Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Теория решения изобретательских задач, как средство развития умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста
Математика детям
Автор: Мазурчук Ляйсан Гаряйевна   
08.01.2016 23:58

Теория решения изобретательских задач, как средство развития умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста

Мазурчук Ляйсан Гаряйевна, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе МБДОУ №3 «Эрудит», г. Сургут

Аджакова Назира Маушовна, воспитатель МБДОУ №3 «Эрудит», г. Сургут

«В первые семь или восемь лет нашей жизни наша память усваивает столько, сколько не усваивает во всю остальную жизнь. В это время мы приобретаем именно большую часть той громадной массы сведений, которая обща всем людям» отмечал К.Д. Ушинский. Действительно, умственное развитие детей в дошкольном возрасте происходит намного интенсивнее, чем в более поздние возрастные этапы. Именно в этот период активно развиваются интеллектуальные способности – логическое мышление, внимание, воображение, память, наблюдательность. Наблюдая за миром, окружающим их, дети не просто «фотографирует» то, что видят, но и открывают суть природных явлений, пытаются сформировать некие представления, связать нити между отдельными событиями.

 

Известно, что к пяти годам дети превращаются в вездесущих «почемучек». Маленькие исследователи и экспериментаторы задают массу интересующих их вопросов, тем самым проявляют любознательность и демонстрируют мыслительную способность. Самостоятельно пытливый детский ум не может найти ответы на интересующие его вопросы. Именно в этом возрасте так важно взрослому не упустить случай поддержать познавательный интерес ребенка, укрепить веру в свои возможности. Задача взрослого: расширить детский опыт, умственный кругозор, вызвать у «почемучки» потребность добраться до истины, озадачить, учитывая имеющиеся у ребенка знания. Готовый исчерпывающий ответ хоть и несет в себе необходимые сведения, тем не менее, не имеет мощного закрепляющего эффекта в системе расширения знаний и накопления опыта ребенка. Важно, в ходе объяснения ответа заставить ребенка вдумываться, активизировать мыслительную деятельность, в игровой форме озадачить вопросом на вопрос. Эффективное достижение результата в образовательной деятельности происходит, если ребенок проявляет интерес, занимает поисковую позицию, проявляет инициативу, ставит перед собой цель найти правильный ответ.

В нашем образовательном учреждении одним из средств развития интеллекта и творческого воображения детей дошкольного возраста является теория решения изобретательских задач (далее ТРИЗ). Данная педагогическая образовательная форма деятельности в дошкольном учреждении представляет собой универсальную технологию анализа и решения проблем.

Использование педагогами элементов технологии ТРИЗ в процессе организованной образовательной деятельности и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, способствует расширению границ детского мышления, формированию у воспитанников интеллектуальной гибкости, желания самостоятельно мыслить, выходить за рамки конкретной практической задачи. ТРИЗ предусматривает руководство мышлением ребенка в ходе решения задачи. При этом педагог не просто тренирует интеллект и не дает готовых ответов, а направляет мыслительный процесс ребенка опять же с помощью определенных приемов, методов к достижению поставленной цели (предлагает, демонстрирует приемы и способы «рассуждения»).

ТРИЗ предполагает создание педагогом условий для мыслительной деятельности и творческого воображения детей: ребенку представляется информация не целиком, а частично, в определенном количестве, последовательности и в обоснованной мере сложности. Основным средством педагогического воздействия в ТРИЗ является система творческих заданий, что в достаточной степени гарантирует формирование у обучающихся необходимых знаний и умений.

В совместной деятельности с детьми воспитатели дошкольного учреждения активно использует игры ТРИЗ. Картотека этой методики очень разнообразна. Рассмотрим некоторые примеры характерных игр для теории решения изобретательских задач с детьми дошкольного возраста.

Игра «Маша — растеряша».

для детей группы младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет)

Цель игры: тренировать детскую внимательность, учить решать маленькие проблемы.

Правила игры: Выбирается ведущий, ведущий берет роль «Маши – растеряши», а остальные дети ведут с ней диалог.

Ход игры:

Ведущий: Ой!

Дети: Что с тобой?

Ведущий смотрит на изображение на карточке и отвечает: Я потеряла лопаточку (изображено на картинке). Чем теперь копать буду?

Дети должны предложить разные варианты выхода из этой ситуации. За лучший ответ получают фишку. В конце подводится итог, побеждает тот, кто набрал больше фишек.

Игра «На что похоже?»

для детей группы младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет)

Цель игры: учить находить предметы, похожие на схему, развивать ассоциативное мышление.

Правила игры: ведущий предлагает детям карточку со схемой, дети предлагают свои варианты ответов.

Ход игры:

Ведущий: На что похоже? (например, круг)

Дети: солнце, яблоко, колесо, колобок, мяч.

Игра «Вопрос — ответ»

для детей группы среднего дошкольного возраста (с 4 до 5 лет)

Цель игры: развивать смекалку, фантазию, умение рассуждать, доказывать.

Правила игры: дети становятся в шеренгу напротив. Ведущий поочередно бросает каждому ребенку мяч и задает вопрос, ребенок возвращает мяч, дает ответ и делает шаг вперед. Если нет ответа, ребенок остается на месте. Выигрывает тот, кто первым дойдет до ведущего. Победитель становится ведущим.

Ход игры:

Вопрос:

-Почему снег белый?

-Сколько лап у котенка?

-Почему собака лает? и т. д.

Ответы могут быть точными или с фантазией.

Игра «Кто кем был?»

для детей группы среднего дошкольного возраста (с 4 до 5 лет)

Цель игры: развивать внимание, воображение.

Правила игры: ребенок должен назвать состояние, предшествовавшее тому, что называет ему воспитатель.

Ход игры:

Например:

- Кем был старичок? (мальчиком)

- Чем было дерево? (ростком)

Игра «Ассоциации»

для детей группы старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет)

Цель игры: развивать логическое мышление, активизировать словарный запас.

Правила игры: дети делятся на две группы. Одна группа предлагает другой рассказать о каком-либо предмете, используя в своем рассказе слова, обозначающие другие предметы.

Ход игры:

Например: рассказать о морковке, используя слова: утка, апельсин, кубик, Снегурочка.

Ответ: Она такого же цвета, как апельсин. Ее можно нарезать кубиками. Верхнюю ее часть любят утки. Если ее не есть, то будешь такой же бледной, как Снегурочка.

Затем группы меняются ролями. Предмет для описания и слова – характеристики задаются ведущим.

Игра «Почему так произошло?»

для детей группы старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет)

Цель игры: учить устанавливать причинные связи между событиями.

Правила игры: ведущий называет два события, на первый взгляд, не связанные между собой и задает вопрос: «Объясни, почему так произошло?»

Ход игры:

Ведущий:

  1. Белка сидела на дереве и упустила шишку.
  2. Самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.

Ответ: Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Шофер заблудился в лесу и самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.

Варианты событий:

  1. Собака погналась за курицей. Школьники не смогли поехать на экскурсию.
  2. Молоко выкипело. Самолет совершил вынужденную посадку.
  3. Папа раскрыл книгу. Комната наполнилась дымом.

Список литературы:

  1. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. Учр.: 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 112с.
  2. Кишко С.В. Развитие художественных способностей дошкольников через использование инструментов ОТСМ – ТРИЗ технологии/Материалы конференции “Педагогика и ТРИЗ: проблемы формирования ключевых компетентностей. Саратов, 2009.
  3. Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей. —— М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 119 с.
  4. Реуцка Н.А., Пантелеева ЛВ. ТРИЗ: Програм. -метод. Разраб. для дошк. учрежд. / Науч. — метод. центр "Дидактика"; Под ред. Е.В. Кузнецовой. — М., 1994. — 59 С.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год