Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект проведения образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Шутку шутить — людей насмешить"
Развитие речи у детей
Автор: Светличнова Галина Анатольевна   
19.08.2016 19:46

Конспект проведения образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе Шутку шутить — людей насмешитьКонспект проведения образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Шутку шутить — людей насмешить"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 338 общеразвивающего вида» городского округа Самара

Подготовил воспитатель Светличнова Г.А. Самара, 2016

Цель: закрепить и уточнить знания детей о видах фольклорного жанра.

Задачи.

Скачать конспект

Образовательные

  • Закрепить знания детей о потешном народном творчестве: дразнилках, небылицах, докучных сказках, скороговорках.
  • Учить понимать смысловые оттенки речи
  • Обогащать словарный запас: небывальщина, народное творчество, потешный, скороговорки, докучные сказки.

Развивающие:

5. Развивать образное мышление детей, воображение.

6. Развивать эмоциональную отзывчивость.

Воспитательные:

7. Воспитывать интерес к фольклору, к русскому искусству, к доброму народному юмору.

Методы и приёмы:

  • наглядные: показ слайдов на проекторе, использование декораций, электронно-дидактическая игра.
  • словесные: вопросы к детям, загадки, беседа, обсуждение, чтение стихов.
  • практические: драматизация, пение под фонограмму.

Материалы и оборудование:

Мольберт, фольклорная литература с иллюстрациями, кукла домовенок Кузя, детская лопатка, заборчик, шапка – треух.

Предварительная работа с детьми:

Просмотр мультфильма «Рыжий конопатый»; беседа о народном творчестве, о малом фольклорном жанре; чтение текстов: дразнилок, скороговорок, небылиц, дразнилок.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности

Коммуникативная Вопросы, ситуативные разговоры, словесные игры, драматизация чтение стихов и загадок.

Двигательная Игра «Пройди по камешкам», физкультминутка.

Музыкальная Песня «Веснянка», танец «Полька»

Ход деятельности

НОД проходит с участием домовенка Кузи.

Воспитатель: В течение года мы читали и разучивали скороговорки, докучные сказки, дразнилки, небылицы. Мы сегодня их вспомним. А помогать нам будет домовенок Кузя.

Домовенок Кузя: Дети, вы любите шутки? Ответы детей.

Домовенок Кузя: Ребята, а кто сочиняет шутливые стихи, произведения? Ответы детей.

Домовенок Кузя: Да, веселые стихи сочиняли люди с древних времен, передавали их от человека к человеку, из уст в уста.

Воспитатель: Люди сочиняли все это для веселья, шутки, высмеивали какие – либо недостатки, прославляли трудолюбие, храбрость. Как вы думаете, как можно оценить поведение людей, которые много говорят, повторяют одно и тоже? Ответы детей.

Воспитатель объясняет значение выражения «докучные сказки».

Домовенок Кузя: Дети, вспомните названия таких сказок.

Ответы детей: «Жил-был царь», «Сказка про белого бычка», «У бабушкиной избенки», «Жевала травку Буренка»

Воспитатель: Ребята, я прочитаю несколько строчек, а вы попытайтесь угадать, к каким стихам они относятся.

Андрей – ротозей, не гоняй голубей!
Голуби боятся, на крышу садятся!
Крыша ломается, хозяин ругается!
Дети предлагают различные варианты, пытаются обосновать то, что это дразнилка.

Воспитатель: Послушайте еще одну:

Рева-корова, дай молока!
Сколько стоит?
Три рубля или три пятака?
Над каким поведением подшучивается? Ответы детей.

Воспитатель: Попробуйте сами вспомнить дразнилки и объяснить их.

Ответы детей:

Толстая матрешка ходит с поварешкой.
Поварешку уронила, себе руки обварила.
Витя, Витя, Вителя, съел корову и теля,
И 12 поросят. Только хвостики висят.

Воспитатель хвалит детей и предлагает послушать очередную дразнилку и рассказать, что высмеивают:

Фрол – воришка схватил топоришко,
Полез в окошко, упал в лукошко.

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, по тексту некоторых дразнилок сняты мультипликационные фильмы. Например, «Рыжий конопатый»

Рыжий, рыжий, конопатый,
Убил дедушку лопатой.
А я дедушку не бил!
А я дедушку любил!

Над кем подшучивают? Ответы детей.

Но эта шутка добрая, в ней «рыжий» — любящий внук.

Воспитатель предлагает детям инсценировать эту дразнилку. Дети самостоятельно выбирают «рыжего», остальные – дразнилки.

Воспитатель: Дети, народ с давних времен придумывал и другие шутки – рифмы. Это складные стихи, похожи на дразнилки. Например,

Твой дедушка Иван
Посадил кошку в карман.
Кошка плачет и рыдает,
Тваво дедушку ругает.

Воспитатель предлагает детям вспомнить рифмы.

Воспитатель: Молодцы! Рифмы напоминают человеку, как он должен вести себя в определенной ситуации.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как в народе называются шутки, выдумки?

Ответы детей.

Воспитатель: Небылицы – это выдумка, чего в жизни не может быть. Люди сочиняют, придумывают, показывают свою фантазию. Их еще называют нелепицы. Ребята, попробуйте придумать небылицы о сорока сороках. Вот моя небылица:

Сорок сорок сели в уголок

И съели сорок сырков.

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! Давайте вспомним, в каких русских народных песенках встречаются небылицы. Определите, где правда, где ложь.

Ответы детей.

Воспитатель: В русском народном творчестве встречались и скороговорки. Что это означает?

Ответы детей.

Воспитатель: Скороговорка – короткая фраза с искусственно усложненным произношением. Шутливые скороговорки помогают точно и правильно произносить звуки родного языка. Ребята, вспомните скороговорки.

Ответы детей.

У осы не усы,
Не усищи, а усики.
От топота копыт
Пыль по полю летит.

Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы поговорили о народном юморе.

Ребята, а давайте попросим домовенка Кузю рассказать нам, какие дразнилки, скороговорки, докучные сказки знает он.

По выбору детей домовенок Кузя читает несколько шуток.

Кузя привлекает к чтению детей.

Дети прощаются с гостем и приглашают его в гости.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год