Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Формирование логического мышления дошкольников на занятиях изобразительного искусства»
ИЗО детям
Автор: Валентина Казачкова   
12.10.2014 20:08

«Формирование логического мышления дошкольников на занятиях изобразительного искусства»«Формирование логического мышления дошкольников на занятиях изобразительного искусства»
старший воспитатель МКДОУ дс №23 Казачкова В.С.
Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса. Большинство существующих образовательных программ ориентировано на передачу обучаемым общественно необходимой суммы знаний, на их количественный прирост, на отработку того, что ребёнок уже умеет делать. Однако умение использовать информацию определяется сформированностью логических приёмов мышления и, в ещё большей мере, степенью их оформленностью в систему.
Именно дошкольный возраст является продуктивным в формировании логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.
Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.
Проблема состоит в том, что дошкольникам для полноценного усвоения материала требуются навыки логического анализа. Воспитатели в первую очередь зачастую используют упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления.

Скачать конспект

Одним из видов деятельности, где формируются элементы логического мышления, является рисование. Возможно, изобразительное искусство, как никакая другая дисциплина, благодаря образным представлениям, которыми овладевают воспитанники, способствует восприятию различных наук. Пользуясь образно-логическим мышлением, как аппаратом для получения и освоения информации, человек обогащается новым знанием. Полученные знания и умения дети могут не только с успехом использовать для решения специфических задач изобразительного искусства, но и применять более широко и в других дисциплинах, в самообразовании, в жизненных ситуациях.
В настоящее время отсутствуют методические разработки по формированию логического мышления у дошкольников на занятиях изобразительным искусством.
− Как встроить процесс логического в обучение дошкольников на базе изобразительного искусства?
− Какую форму придать этому процессу, что бы он стал эффективным?
− Какие методы использовать при формировании логической составляющей мыслительного процесса у дошкольников, для дальнейшего полноценного развития личности?
Эти вопросы возникают перед педагогом, который в процессе обучения обращается к формированию логического мышления воспитанников.
Для их решения целесообразно применить системный подход и работать над созданием методической разработки занятий изобразительного искусства, направленной на формирование логического мышления у дошкольников.
Цель должна быть не только общепедагогической, включающей обучающие и воспитательные моменты, чтобы достичь эффективности её необходимо дополнить культурологической и научной целями. Соответственно возникают задачи дидактические, связанные с выполнением стандартных требований к знаниям и умениям изобразительного искусства и нестандартные, связанные непосредственно с логикой.
Педагог изобразительного искусства должен быть специально подготовлен, быть способным продемонстрировать не только профессиональные знания и умения в изобразительном искусстве, в педагогике (о серьезной профессиональной подготовке педагога изобразительного искусства говорили многие художники-педагоги), но и  владеть  логическими умениями.
Формирование логического мышления на занятиях изобразительного искусства происходит при соблюдении ряда условий.
Первым условием формирования логического мышления детей имеет наличие четко обоснованных целей и содержания процесса формирования логического мышления дошкольников.
Вторым условием является учет особенностей детей дошкольного возраста в процессе формирования логического мышления.
Третьим условием формирования логического мышления детей имеет формирование мыслительных операций, таких как:
•    выделение свойств предметов, 
•    сравнение свойств предметов,
•     классификация.
Результат успешного формирования логического мышления на занятиях изобразительным искусством напрямую зависит не только от педагогических условий, но и от эффективности применения того или иного метода, тех или иных средств. С нашей точки зрения, наиболее эффективными являются следующие средства формирования логического мышления:
− развивающие материалы, способствующие овладением мыслительными операциями и действиями;
−  задания на формирование логического мышления, формирующие умения логически мыслить.
Задания такие как:
1) логические ряды (найти предмет, который по каким-то параметрам отличается от остальных в ряду или составлять логические ряды из набора картинок и т.п.);
2) лабиринты (прохождение разнообразных лабиринтов);
3) нахождение логических связей (например, сходные предметы: тень и того кто ее отбрасывает, хвост или часть тела и того чьи они, маму и малыша, животное и его пищу);
4) исправление ошибок (исправить неправильную форму или цвет предмета);
5) разделение предметов по признакам (например: фрукты и овощи, буквы и цифры и т.д.);
6) нахождение предметов (животное, человека) по признакам (например: у Сережи темные волосы и очки);
7) логический поезд и др.
Создание предметно-развивающей среды в группе необходимое условие в формировании логического мышления у дошкольников на занятиях изобразительного искусства, где учитываются целенаправленные взаимосвязи художественного и логического, взаимодействие воспитателя и воспитанников.
Эффективным средством формирования логического мышления у дошкольников является разработанный нами детский деревянный развивающий комплекс  , предназначенный для детей от 2 до 7 лет, который служит местом для игр и занятий.
Функциональное назначение мебели связано не только с хранением, книг и игрушек, но и с организацией пространства для активного образовательного процесса, подвижных игр и занятий изобразительным искусством.
Комплекс оснащен множеством деталей, которые предназначены для формирования логического мышления ребенка. Мебель устойчива при нагрузках, удобна для перемещения и транспортабельна. Конструкция разборных деталей обеспечивает сборку и разборку, а также - замену дидактического материала для разных возрастных групп без повреждения изделия.
В комплекс входят стол, стул и многофункциональная вешалка. Стол «Слон» (Рис.№1) имеет полку для учебных принадлежностей, перекладину для ног, часы, столешница поднимается на разные уровни, в соответствии с ростом ребенка и трансформируется в мольберт. На доске закрепляется лист бумаги, где ребенок может выполнять задания такие как: «Три основные краски, строящие многоцветие мира» (Цель: Развивать логическое мышление, зрительное восприятие цвета, внимательность, содействовать воспитанию аккуратности.); «Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета» (Цель: научить различать теплые и холодные цвета, составлять гармонии теплого и холодного цвета, развивать логическое мышление). «Стул как предмет мебели и обихода человека»; (Цель: Ознакомить со способами выделения (описания) существенных признаков объекта средствами художественного и логического. Формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Достижение учениками понимания роли различных изобразительных средств в создании описательной характеристики образа.), «Возьми картинку - загадку и нарисуй отгадку» (Цель: достичь понимания роли изобразительных средств для информационного обогащения образа, используя логические операции. Развивать у детей воображение и фантазию); «Дерево с разноцветными листьями» (Цель: достичь понимания процедуры специального отбора художественных средств для создания характерной направленности художественно – логического образа. Становление эстетического подхода к работе).
Стул «Жираф» (Рис.№2) состоит из элементов шнуровки, ростомера, счетов, сумки для игрушек, отверстия для игр, подушки на сиденье. Сиденье поднимается на разные уровни, в соответствии с ростом ребенка.
Играя с развивающим стулом, ребенок вырабатывает сноровку, ловкость и мелкую моторику рук, координацию движений. Также в процессе игры стимулируется развитие умственных способностей малыша, ребенок учится различать предметы по признакам (цвету, размеру, форме), находить логические связи (например, сходные предметы: маму и малыша, животное и его пищу).
Многофункциональная вешалка «Кошка» (Рис.№3) имеет интерактивную доску, крючки, шнурки для плетения. На «котов» можно надеть одежду, которая оснащена карманами для дидактического материала, молниями, пуговицами.
Использование данного развивающего комплекса в повседневной жизни ребенка будет способствовать формированию логического мышления, мелкой моторики, воображения, эстетического вкуса. Своим ярким, необычным оформлением комплекс надолго привлечет внимание ребенка и поможет научиться необходимым навыкам в игре.
В этом комплексе учитываются целенаправленные взаимосвязи художественного и логического, взаимодействие воспитателя и воспитанников, расширение содержания обучения изобразительным искусством, принципы логического.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год