Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Проект «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С РОДОСЛОВНОЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ»
Нравственное воспитаение
Автор: Исламова Гульшат Радисовна   
23.07.2015 10:46

Проект «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С РОДОСЛОВНОЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ»Проект «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С РОДОСЛОВНОЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ»

Актуальность темы исследования

Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Именно с семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Проблема изучения истории своей семьи является одной из значимых. Поэтому возникает потребность в ее изучении, необходимостью приобщения детей к семейным традициям и обычаям, повышению интереса к ценностям семьи, и отсутствием в ДОО педагогических условий, способствующих нравственному воспитанию детей в полной мере.

 

Скачать проект

Скачать презентацию к проекту

Положительную роль в воспитании ценностного отношения к жизни у дошкольников может сыграть составление своей родословной. Поэтому это изучение рассматривается нами как актуальная проблема. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.

Объект исследования: Развитие ценностного отношения к жизни у старших дошкольников.

Предмет исследования: Родословная как фактор развития ценностного отношения к жизни.

Цель исследования: Разработать и апробировать проект по ознакомлению дошкольников с родословной как фактор развития ценностного отношения к жизни.

Гипотеза исследования:

Ознакомлении дошкольников с родословной как фактор развития ценностного отношения к жизни будет эффективным, если будут реализованы следующие педагогические условия:

  • повышение педагогической грамотности воспитателей и родителей в развитии ценностного отношения к жизни через ознакомление детей с родословной
  • использование семейных традиций в ознакомление детей с родословной.

В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи работы:

  1. Определить уровень развития ценностного отношения к жизни у старших дошкольников через ознакомление с родословной.
  2. Выявить уровень ценностного отношения к жизни детей старшего дошкольного возраста.
  3. Разработать и апробировать проект по развитию ценностного отношения к жизни детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родословной.
  4. Разработать методические рекомендации педагогам ДОО и родителям по ознакомлению дошкольников с родословной как фактор развития ценностного отношения к жизни.

Практическая значимость состоит в том, что разработанный проект может быть использован в практической деятельности воспитателей для развития ценностного отношения к жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Исследованием было охвачено 15 детей экспериментальной группы, 15 детей контрольной группы, 30 родителей старшей группы, 2 воcпитателя.

Цель констатирующего этапа эксперимента — выявить уровень развития ценностного отношения к жизни у детей старшего дошкольного возраста в двух группах.

Задачи констатирующего этапа эксперимента:

  1. Подобрать методики для определения уровня развития у старших дошкольников.
  2. Отобрать критерии оценки уровня развития ценностного отношения к жизни через ознакомление детей с родословной

Для реализации задачи выявления представлений о своей семье были использованы 2 методики: опрос на тему «Семья» рисуночный тест «Моя семья»..

Мы использовали методики:

  1. Методика Е.К. Ривиной «Знакомим дошкольников с семьей и родословной”
  2. Диагностику кинетического рисунка семьи по C.Х. Кауфману

Каждый ответ ребенка анализировали. Для анализа ответов продумали критерии оценок:

  1. балл ставился, когда ребенок отвечал неверно или отказывался отвечать на заданный вопрос.
  2. балла ставилось, когда ребенок ответил на вопрос правильно, но не полно и смог раскрыть ответ с помощью дополнительных вопросов взрослого.
  3. балла ставилось за правильный ответ на вопрос, когда ребенок раскрывал проблему полностью, без помощи взрослого.

После анализа ответов детей, мы определили уровень представлений о семье каждого ребенка. Уровни развития разработаны на основе методики Е.К Ривиной «Знакомим дошкольников с семьей и родословной» [29].

Примерная характеристика уровней знаний

Ниже среднего (низкий)

Называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей. Знает и называет слова, обозначающие родство: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра сын, дочь, внук, внучка, муж, жена. Может проявлять эмоциональную отзывчивость; имеет представления о том, что взрослым нужно помогать. Понимает некоторые родственные отношения.

Средний

Уверенно называет свое имя, свою фамилию. Знает имена и отчества родителей. Называет имена бабушек и дедушек. Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын. дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница. Понимает родственные отношения: мама, папа, родители, муж, жена, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка. Понимает, что бабушка и дедушка – это родители мамы или папы. Проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, может пожалеть, посочувствовать; проявляет заботу, помогает им, выполняет домашние обязанности.

Высокий

Уверенно называет свое имя и свою фамилию, имена и отчества родителей, имена и отчества бабушек и дедушек. Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра. Понимает родственные отношения: мама, папа, родители, муж, жена, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка. Понимает, что бабушка и дедушка – это родители мамы или папы, дядя или тетя – брат или сестра его родителей. Проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, может пожалеть, посочувствовать. Имеет представления о том, что в семье у всех есть домашние обязанности. Проявляет свою заботу о родных и близких, помогая им, выполняя свои домашние обязанности. Старается радовать старших своими хорошими поступками. Проявляет интерес к истории своей семьи и ее традициям. Проявляет интерес к профессиональной деятельности своих родителей. Имеет элементарные представления о том, что такое семья (семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев и сестер).

Так же был проведен рисуночный тест с обеими группами «Моя семья» с целью раскрытия системы представлений о семье, ее членах. Детям было дано задание «нарисуй свою семью» без объяснения лексического значения слова «семья». Дети рисовали в спокойной обстановке и в своих рисунках изобразили свою семью так, как они себе ее представляют.

Низкий уровень представлений у тех дети, которые задание не выполнили, т.е. нарисовали рисунки на отвлеченные темы. Это значит, что они не понимают значения слова «семья» и их предпочтения с семьей не связаны.

Средний уровень представлений у тех детей, на чьих рисунках присутствовали не все члены семьи, а это значит, что ребенок не до конца осознает, что такое семья.

Если ребенок изобразил свою семью в полном составе, т.е. нарисовал всех членов семьи, у него высокий уровень, так как он понял задание «нарисуй свою семью», а также можно сделать вывод, что он осознает из кого состоит его семья и какие между ними отношения.

Сопоставительные результаты первичного обследования уровня имеющихся представлений и интереса к своей семье в констатирующем эксперименте контрольной и экспериментальной группы представим в диаграмме

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год