Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конкурс эрудитов «Ребенок в мире железнодорожных профессий» для детей 5-7 лет
Викторины
Автор: Сташкова Татьяна Николаевна   
30.07.2015 00:08

Конкурс эрудитов «Ребенок в мире железнодорожных профессий» для детей 5-7 летКонкурс эрудитов «Ребенок в мире железнодорожных профессий» для детей 5-7 лет

Сташкова Т. Н., старший воспитатель, педагог-психолог д/с № 47 ОАО «РЖД» г. Александров,

Владимирской области

В развлечении использованы стихотворения педагогов детского сада.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, чтение, двигательная.

Цель: ранняя профориентация на профессии железнодорожного транспорта.

Задачи:

 

Скачать конспект

Образовательные:

  • закреплять, расширить и обобщить знания детей о железной дороге и профессиях железнодорожников
  • знакомить с социограммами железнодорожных профессий
  • активизировать словарь детей
  • уточнить знания о железнодорожных вокзалах
  • формировать представления об истории железной дороги
  • тренировать умение быстро и четко отвечать на вопросы
  • формировать умения применять полученные знания на практике.

Воспитательные:

  • прививать интерес к окружающему миру
  • воспитывать умения самостоятельно отвечать на вопросы
  • воспитывать умение работать в команде
  • развивать нравственные качества
  • развивать трудолюбие
  • воспитывать гордость за труд железнодорожников.

Развивающие:

  • развивать представления о профессиях железной дороги на основе игры-соревнования
  • способствовать в игре развитию взаимопонимания со сверстниками, снятию мышечного и эмоционального напряжения
  • способствовать сплочению детской группы
  • развивать познавательные процессы
  • развивать чувство эмпатии, умение осознанно воспринимать свои собственные эмоции – чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других.

Здоровьесберегающие:

  • использовать здоровьесберегающие элементы (динамические паузы, физкультминутки)
  • следить за выполнением санитарно-гигиенических требований.

Принципы нетрадиционного мероприятия:

  • постоянная обратная связь
  • диалогизация
  • активная стимуляция развития
  • эмоциональный подъем
  • свобода выбора
  • погружение в проблему
  • гармонизация развития.

Педагогические приемы привлечения и удержания внимания детей:

  • изменение интонации, тембра, высоты и громкости голоса
  • выдерживание паузы, резкое изменение темпа речи
  • прерывание речи, использование догадки
  • «забывание» достаточно очевидных фрагментов речи с просьбой напомнить
  • жестикуляция
  • риторические вопросы
  • контрольные вопросы, которые задаются по только что изложенному материалу с требованием исчерпывающего ответа
  • активное ассистирование – педагог просит детей дополнить ответ на основе имеющихся знаний и опыта
  • экстрараздражители – внезапно педагог роняет ручку, книгу, включает музыку, свет
  • «ошибка» воспитателя» — педагог намеренно допускает ошибку, а дети должные ее заметить. Если этого не произошло, то возвращается к ошибке и спрашивает: «Я верно говорю?»

Планируемые результаты:

  • проявляет интерес к профессиям ЖД транспорта
  • принимает активное участие в продуктивной деятельности
  • проявляет активность при ответе на вопросы конкурса
  • владеет основными движениями при выполнении упражнений физкультминутки
  • может рассказать о железной дороге, профессиях и социограммах
  • проявляет эмоциональную отзывчивость на стихотворения о профессиях
  • проявляет интерес к окружающему миру
  • отвечает на вопросы о железной дороге и ее профессиях
  • выполняет правила конкурса
  • следит за игровыми действиями детей
  • выполняет задания.

Материалы и оборудование:

Практический материал:

  • «билеты» на поезд.

Иллюстративный материал:

  • книги о железной дороге
  • иллюстрации о железной дороге
  • плакаты о безопасном поведении на железной дороге
  • эмблемы команд
  • карточки с эмблемой детского сада за правильные ответы
  • плакаты о железной дороге и ее профессиях.

Предварительная работа:

  • чтение и заучивание рассказов, стихов, сказок, частушек о железной дороге
  • отгадывание загадок
  • рассматривание иллюстраций
  • знакомство с профессиями железнодорожной магистрали
  • изготовление книжек-самоделок родителями с детьми на тему «Я работаю на железной дороге»
  • рисование на тему «Мои родители – железнодорожники».

Содержание образовательной деятельности детей:

Конкурс проводится в виде соревнования двух команд.

Детей можно разделить на две команды следующим образом: 4 картинки с изображением паровозов красного, синего, желтого и зеленого цветов разрезаются на две части (получается 8 половинок). Так как детей в группе больше, количество паровозов дублируют. Части картинок перемешиваются и раскладываются на столе картинками вниз. Дети ищут свою вторую половинку и объединяются в команды.

Команды получают названия – «Паровозик» и «Гудочек», им раздаются соответствующие эмблемы. За каждый правильный ответ командам дают карточки с эмблемой детского сада.

1. Организационный момент Постановка целей.

Педагог-психолог:

- Сегодня мы отправимся в путешествие на поезде. Вы будете останавливаться на разных станциях, где вам будут предложены задания. По результатам ответов вы будете получать карточки с эмблемой детского сада. Желаю успеха!

2. Основная часть

Педагог-психолог:

- Вы готовы отправиться в путешествие? Поезд уже нас ждет.

Роль поезда могут выполнять стульчики, поставленные друг за другом.

Дети идут в кассу и покупают билеты. Каждый билет – карточка, на одной стороне которой обозначен номер вагона (номер стульчика), а на другой — картинка паровозика с изображением другой цифры, которая означает, сколько игрушек каждый ребенок может взять с собой.

При проверке билетов педагог просит прочитать номер вагона и проверяет количество взятых игрушек.

Билеты проверены, все отправляются в путешествие.

На вокзале, в первом зале,
Мы билеты в кассе взяли.
Только сели мы в вагон –
Побежал по рельсам он.

( «Белый терем – зимний лес» Владимир Степанов)

  • Первая остановка «Историческая»

Вопросы командам (каждой команде по 3):

  1. Что такое паровоз?
  2. Кто изобрел и построил первый в мире паровоз?
  3. Где была построена первая железная дорога в мире и когда появилась профессия машинист?
  4. Кто построил первый паровоз и железную дорогу в России?
  5. Как называлась первая железная дорога?
  6. Почему про первые паровозы говорили «самовар в упряжке ходит»?

Примерные ответы:

  1. Паровоз – это первенец в семействе локомотивов.
  2. Первый в мире паровоз изобрел и построил в 1803 году английский горный инженер Ричард Тревик. Машина весила 5 т и шла со скоростью 8 км/ч. Представляла из себя паровой котел на четерехколесной тележке.
  3. В 1825 году Джордж Стефенсон построил первую в мире железную дорогу общего пользования с паровой тягой между городами Стоктоном и Дарлингтоном в Англии. Эту дату можно считать датой появления профессии "машинист".
  4. Создателями отечественного «пароходного дилижанса», так называли в те времена паровозы, и чугунного «колесопровода», иными словами – железной дороги, были отец и сын Черепановы – Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович.
  5. Через три года открылась знаменитая Царскосельская железная дорога в Петербурге.
  6. Паровоз передвигался при помощи пара.

Задание:

3. 1 Игра

Команды должны на скорость собрать из разрезных карточек фотографию первого паровоза.

  • Вторая остановка «Вокзалы Московской железной дороги»

Вопрос:

  1. Откуда начинается для пассажира железная дорога?
  2. Командам предлагаются наборы букв, из которых можно сложить слова «Москва», «Александров». Рассказать о вокзалах этих городов, показать на фотографиях.

Примерные ответы:

Вокзал – это специальное здание, расположенное на больших железнодорожных станциях. Для пассажира это место, откуда начинается железная дорога. Здесь он покупает билет на поезд, отсюда отправляется в путь. Для железнодорожников – это место работы. Вокзалы всегда принадлежат пассажирской станции. Некоторые вокзалы старинной постройки очень красивы и являются памятниками архитектуры. Купив билет, можно пройти в зал ожидания, и там, в кресле, подождать нужный поезд. На больших вокзалах есть туалет, комната отдыха, камера хранения багажа, ресторан, кафе и многое другое. Здесь можно посмотреть расписание поездов.

На маленьких станциях тоже имеется касса продажи билетов, но нет тех удобств, которые можно встретить на больших вокзалах.

1. Вокзал Александрова была построен более ста лет назад. За эти годы не раз изменялся внешний вид вокзала (он был покрашен в разные цвета). Сейчас здание сине-серое, что отражает цветную маркировку Московской железной дороги.

Вокзал станции Александров, Московская железная дорога

2. Ярославский вокзал в Москве – это старинное здание, пассажирский терминал станции Москва – Пассажирская — Ярославская, один из девяти вокзалов Москвы, крупнейший по объёму перевозок, ежесуточно обслуживающий около 300 пар поездов. Первый поезд по маршруту Москва — Сергиев Посад отправился с вокзала 22 июля 1862 года.

2. Какая команда быстрее найдет точно такой же вокзал внизу, как и вверху, в рамочке.

  • Третья остановка: «Конкурс капитанов», блицтурнир

Отгадайте загадки (каждому капитану – по 2 загадки в достаточно быстром темпе)

1. Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым, стальным дорожкам
Ходят синие дома. (поезд)

2. Железные избушки
Прицеплены друг к дружке.
Одна из них с трубой
Везет всех за собой. (локомотив и вагоны)

3. В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (поезд)
4. Я вошел в зеленый дом,
Но недолго пробыл в нем.

Оказался этот дом

Быстро в городе другом. (пассажирский поезд)

  • Четвертая остановка «Профессия машинист»

Н. Нарзуллаев

Со свистом поезд мчится,
Не может опоздать,
Я стану машинистом!
А ты кем хочешь стать?

Вопрос:

  1. Кто такой машинист и что он делает на железной дороге?
  2. Каким должен быть машинист, чтобы успешно работать на железной дороге?

Примерные ответы:

  1. Машинист – это специалист по вождению поездов, он осуществляет управление локомотивом.
  2. Должен быть здоровым, внимательным, осторожным, сообразительным; наблюдательным; осмотрительным; решительным; выдержанным; дисциплинированным; организованным; ответственным; иметь хороший слух (навыки различения сигналов); острое зрение; высокую точность движений.
  3. Конкурс «Нарисуй машиниста»
  4. 2 Игра

Для этого задания потребуется большой лист бумаги (1/2 ватманского листа и фломастеры).

Каждой команде предлагается нарисовать машиниста. Рисовать должны одновременно все. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее и лучше.

Чтобы выполнить это задание, детям нужно не только уметь рисовать и не только знать части тела человека, но и учиться сотрудничать друг с другом.

  • Пятая остановка Физкультминутка «Тепловозы»

3. 3 Игра

Педагог-психолог:

Поднимаю флажок вверх –
Поезд должен двигаться вперед,
Опускаю вниз – назад,
Круговые движения флажком-

Поезд дожжен двигаться медленно.
Дети делятся на две команды.

По одному ребенку из каждой команды ( «тепловозы») встают рядом с капитаном команды ( «составителем поездов»).

На противоположной стороне зала находятся остальные дети – «вагоны».

По команде «тепловозы» должны добежать до «вагонов», прицепить один из них (взять за руку) и вместе вернуться на линию старта. Игра продолжается до тех пор, пока все «вагоны» не окажутся прицепленными к «тепловозу».

Во время игры капитан подает сигналы флажком, а дети выполняют движения в соответствии с их значением.

Побеждает команда, игроки которой действовали точно по сигналу.

  • Шестая остановка «Профессия проводник поезда»

Я хочу быть проводницей
И объехать всю страну.
Объявлять я буду станции,
Ни одну не пропущу.

Вопросы:

  1. Кто такой проводник железной дороги?
  2. Какими способностями, личными качествами должен обладать проводник? Какие у него должны быть интересы и склонности?

Примерные ответы:

  1. Проводник – работник, который обслуживает пассажирские железнодорожные вагоны. Следит за техническим состоянием вагона, содержит в исправности внутреннее оборудование, обеспечивает работу приборов отопления, освещения, вентиляции, холодильных установок. Он обслуживает пассажиров, обеспечивает безопасность их посадки и высадки, контролирует соблюдение правил провоза ручной клади. Информирует пассажиров о названиях пунктов остановок и продолжительности стоянок поезда, механика-бригадира поезда — о наличии свободных мест.
  2. Способности, личностные качества, интересы и склонности: проводник должен быть дисциплинированным; организованным, дисциплинированным; ответственным; пунктуальным, педантичным; способным к переключениям с одной деятельности на другую; старательным, исполнительным; трудолюбивым; с острым зрением; острым слухом; хорошей памятью; твердостью руки; выносливым, сильным, быстрым; уметь грамотно выражать свои мысли; сохранять работоспособность при недостатке сна.
  • Седьмая остановка «Выбери предмет, нужный железнодорожнику для работы»

3. 3 Игра

-Предлагаю командам картинки с изображениями предметов. Необходимо выбрать предметы, которые относятся к железной дороге, объяснить свой выбор. Какая команда справится быстрее?

Музыкальная пауза

Дети исполняют гимн детского сада.

  • Восьмая остановка «Осмотрщик вагонов»

Вопрос:

  1. Что делает на железной дороге осмотрщик вагонов?
  2. Каким должен быть осмотрщик вагонов, чтобы успешно работать на железной дороге?

Примерные ответы

Осмотрщик вагонов – работник железной дороги, который следит за исправностью всех грузовых и пассажирских вагонов. Он проходят вдоль вагона и специальным молотком на длинной ручке простукивают буксы и колесные пары. Без его сигнала о том, что все благополучно, поезд дальше не поедет.

Способности, личностные качества, интересы и склонности: внимание – главное качество осмотрщика вагонов. Кроме того, он должен иметь быструю реакцию; оперативность; образное мышление (способность мысленно воссоздать сложную обстановку на участке); концентрацию внимания (способность в течение долгого времени заниматься определенным видом деятельности); высокий уровень устойчивости внимания; хорошая моторная память (на действия); хорошую координацию пальцев; острое зрение; хороший слух; способность быстро принимать решение; выносливость; ответственность; наблюдательность; организованность; собранность; находчивость.

  • Девятая остановка «Профессия монтер пути»

Мы – монтеры пути!
С инструментом в руках,
В желтых жилетах,
Всегда на путях!

В летний зной,
В зимний день,
Утром, вечером, днем
Мы – монтеры пути

По шпалам идем!
Не поедут без нас
Никогда поезда:
Ремонтируем рельсы

Мы на совесть всегда!

Вопрос:

  1. Что делает на железной дороге монтер пути?
  2. Каким должен быть монтер пути, чтобы успешно работать на железной дороге?

Примерные ответы:

  1. Монтер пути – рабочий, который ремонтирует железнодорожный путь.
  2. Эта профессия требует силы, выдержки, самых разнообразных навыков и знаний; хорошей памяти (на действия); хорошую координацию пальцев; острое зрение; хороший слух; способность быстро принимать решение; выносливость; ответственность; наблюдательность; организованность; собранность; находчивость.
  • Десятая остановка «Вокзал будущего»

3. 4 Игра

Из мягких модулей командам необходимо построить вокзал будущего, причем каждый игрок команды должен по очереди подбежать и поставить только один модуль.

4. Рефлексия

Педагог-психолог:

- Вот и закончилось наше путешествие. Давайте подсчитаем количество эмблем у той и другой команды (количество сравнивают). Все дети получают по сувениру-паровозику.

Профессий много на земле-
Шахтер, кузнец, сапожник,
Но мы решили – лучше всех,
Конечно, железнодорожник.

Чаепитие.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год