Интегрированное занятие по ознакомлению детей с тряпичной народной куклой «В гостях у мастерицы» "В гостях у мастерицы" Группа: подготовительная Интеграция образовательных областей: «Познание», Художественное творчество» («Музыка», «Коммуникация», «Социализация») . Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, познавательная. Цель: познакомить детей с тряпичной народной куклой. Задачи: Область «Познание» 1. Дать понятие «оберег». 2. Расширить представления детей о народных игрушках и истории их возникновения. Область «художественное творчество»
1. Учить работать с тканью: скручивать, завязывать. 2. Развивать воображение, эстетический вкус (гармоничное сочетание цветов в поделке) . Область «Социализация» 1. Воспитывать интерес к народным промыслам, традициям, уважение к труду народных умельцев 2. Воспитывать аккуратность, чувство коллективизма и взаимопомощи. Область «Коммуникация» 3. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, выражать свою точку зрения. Материал: изделия народных ремесел - вышитые и вязаные салфетки, матерчатые куклы, белая ткань размером 20 х 20 см по количеству человек, вата, шерстяные и хлопчатобумажные нитки, лоскуты белой и цветной ткани для платков, юбок, фартуков фурнитура для украшения (тесьма, ленты, стеклярус, фоньетки). Оборудование: компьютер, оформленная выставка Интегрированное занятие по ознакомлению детей с тряпичной народной куклой «В гостях у мастерицы» Содержание организованной образовательной деятельности детей. Воспитатель (обращается к детям) Здравствуйте девчонки – веселушки, озорные хохотушки. Здравствуйте ребята- молодцы. Озорные удальцы! Улыбнитесь всем вокруг Руку дайте другу слева, И скорей вставайте в круг, А теперь соседу справа Мячик ты передавай Друга по имени называй утра доброго желай! (Дети передают мяч друг другу, называя имена) Воспитатель: О чём мы с вами будем говорить на сегодняшнем занятии вы узнаете из загадки Может она сидеть в коляске, закрывать умеет глазки. Волосы льняные, глазки голубые. И обуты ножки в синие сапожки. На красавице – пальто. Догадались? Это кто? Воспитатель: Ребята, а зачем нужны куклы? Воспитатель: Есть куклы которыми украшают дома. Хотите с ними познакомиться? Тогда я приглашаю вас на выставку этих кукол. (выставка текстильно-скульптурной куклы) Воспитатель: показывает кукол Воспитатель: Современные куклы красивые, но давным давно куклы были совсем другие их делали сами. Хотите узнать какими куклами играли бабушки и дедушки? (дети садятся вокруг экрана, демонстрируется озвученное видео бабушки: Здравствуйте, я бабушка из сказки. Приготовила я для вас сундучок не простой, а живут в нём необычные куклы-куклы тряпичные. В старину кукол делали для разных случаев, чтобы увидеть какими куклами играли раньше, откройте сундучок и посмотрите.) Воспитатель: Достаёт сундучок в котором находятся тряпичные куклы? Воспитатель: Тряпочная кукла игрушка не простая, а заветная, это оберег. Ребята, а вы знаете, что такое оберег? - (Ответы детей). Воспитатель: Оберег - это предмет, который оберегает человека от несчастья, защищает от болезни, охраняет дом. Воспитатель: Достаёт пеленашку. Самую первую куклу – пеленашку, мама делала доченьке, когда та еще в колыбельке качалась. Потом девочка подрастала и училась сама делать куколку, посложнее – закрутку. Воспитатель: Отдарок- на- подарок. Как вы думаете, почему она так называется. - (Ответы детей). Воспитатель: Я вам расскажу. Раньше дети с малых лет умели делать такую куколку, они дарили ее родителям, родственникам, гостям в ответ на подарки, в знак благодарности за заботу. Воспитатель: Традиционная кукла безлика, она считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для своего владельца. Воспитатель: А вы хотите научиться делать куклу «Отдарок на подарок»? - (Ответы детей). Воспитатель: тогда я приглашаю вас в свою мастерскую где мы будем творить чудеса. Сейчас я покажу вам, как делается такая кукла. В работе совершенно не используются иголка — только закрутка тряпочки и завязывание ее хлопчатобумажной или шерстяной ниткой. Воспитатель: Только работа эта хитрая, и не у всех в руках спориться, потому-то народ говорит «Одной рукой узла не завяжешь», значит, для того чтобы сделать куклу, надо друг другу помогать. Ребята вы мне поможете? - (Ответы детей). Воспитатель: Кукол мастерить хотите? Что ж внимательно, смотрите! - Всё, что нужно для дела вам, всё разложено по столам. - За работу поскорей, начинайте подружней. Воспитатель Сегодня мы с вами будем делать куклу. Для изготовления куколки нужен прямоугольный кусочек ткани, маленький кусочек ваты для головы палочка и нитка. (Изготовление куклы) Последовательность изготовления куклы – закрутки 1. Взять ткань, согнуть ее попалам. 2. Изготовление головы. В середину ткани положите кусочек ваты-это голова. 3. Одной рукой держите за голову, а другой возьмите нитку за край. Вокруг головы обмотайте ниткой 3 раза, посмотрите у нас ещё осталась нитка она нам пригодиться. 4. Возьмите палочку, вложите ее под головой в ткани – это будут ручки, расправьте платьице и обмотайте этой же ниткой под руками куклы, у нас ещё остался хвостик у нитки. Сейчас будем оформлять кофточку- крест на крест, с одного плеча куклы на другое. Обобщение сделанных работ. Воспитатель: Как вы думаете, почему мы должны беречь куклу? - (Ответы детей). Воспитатель: как называется кукла, которую мы сделали (отдарок на подарок? Воспитатель: Почему она так называется? Почему куклам в старину не рисовали лицо? Воспитатель: Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение. Если человек хочет верить и видеть силу, как кажется на первый взгляд, в простенькой куколке, то эта кукла и станет для него магичной. Воспитатель: На этом наше знакомство с куклами закончено. На прощанье в этот час, Поблагодарить хочу я вас. Всем спасибо за терпенье, За улыбки, за веселье.
|