Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект интегрированного занятия «В гостях у Бабушки-Забавушки» (Экскурсия в мини-музей «Русская изба») для детей старшей логопедической группы
Фольклор
Автор: Коротеева Марина Александровна   
25.05.2017 20:41

Конспект интегрированного занятия «В гостях у Бабушки-Забавушки» (Экскурсия в мини-музей «Русская изба») для детей старшей логопедической группыКонспект интегрированного занятия «В гостях у Бабушки-Забавушки» (Экскурсия в мини-музей «Русская изба») для детей старшей логопедической группы

Департамент образования города Москвы Северо-Западное окружное управление образования Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1747» дошкольное отделение «Звездочка» Москва, 3-ий Митинский переулок, д.6, корп. 2, тел.: 8 (495) 753-32-02

Подготовили и провели

воспитатели ГБОУ «Школа № 1747» д/о «Звездочка»

  • Насртдинова Елена Александровна,
  • Коротеева Марина Александровна.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Расширить представления детей о русской народной культуре. Сформировать первичные представления детей о русском быте, утвари русской семьи, игрушках.
  • Образовательная область «Речевое развитие»
  • Обогащать словарный запас детей, познакомить с названиями частей избы, русской утварью: ухват, лопата для хлеба, люлька, чугунок, красный угол, туеса. Развивать диалогическая речь детей, продолжать формировать умение отвечать на вопросы.
  • Развивать память, логическое мышление, воображение детей.

Образовательная область «Социально-нравственное развитие»

  • Прививать интерес к русской культуре, истории своего народа, приобщать детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству (пословицы, потешки, колыбельные).
  • Развивать умение работать сообща, внимательно слушать педагога, включаться в диалог.
  • Формировать трудовые умения и навыки в изготовлении поделок из ткани.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • Развивать творческие возможности в процесс интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, игровой.
  • Сформировать умение детей в изготовлении простейшей тряпичной куклы.
  • Формировать умение узнавать характер музыки.

Образовательная область «Физическое развитие»

  • Формировать умение двигаться в такт музыки. Познакомить с новой русской подвижной игрой «Карусель».

Оборудование: экспонаты мини-музея «Русская изба»: старинная домашняя утварь, картинки с изображением современных предметов быта и мебели, бубен, ленты по количеству детей, ткань и нитки для изготовления кукол-оберегов.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, знакомство с русской народной игрушкой, русскими народными играми.

Ход занятия:

Воспитатель спрашивает в группе:

Воспитатель: — Ребята, как называется страна, в которой мы с вами живем? (Россия) В старину нашу страну называли Русь.

Ребята, а хотите ли вы узнать, как жили в старину наши предки? (Да) Сегодня мы с вами посетим очень интересное место — русскую избу, очень похожую на ту, в которой жили русские люди много лет назад. Мы увидим предметы, которыми пользовались в старину.

Дети приходят в музей.

Воспитатель: — Вот мы и пришли в нашу избу!

В сарафане, с хлебом и солью, детей встречает второй воспитатель — Бабушка-Забавушка, в дальнейшем проводящий занятие.

Бабушка-Забавушка: — Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы. Милости просим к нам в гости в избу. Проходите, добро пожаловать!

Дети садятся на лавочку.

Бабушка-Забавушка: — Просим к нам в избу,

Красному гостю — красное место.

В тесноте да не в обиде,

Где потеснее, там и веселее.

Бабушка-Забавушка: — Ребята, а как встречали гостей раньше? В старину гостей встречали шутками, прибаутками да играми. Давайте и мы с вами поздороваемся друг с другом.

Проводится пальчиковая игра «Гости».

Бабушка-Забавушка: — Ребята, а знаете, как люди строили свои избы? А строили их так: было на Руси правило: шел хозяин к соседу: «Приходите, — говорил, — люди добрые, помогите мне избу строить». «Непременно придем!» — отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу, и тот ему не отказывал в помощи.

Наутро много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу». А строили такую избу из деревянных бревен. «Рубить избу» означает строить, а строили ее топорами. На Руси такие мастера были, что могли построить избу без единого гвоздя, так бревна подтесывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной.

Что же значит «рубить избу»? (Построить ее при помощи топора).

Бабушка-Забавушка: — Чтобы дом был счастливым, нужно было следовать традициям предков. В стене или крыше нового дома проделывали отверстие, чтобы через него вылетели все беды и напасти. Когда же все было готово, в жилище сначала пускали кошку или курицу с петухом, которые определяли, можно ли здесь жить.

Но на Руси люди умели не только хорошо работать, но и веселиться. Послушайте, какую веселую мелодию придумал русский народ. Ноги сами в пляс идут. Ну-ка, выходи, честной народ, на пляску русскую.

Вместе с воспитателем дети выполняют произвольные движения под русскую народную пляску «Барыня».

Бабушка-Забавушка: Важное место в избе занимала печь. Печь была неотъемлемой частью жилища. Для чего она служила? (Была источником тепла и света.) Она занимала большую часть дома. Даже загадка есть о печи: «Чего из избы не вытащишь?». Что еще можно было делать на печке? (На печке можно было спать, или лежать, греться.) Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. Но на печи не только можно было спать и греться возле неё. А что еще она могла делать? (Печь хлеб, готовить пищу.)

А для чего нужна эта длинная палка, да еще с рогами? (Выслушать варианты ответов детей.) Это ухват. Он был нужен для того, чтобы горячий чугунок с супом или кашей из печи вытащить. А эта лопатка? (Выслушать варианты ответов детей.) А лопата была нужна для того, чтобы хлеб из печи доставать. А вот он и хлебушек поспел.

Воспитатель предлагает почувствовать аромат свежего карава. я

Бабушка-Забавушка: — Какой хлебушек? (Ароматный, душистый, свежий…)

Ребята, а кто знает пословицы о хлебе? (Был бы хлеб, а каша будет… Без соли, без хлеба – половина обеда. Хлеб – батюшка, вода – матушка. Покуда есть хлеб, да вода – все не беда. Плох обед, коль хлеба нет.) А вот еще одна: «Сытый думает о деле, а голодный о хлебе.»

Бабушка-Забавушка: — Самое главное место в избе — «красный угол». «Красный угол» — самое почетное место в доме. Само название угла «красный» означает «красивый». Его убирали вышитыми полотенцами. «Красный угол» старались держать в чистоте и нарядно украшали. В доме прорубали невысокие двери с порогом. Когда гость заходил в дом, ему приходилось кланяться на «красный угол», а уж потом он здоровался с хозяевами. Человек, пришедший в избу, мог пройти в «красный угол» только по приглашению хозяев.

В «красном углу» главное место занимал стол. «Хлеба ни куска – стол — доска» — так говорили крестьяне. В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом, полки для утвари.

Бабушка-Забавушка: — Ребята, а посмотрите, что на полке стоит? Да, это та посуда, которой пользовались люди в деревнях. Сделана она из дерева, из глины. Туеса (воспитатель показывает и дает потрогать детям) сделаны из коры деревьев. В них хранили продукты. А это различные кувшины для жидкости: для молока, для меда. Все это называется кухонная утварь. А вот и ведра, и коромысло. Для чего нужно было коромысло? Да, ведь неудобно тяжелые ведра в руках нести, вот и придумали коромысло.

Обобщающая часть: проводится игра «Старое — новое». Воспитатель показывает картинки с современными предметами, а дети находят старинные аналоги.

Бабушка-Забавушка: — В старину дети тоже любили играть в игрушки, как и вы. Игрушки делали из разного материала, что было под рукой из того и мастерили: лепили из глины, выстругивали из дерева, вязали из ниток, из тряпочек, вырезали из кости. Потом игрушки постепенно совершенствовались. Полюбуйтесь красавицами матрешками. Фигурка матрешки выточена из деревянного бруска. Она разнимается на две части, в ней оказывается еще фигурка. И так несколько кукол. Матрешка это символ какой страны? (России.) Старинные традиции до сих пор сохраняются, хотя в мире игрушек все изменилось. Из какого материала сейчас больше всего игрушек? (Из пластмассы.) Девочки очень любили играть с куклами, качать колыбельку. А вы помните, мы с вами учили колыбельную песню?

Бабушка-Забавушка предлагает девочкам покачать колыбельку и спеть колыбельную песню:

Спи моя хорошая, баю-баю-бай.
Куколка любимая, глазки закрывай.
Я тебя раздену, уложу в кровать.
Завтра встанем вместе, будем вновь играть.

После этого воспитатель показывает тряпичную куклу.

Бабушка-Забавушка: — Такие куклы делали для своих детей их близкие: мамы, бабушки, старшие сестры и братья. Это были не простые куклы, их называли оберегами. Как вы думаете, что это обозначает?

Ребята, вы хотите сделать такую куклу? (Да). Кому вы ее подарите? (Маме, бабушке, сестренке.)

Дети под руководством воспитателя делают бесшовную тряпичную куклу.

Бабушка-Забавушка: — Сегодня мы с вами путешествовали в прошлое и научились делать тряпичную куклу-оберег.

Когда люди отдыхали, во что они любили играть? (В подвижные игры.) Хотите поиграть в подвижную игру? (Да.) С кого начнем игру? Кто скажет считалку?

(Едет Ваня, в красной шапке,
На серебряной лошадке.
Золотой уздой звенит,
Во все стороны глядит.

Плеточкою машет,
Под ним лошадка пляшет.)

Под музыкальное сопровождение проводится подвижная игра «Карусель».

В центре зала стоит взрослый. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему лентами. Дети (по количеству ленточек) стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого — конец ленточки. Сбоку от круга на скамейке стоит ребенок с бубном.

I часть. Дети шагом идут по кругу, высоко поднимая ноги. Музыкант ритмично ударяет в бубен. Затем он кладет бубен на скамейку и встает в общий круг.

II часть. Под музыку дети бегут по кругу. С ее окончанием каждый быстро старается взять ленту. Оставшийся без ленты становится музыкантом. Игра проводится несколько раз.

Бабушка-Забавушка: — Понравилось ли вам у нас? Что нового вы узнали сегодня? (Дети отвечают на вопросы).

Воспитатель: — Спасибо, хозяюшка! Нам все очень понравилось.

Бабушка-Забавушка: — Милости просим, приходите еще! Будем вам рады!

Дети прощаются с хозяюшкой и возвращаются в группу.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год