Статья «Развитие музыкально-творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности» |
Занятия по Музыке | |||
Автор: Кусторкина Екатерина Александровна | |||
27.12.2017 10:38 | |||
Статья «Развитие музыкально-творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности» Нижегородская обл., г. Нижний Новгород МБДОУ "Детский сад №76" Музыкальный руководитель: Кусторкина Екатерина Александровна В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Это связано со стремлением дать детям знания, научить их читать, писать, считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним их главных требований является развитие музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста. В соответствии с Концепцией дошкольного образовательного учреждения, реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит с участием детей в соответствующих возрасту видах деятельности, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и др. Организация этих видов деятельности должна постоянно находиться в центре внимания педагогов.
Изучение психолого-педагогической и методической литературы показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов – Н.Карпинской, А.Николаичевой, Л.Фурминой, Р.Сигуткиной, И.Реуцкой, Л.Бочкаревой, И.Медведевой и Т.Шишовой и др. Как говорила Е.Трусова: «театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности». Театрализованные игры имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Сейчас в дошкольных учреждениях недостаточно используется развивающий потенциал театрализованной игры, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах её организации. Первая тенденция: театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках. И чтобы добиться хороших результатов, педагогу приходиться заучивать с детьми не только тексты, но и интонации, движения. Вывод один — освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Вторая тенденция: в организацию театрализованной игры можно назвать невмешательством взрослого. На практике оно часто перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к театрализованной игре: дети предоставлены самим себе, а педагог только готовит атрибуты для «театра». Вывод — почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5-7 лет при наличии у них интереса к деятельности и потребности в ней. Это противоречие может быть исключены при условии разработки системы работы с детьми по театрализованной деятельности. Совсем маленькие дети, которые совсем не умеют говорить, с легкостью заменяют слова мимикой и жестами. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. И вполне естественно, что детям дошкольного возраста намного легче выражать свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Часто пластические образы возникают под влиянием музыки. Множество музыкальных произведений по характеру и настроениям стимулируют фантазии ребенка, помогают ему творчески использовать пластическую выразительность. Помочь ребенку раскрепоститься можно с помощью разнообразных ритмопластических упражнений и игр. Игры Свои занятия мы начинаем с пальчиковой или дыхательной гимнастики, проводимых в игровой форме. Такое начало помогает детям сконцентрировать свое внимание. После начинаем активизировать мышцы языка, губ, подготавливать артикуляционный аппарат детей, выполняя такие упражнения, как «Пятачок», «Зевание пантеры», «Грибок» и др. Большое внимание уделяем формированию навыков общения и умению правильно вести диалог. Подходят такие упражнения, как «Киска, как тебя зовут?», «Лапки мыли?», и др. Потешки, небольшие стихи, скороговорки помогают сделать обучение увлекательным, разнообразным. Такой материал используется мной на каждом занятии. В основную часть занятия включаем игры на развитие способности строить позитивные взаимоотношения с окружающим миром, умение понимать других людей, их чувства, настроения, собственные переживания и управлять ими. Большая роль отводится развитию выразительных движений, пластики, мимики, пантомимики, с помощью которых люди выражают свои эмоции. Игры-инсценировки проводим в форме дословного пересказа (по ролям) художественного произведения, прочитанного взрослым, или же свободного пересказа текста детьми – сюжетно-ролевой игры детей. Дословный пересказ текста выполняем вместе с детьми. При этом берем на себя роль ведущего, а детям поручаем другие роли. Текст, который должен произносить каждый персонаж, сначала произносим сами, дети повторяют. Инсценировка художественного произведения в свободном пересказе происходит как сюжетно-ролевая игра. Это могут быть сказки очень хорошо известные детям. Театральные постановки Работу над постановкой театрализованного представления мы проводим в несколько этапов:
Работа с родителями Безусловно, творчеству детей способствует общение педагогов с родителями наших воспитанников. Мы стремимся достичь таких отношений, когда родители небезразличны к творчеству детей. Они становятся активными союзниками и помощниками воспитателя в организации их художественно речевой деятельности. Многие родители участвуют в создании декораций спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей. Для меня интересной формой работы с родителями является привлечение их в качестве актеров, а не зрителе. Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций. Все это способствует улучшению взаимопонимания между родителями и детьми. Со слов детей я узнаю, что во многих семьях стали практиковаться развлечения. Проявление такого общего интереса сплачивает семью, родителей и педагогов.
|