Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Обучение детей дошкольного возраста рисованию
ИЗО детям
Автор: Ирина Янчевская   
15.10.2014 19:17

Обучение детей дошкольного возраста рисованиюОбучение детей дошкольного возраста рисованию.

Обучение рисованию детей способствует формированию у детей способности к поиску знаний, креативности, а так же развитию творческой личности. Методы обучения рисованию должны быть направлены на развитие у ребенка эстетического воспитания; на развитии отражать в рисунках окружающую действительность, воплощать замыслы, на поиски детьми способов изображения, обучения их этими способами на занятиях. Методы обучения рисованию должны возбуждать у детей интерес, вызывать эмоциональное отношение к изображаемому, желание оценить свои работы, заметить в них разнообразие форм, яркость цветосочетаний, расположение в пространстве.
Развитие эстетического восприятия будут проходить успешнее  в том случае, если приемы обучения будут связаны с практической деятельностью: дети учатся рассматривать и оценивать рисунки, находить наиболее выразительные работы. Дети приобретают     художественный опыт  декоративного рисования  в процессе наблюдения окружающей действительности, при ознакомлении с произведениями искусства (показ картин, предметы декоративно – прикладного искусства, образные игрушки). Наглядные и словесные методы вызывают у детей эмоциональный отклик, чувство радости.
У детей с задержкой психического развития (ЗПР) отмечается низкий уровень технических навыков рисования: это слабый нажим на карандаш, неравномерное закрашивание, выход за границы обозначенного контура, редко проявляются фантазии, отсутствует живость воображения, лёгкость при возникновении образов. Вместе с тем многие исследователи (Е.А. Екжанова, Б.М. Теплов, Т.П. Кудрина и т.д.) отмечают, что при всём несовершенстве изобразительной деятельности таких детей процесс рисования сказывается на них весьма положительно и имеет психо-коррекционную направленность воспитания и обучения. Итак, с одной стороны очевидна полезность занятий изобразительной деятельностью, с другой – сниженный интерес детей к процессу и результату рисования. Решение этой проблемы видится в использовании нетрадиционных техник изображения при обучении детей с ЗПР изобразительной деятельности. Чтобы вызвать интерес детей, необходимо по-новому подойти к преподаванию рисования. Детская работа не должна быть только живописной или графической. Она должна включать в себя и другие изобразительные материалы и средства. Идея заключается в системном использовании нетрадиционных техник рисования, в новом подходе к определению содержания обучения детей с ЗПР рисованию. Главным отличием данной системы является результат занятия – не научить ребёнка стандартному изображению предметов, а показать пути проявления и развития творчества в рисовании.


Научить изображать, то есть первоначально любить что-либо изображать – это значит сделать универсальное полезное дело для детей. Учитываются особенности развития детей с ЗПР, их возраст, применяемые технологии, тематическое планирование ДОУ, совмещение с проектной деятельностью в старшем дошкольном возрасте, интеграция предметов гуманитарно-эстетического цикла. Апробированы методы и приёмы, средства для развития творческих способностей детей, воспитания эстетического вкуса, личностного интеллектуального развития, создания ситуации успеха каждому ребёнку.
На первом этапе обучения знакомим детей с наиболее простыми видами нетрадиционных техник изображения. Обучение рисованию неправильно было бы направлять деятельность ребёнка на решение конкретных изобразительных задач, касающихся непосредственно воспроизведения форм и структуры какого-либо предмета. На этом этапе очень важно воспитать у детей с ЗПР начальные формы сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), а так же научить их концентрировать своё внимание на определённых свойствах предметов изображения.
Практика показала, что предпосылкой для развития интереса к рисованию следует считать наличие у детей ручной умелости. Но именно слабые технические умения детей с ЗПР (наряду с другими недостатками) являются в этом серьёзным тормозом. Поэтому на первоначальном этапе мы отвели значительное место организации практических занятий с «карандашом в руке», чтобы научить детей выполнять самые простейшие, элементарные действия.
Система увлекательных упражнений типа «намотаем клубок ниток», «дождик – кап-кап-кап» и многие другие, а также дидактические задачи сенсорного характера, связанные с узнаванием, называнием и различением предметов по разным признакам, дают возможность перейти к следующему этапу формирования интереса к изобразительной деятельности.
Несмотря на то, что рисование традиционно считается основным видом деятельности детей дошкольного возраста, следует считать, что на первом этапе обучения детей с ЗПР только начинается осознание процесса рисования как деятельности, результатом которой являются некоторые изображения, рисунок чего-то, кого-то, какого-то предмета или явления. В связи с этим нужно особо обратить внимание на сам процесс рисования (отрегулировать посадку детей; положение инструментов в руке; показать способы действий; предложить разговаривать в процессе рисования; помогать при затруднениях технического характера; не ограничивать формат или использовать разно-форматные листы), увлекать детей деятельностью, не фиксируя пока на результат. Создаём условия, чтобы ребёнок мог пользоваться изобразительным материалом (мелками, фломастерами, карандашами и т.д.) тогда, когда у него возникает потребность, сам выбирал во время свободной деятельности это занятие, не ограничиваясь специально отведённым для рисования временем.
При обучении детей рисованию большое место занимает метод совместных действий взрослого и ребенка – сотворчество. Воспитатель показывает детям способы выполнения заданий на занятиях рисованию. Действуя вместе с педагогом, дети легче и быстрее осваивают различные навыки и умения. Сотворчество помогает детям действовать коллективно. В процессе рисования, подчиняясь общему ритму, дети с удовольствием выполняют задания на одном,  общем листе. Совместные действия должны объединяться простым, доступным содержанием. Овладевая способами самостоятельных действий, дети могут применять освоенные на занятиях способы рисования в других условиях, без помощи взрослого. Методы обучения должны быть направлены: на формирование процессов восприятия, различия форм, цвета, их воспроизведение в рисунке.
В методики обучения рисованию в дошкольном возрасте характерным является использование игровых приемов: внесение образных игрушек, создание игровых ситуаций.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что к наиболее эффективным приемам обучения изобразительного творчества младших дошкольников можно отнести: прием совместных действий (сотворчество), рассматривание образцов, показ способов рисования,  обыгрывания персонажей, пассивные движения и т.д.
Воспитатель должен изучать ребенка, умело использовать индивидуальный подход к детям. Учитывая особенности каждого ребенка надо применять задания  разной трудности, стремится к художественному развитию каждого малыша. Многие моменты окружающей действительности ребенок не может сам ясно воспринять, запомнить, увидеть. На помощь приходят различные виды искусства: музыка, поэзия.
Именно эти приемы позволяют создать радостную и творческую атмосферу на занятии, а, следовательно, сделать процесс обучения результативным.

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год