближается к Солнцу, у нее образуется светящийся хвост. Изучением космоса занимается наука астрономия. Первая часть слова «астрономия» — «астра». Всем вам знаком цветок астра, на древнем языке «астра» означает «звезда». С помощью этой части образованы и другие слова. Например, астронавт. Кто это? (Ответы детей). Это человек, который летит к звезде, путешественник в космосе. Что такое метеор? Метеоры— явление, возникающее при сгорании в атмосфере Земли мелких космических частиц (например, осколков комет или астероидов). Метеоры еще называют падающими звездами. А что означает слово «астроном»? Как вы думаете, кто это? (Ответы детей). Это человек, занимающийся астрономией. А что такое астролет? (Дети отвечают). Это космический корабль, летящий к звезде. Мы с вами сейчас отправимся в путешествие на астролете. Путешествие на астролете Детям предлагается отправиться в космическое путешествие. В комнате гаснет свет и на экран выводится изображение космического пространства, планет, комет, метеоров. Просматривая изображения, воспитатель задает вопросы детям по теме беседы. ПРИЛОЖЕНИЕ Дидактические игры «Найди лишнее». Цели: развитие логического мышления (анализ и синтез); развитие умения проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо основному, существенному признаку; развитие памяти. Ход игры Первый уровень (с опорой на наглядность). Воспитатель показывает детям наборы из четырех картинок. Перед детьми ставится задача — найти среди картинок лишний предмет, не укладывающийся в общую схему. Второй уровень (без опоры на наглядность). Воспитатель зачитывает детям наборы слов. Задача детей — найти в этом наборе лишнее слово, не укладывающееся в общую схему. Для темы «Покорение космоса» предлагаем такую мотивацию. Воспитатель: «Мы космонавты, собираемся сесть в космический корабль для полета к дальним планетам. Перед тем как отправиться в полет, космонавты долго тренируются на Земле, проходят разные испытания. Среди них есть испытание на сообразительность. Сейчас я хочу устроить такое испытание вам. У меня есть несколько наборов игры картинок (слов). Подумайте хорошенько, что в предлагаемых наборах липшее. Нужно быстро ответить и обосновать свой ответ». Предлагаемые наборы слов:
Наборы слов можно составить самостоятельно. В начале обучения детей игре, набор может состоять из трех слов, а затем расширяться до четырех, потом до пяти. «Укрась слово». Цель: развитие образного мышления, воображения. Ход игры Группа детей делится на команды. Каждой команде дается существительное и ставится задача за 1 минуту набрать как можно больше прилагательных, которые подходят к данному существительному. Выигрывает та команда, которая подобрала больше прилагательных, лучше «украсила» свое слово. «Дверная скважина». Цель: развитие зрительной памяти и пространственного мышления. Ход игры Воспитатель: «Предлагаю будущим космонавтам еще одно испытание на сообразительность. Я покажу вам картинки с изображением того, что вы можете увидеть на далекой планете. Но представьте, что иллюминаторы в нашем корабле маленькие, экраны ваших скафандров тоже невелики. Поэтому видеть всю картинку целиком вы не можете. Вы увидите отдельные фрагменты и должны догадаться, что же изображено на картинке». Для игры необходимо приготовить небольшую яркую картинку и лист бумаги, по площади примерно вчетверо превосходящий размер картинки. В середине этого листа вырезается отверстие круглой формы (как иллюминатор). Ведущий прикрывает картинку этим листом и кладет ее перед играющими (лучше, если их будет 4-5 человек). Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают картинку одновременно, но каждый водит лист в течение 1 минуты. Затем один из игроков рассказывает, что изображено на картинке, другие исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается и воспитатель объявляет победителя, лучше и подробнее всех рассказавшего о том, что изображено на картинке. «Звук потерялся». Цель: развитие внимания, развитие фонематического слуха. Ход игры Воспитатель: «Космонавты должны быть очень внимательны. Сейчас мы потренируем наше внимание в одной простой игре». Воспитатель называет заранее подобранные простые слова, в которых пропущен какой-то звук, без которого слово превращается в бессмыслицу. Дети должны говорить, какой именно звук пропущен и как будет правильно звучать слово. Игра проводится в кругу, воспитатель бросает мяч одному из детей, тот должен вернуть мяч вместе с правильным ответом. Еще один вариант игры: слово с точками вместо пропущенного звука пишется на доске, дети должны вписать нужный звук и прочесть слово целиком. «Разведчики». Цель: развитие у детей наблюдательности, коммуникативности, организаторских способностей. Ход игры Воспитатель: «Наш космический корабль совершил посадку на неизведанной планете. Прежде чем высадиться на ней и разбить лагерь, мы должны провести разведку. Давайте выберем разведчика и командира. Остальные дети образуют отряд, или группу разведки». В комнате стулья расставлены хаотично. Разведчик прокладывает маршрут между стульями, обходя их с разных сторон. Командир наблюдает за действиями разведчика, а потом проводит свой отряд по проложенному маршруту. Можно построить игру и по- другому: командир ведет отряд из того места, где закончил свой путь разведчик, в то место, из которого разведчик вышел. После игры дети обсуждают правильность действий командира и допущенные им ошибки. «Что изменилось?» Цели: тренировка наблюдательности, развитие зрительной памяти. Ход игры Воспитатель: «А сейчас мы проверим, какая память у наших космонавтов». Для игры первоначально выбирается группа из 7-9 человек. Дети становятся в одну шеренгу по росту. Воспитатель вызывает двух детей, ставит их лицом к шеренге и предлагает запомнить внешний вид всех участников игры. На это дается 1-2 минуты. После этого водящие удаляются в другую комнату. По указанию воспитателя дети, стоящие в шеренге, вносят мелкие изменения в костюм или прическу. Затем по очереди вызывают водящих. Каждый из них должен назвать те изменения, которые заметил. Побеждает тот, кто заметил больше изменений. Словесные игры. «Земля — планета, на которой мы живем» Чему учится ребенок: изменять имена существительные по числам; находить родственные слова; подбирать прилагательные к существительным; согласовывать местоимения с существительными, образовывать имена прилагательные от существительных. Оснащение: сюжетная картинка. Ход игры: покажите ребенку картинку. Скажите: «Так выглядит Земля, если смотреть на нее из космоса. Видишь, она имеет форму шара. Самые темные места — вода, светлые суша, самые светлые — облака. На Земле есть и суша, и вода. Окружает Землю атмосфера — воздушная оболочка. У нее несколько слоев. Там образуются облака, дождь, снег. Предложите ребенку изменять слова по образцу: облака — облако, грозы — (гроза), ливни —... (ливень), снегопады —... (снегопад). Попросите ребенка назвать родственные слова: солнце —... (солнышко, солнечный, подсолнух, солнцепек); облако —... (облачко, облачный, заоблачный). Предложите ребенку вспомнить, на что или на кого были похожи облака, которые он видел на небе. Попросите его назвать, каким может быть небо... (голубое, безоблачное, грозовое); облако... (огромное, маленькое, пушистое); ливень... (долгий, осенний). Предложите ребенку ответить на вопрос «чей?» (чья?, чье?, чьи?), правильно согласуя местоимение с существительным: небо — мое; облака — мои; ливень — мой «Как устроен дом космонавтов» Чему учится ребенок: образовывать прилагательные; согласовывать прилагательные с существительными; понимать происхождение сложных слов; узнает новые слова. Оснащение: сюжетная картинка Ход игры: расскажите ребенку, что у космонавтов есть второй дом — в космосе. Космический дом особенный. Он называется орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают. Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над Землей. Но крылья нужны станции не для полета. Это «домашняя электростанция». Блестящие пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток. Электростанция питает все научные приборы, освещает и отапливает. Предложите ребенку образовывать слова по образцу: космос —... (космический), орбита —... (орбитальный), а затем составить с ними словосочетания (космический дом, орбитальная станция). Предложите закончить словосочетание: космическая... (станция), космический... (дом), космическое... (задание) «Скафандр» Чему учится ребенок: различать смысловое значение слов. Оснащение: предметная картинка Ход игры: расскажите ребенку, что космонавты выходят в открытый космос: проводят наблюдения, осматривают станцию снаружи. В космосе одновременно и сильный холод, и невыносимая жара. На солнце припекает, а в тени все замерзает. Единственный выход — скафандр! В нем температура, как в комнате, и дышится легко. Если Солнце светит слишком ярко и слепит глаза, то можно в гермошлеме опустить шторки. В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать со своими товарищами, оставшимися на станции. Правильнее было бы называть скафандр отдельной кабиной. Только эта кабина сделана из мягкого, прочного и надежного материала и сшита по росту. Вот какая одежда у космонавтов! Предложите ребенку подбирать слова, близкие по смыслу: надежный -... (прочный), смелый —... (храбрый, отважный), большая —... (огромная). Предложите придумать словосочетания с этими синонимами (надежный товарищ, прочная ткань). Строительная игра «Космодром» Ребята из большого конструктора строят различные сооружения космодрома, закрепляя навыки самостоятельной творческой работы. Сюжетно-ролевая игра «Будущие космонавты» Сначала «космонавты» сообща обсуждают план полета, разрабатывают его маршрут; назначается командир корабля, бортинженер, врач, другие члены экипажа. После возвращения на Землю экипаж составляет отчет о полете (творческое рассказывание Подвижные игры «Космонавты» По краям площадки чертятся контуры ракет (трехместные). Общее количество мест должно быть меньше количества играющих детей. Посередине площадки космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая: «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим! Но в игре один секрет: опоздавшим места нет*. С последним словом дети опускают руки и бегут занимать места в ракете. Те, кому не хватило места, остаются на космодроме, а те, кто сел, закрыв глаза, по очереди рассказывают, где пролетают и что видят. После этого все снова встают в круг, и игра повторяется. «Планеты, стройся!» Воспитатель. Вот мы и узнали, что вокруг Солнца кружатся планеты, У каждой свой путь, называемый орбитой. Запомнить названия и очередность планет вам поможет «Астрономическая считалка»: На Луне жил звездочет, Он планетам вел подсчет. Меркурий — раз, Венера — два-с, Три — Земля, четыре — Марс. Пять — Юпитер, шесть — Сатурн, Семь — Уран, восьмой — Нептун, Девять — дальше всех —Плутон. Кто не видит — выйди вон. «Земля, Огонь, Вода, Воздух». Играющие встают в круг, в центре водящий, который вразнобой дает команды:
А дети выполняют следующие движения:
ДЕТСКИЕ РАБОТЫ Миша
|