Цель урока - создать условия для применения знаний и умений определения географических координат.
Задачи:
- обеспечить усвоение и закрепление понятий: "географическая широта", "географическая долгота", "географические координаты";
- создать условия для формирования и закрепления умений определять географические координаты объектов на карте полушарий;
- развивать кругозор учащихся, устную и письменную речь, умение работать с информацией, ориентироваться по географической карте.
Материально-техническое обеспечение:
- Учебник "География 5-6 классы" учеб. для общеобразоват. организаций / А.И. Алексеев, В.В. Николина. М.: Просвещение, 2015.
- Атласы.
- Физическая карта.
- Глобус
- Компьютер.
Ход урока
Организационный момент
- Добрый день ребята. Сегодня мы продолжаем изучать правила работы с географической картой.
Отец географии – Эратосфен, живший в 276 -194 гг. до н. э. впервые предложил наносить для изображения земной поверхности условные линии, которые мы называем сейчас параллелями и меридианами. А вот что вы о них знаете, сейчас проверим.
Проверка домашнего задания
Загадки, связанные с географическими названиями карты
- На столе передо мной закрутился: шар земной: Арктика, Экватор, Полюс, - уместил всю землю... (Глобус)
- На глобусе найдете адресок - на талии планеты поясок,а на карте? (Экватор)
- Круглая Бочка 333 ободочка. (Земля и параллели)
- Глобус делит ровная линия условная. Выше – север, ниже – юг,назови границу, друг. (Экватор)
- Вопрос не очень простой - в Гринвиче он нулевой. (Меридиан)
- Сверху полюс, снизу полюс, посредине жаркий пояс. (Экватор)
- Глобус весь пересекают,сходятся на полюсах.Через сушу, океаны пролегли. (Меридианы)
- Эти линии, ребята, параллельны все друг другу. Догадаться вы сумели, что же это? (Параллели)
Введение в тему урока
Учитель просит внимательно прослушать стихотворение (слова стихотворения взяты из ресурсов Интернет) и определить, какая географическая тема объединяет эти все эти строчки? (Карта)
На … огромная планета Земля:
Реки и горы, равнины, моря.
Точка на … зовется "объект" -
Такое понятие ввел человек.
Сегодня мы с вами узнаем о том,
Что каждая точка имеет свой дом.
- Чтобы найти этот дом нужно воспользоваться на карте условными обозначениями, а вот какими, поможет нам определить.
Основная часть урока
Учитель: Рене Декарт (1596-1650) - гениальный французский ученый и мыслитель XVII века. Всю свою жизнь Рене Декарт посвятил науке. Внес свой вклад в развитие математики, физики, философии и физиологии.
Рене Декарт (1596-1650) французский математик и естествоиспытатель
- Главное достижение Декарта – построение аналитической геометрии, в которой геометрические задачи переводились на язык алгебры при помощи метода координат.
Метод координат – это способ определять положение точки или тела с помощью чисел или других символов. Числа, с помощью которых определяется положение точки, называются координатами точки
- В географии – это географические координаты.
Задание
- Определите, какие линии, всегда имеющиеся на карте и глобусе, зашифрованы.
- Линии параллельные экватору - ЛАПЕРЛАИЛ (параллели)
- Линии, проведенные от полюса к полюсу - НДМИРЕИЫА (меридианы)
- Как называются точки пересечения этих линий? КДИООНАЫТР (координаты)
Учитель: Точки пересечения параллелей и меридианов называются – координатами, т.е. "дом точки - объекта"
- Для чего нужны параллели и меридианы? (для ориентирования, определения места различных географических объектов на поверхности Земли (определения географических координат)
- Так какая же задача стоит перед нами? (научиться определять координаты точки на карте)
- Для начала воспользуемся подсказкой. (Таблица отображена на интерактивной доске экрана) Обсуждение.
Вопросы
|
Меридианы
|
Параллели
|
Что это за линии на карте?
|
Полуокружности, соединяющие географические полюса.
|
Линии, проведенные параллельно экватору
|
Найти географическую широту
|
-
|
Найти параллель, на которой расположена точка
|
Найти географическую долготу
|
Найти меридиан, на которой расположена точка
|
-
|
Найти координаты
|
Найти долготу
|
Найти широту
|
Как называется главная линия?
|
Начальный или Гринвичский
|
Экватор 40076 км
|
На какие полушария делит земной шар?
|
Восточное и западное
|
Северное и южное
|
Точка пересечения параллелей и меридианов
|
Географические координаты широта и долгота
|
- Обычно, чтобы определить какую-то точку, необходимо знать как широту, так и долготу, но есть исключение.
Загадка
Зная только широту,
Мы узнаем точку ту. (Полюс)
- Первая географическая координата какой-либо точки – это расстояние от нее до экватора. Называется она географическая широта.
- Чтобы определить широту какого-нибудь города или другого пункта, нужно определить широту параллели, на которой он находится.
- Например, Санкт-Петербург имеет широту 60°с.ш., потому что он расположен на параллели, отстоящей от экватора.
- Вторая географическая координата определяется с помощью линий называемых меридианами (в переводе означает "полуденная линия"), эта линия соединяет полюса.
- Чтобы определить географическую долготу города либо другого пункта, нужно найти меридиан, на котором он находится.
- Долгота может иметь значения от 0° до 180°.
- Чтобы определить географическую долготу города либо другого пункта, нужно найти меридиан, на котором он находится. Например, Санкт-Петербург имеет долготу 30°в.д., потому что он расположен на меридиане, отстоящем от начального меридиана на 30°.
Практическая часть
Стр. 178-179 - карта полушарий.
Задание: отметить на контурной карте.
- Точку, имеющую а) северную и б) южную широту
- Точку, имеющую а) восточную и б) западную долготу
- 0°-й, и 180°-й меридиан; экватор, 90° с.ш., 90° ю.ш.
- Найдите точку на карте, где географические координаты точки 0 ш.0 д. Отметить ее на контурной карте.
Индивидуальное задание
(см. полную версию работы)
Часть обучающихся получают карточки и определяют по координатам объекты, у другой части указан объект, но нет координат, нужно найти объект на карте и определить координаты. Индивидуальная работа по карточкам а затем взаимопроверка в парах указанных учителем. (например, Екатерина (координаты) – Ольга (название объекта), Татьяна – Николай)
После проверки ребята проводят самооценку правильности выполнения задания.
Применение знаний
Задание на внимательность
- Определите, верны ли координаты столицы нашего округа, города Ханты-Мансийска. Найдите ошибку 610 ю.ш., 690 з.д. (Нет, указана южная широта)
Подведение итогов урока
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- То, что вы сегодня получили на уроке, может ли это пригодиться в жизни?
- Молодцы! Все сегодня работали хорошо! (Выставление оценок за урок)
Людмила Вячеславовна Наумова, МКОУ ХМР "СОШ им. В.Г. Подпругина" с. Троица