Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Влияние народно-декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей дошкольников
ИЗО детям
Автор: Надежда Леонидовна Лукова   
03.04.2014 18:51

Влияние народно-декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей дошкольниковМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 43 «Снежинка» комбинированного вида города Белово»

Актуальность проекта
Развитие ребенка как целостной личности — основная задача всех современных программ воспитания дошкольников. Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное — качество не врожденное. Оно формируется с раннего детства как результат сложного и продолжительного духовного формирования личности.  В.А. Сухомлинский писал: «Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности. Потребность в красивом, утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому. Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя».

Скачать полный конспект

Одно из направлений в работе с детьми дошкольного возраста является создание условий для формирования гармоничной, духовно-богатой, интеллектуально-развитой личности.
Приобщение к народному искусству — это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.
Исследования  Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной,  Е. И. Васильевой, Т. С. Комаровой, Ю. В. Максимовой, Р. Н. Смирновой, Т. Н. Дороновой, А. А. Грибовской и др. рекомендуют включить знакомство с различными  видами искусства в образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста. Данная работа поможет реализации таких знаний, умений и навыков которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
Поэтому я решила разработать проект по организации работы с детьми по теме «Влияние народно декоративно-прикладного  искусства на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста». работу в этом направлении.
Первичная диагностик помогла выявить следующие моменты:
Первичная диагностика

12% детей выделяют средства художественной выразительности;
10% детей различают виды народного декоративно-прикладного искусства (народная игрушка, росписи: дымковская, городецкая, хохломская, жостовская, гжельская);
у 49% детей вызывает затруднения в выборе сочетания цветов, передачи композиции в зависимости от назначения узора(симметричного, асимметричного);
у 36% детей не сформированы представления о передачи колорита росписи, о выделении элементов узора (геометрических, растительных);
5 % детей знают историю создания видов народного декоративно-прикладного искусства;
15% детей проявляют творческие способности.
Анализ детских работ по декоративному рисованию, наблюдения их в  игровых ситуациях («одевание» дымковских игрушек, работа в «мастерских» народных умельцев, «посещение выставок народного искусства и др.) показали, что у детей низкий уровень знаний о народном декоративно-прикладном искусстве.
Возникла необходимость создать условия для накопления ребёнком знаний и умений  распознавания видов народного декоративно — прикладного искусства.
Цель проекта: способствовать развитию творческих способностей дошкольников через знакомство с народным декоративно — прикладным искусством.
В соответствии с выбранным направлением для реализации цели в процессе учебно-игровой деятельности, поиска эффективных способов развития творческих способностей дошкольников, поставили следующие задачи проекта:
1.    Знакомить с многообразием народного декоративно — прикладного искусства;
2.    Учить выделять средства художественной выразительности;
3.    Учить различать виды народного декоративно-прикладного искусства;
4.    Формировать преставления о передачи колорита росписи, о выделении элементов узора;
5.    Развивать творчество и фантазию, любознательность, наблюдение и воображение;
6.    Создать развивающую среда стимулирующую творческую активность детей.
7.    Привлечь  родителей.
Образовательная область: овладение видами народного декоративно — прикладного искусства в целях развития творческих способностей дошкольников.
Вид проекта: информационно- практический
Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), воспитатели, родители,  музыкальный руководитель.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2012г. – май 2013г.
Формы реализации проекта:
•     Диагностика (определение уровня знаний и умений распознавания видов народного декоративно — прикладного искусства).
•    Экскурсии  вне детского сада (краеведческий музей выставочные залы, дворец творчество) и наблюдения.
•    Организованные формы обучения на занятиях.
•    Совместная деятельность взрослого и ребёнка.
•    Самостоятельная деятельность ребёнка.
•    Ознакомление с окружающим.
•    Развитие речи.
•    Художественная литература.
•     Викторина.
•    Взаимосвязь видов деятельности (рисование, лепка и аппликация).
•    Дидактические и подвижные игры (народные).
•    Сюжетно — ролевые игры («Экскурсия в музей», «Магазин» и  др.).
•    Музыкальное занятие (танцы «Хороводные» «Танец матрешек» и др.; игра на музыкальных инструментах и др.).
•    Физкультминутки.
•    Консультации для родителей.
•    Комплексное итоговое занятие по изобразительному искусству «В гостях у народных мастеров».
•    Полочка красоты.
Принципы реализации проекта:
Принцип систематичности и последовательности. Связан с решением детьми различных по сложности живописных, пластических и композиционных задач, в освоении ими разнообразных материалов и технических приемов их обработки. К выполнению нового задания надо приступать только тогда, когда мы убеждаемся, что дети свободно и осознанно справляются с предыдущим.
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учёт личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития;
Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми народных традиций. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
Принцип опоры на интересы детей. Создание игровых ситуаций, нестандартные формы проведения занятий и др.
Принцип создания естественной непринужденной обстановки, в которой развивается свободная творческая личность. Создание микроклимата в группе.
Принцип стимулирования детей.
Материально – техническая база: развивающая среда, музыкальное сопровождение,  видео- и аудиозаписи,, наглядный и демонстрационный  материал, уголок   народного декоративно — прикладного искусства (полочка красоты).
Методическое обеспечение: О.А. Скоролупова «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно — прикладным искусством»,  А.А.  Грибовская «Народное искусство и детское творчество», Т.Н. Доронова «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей.
Ожидаемый результат проекта:
1.    Расширить представление детей о декоративном искусстве на 50 %.
2.    Приобщить детей к истокам народного искусства, дать возможность, усвоив навыки, почувствовать радость творчества.
3.    Пополнить развивающую среду в группе по народному декоративно-прикладному искусству («Полочка красоты», народные подвижные игры, сценарии народных праздников и др.) на 50%.
4.    Воспитать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде (так как декоративно — прикладное искусство по своим мотивам близко  к природе).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год