Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие у детей словесного творчества через использование эффективных приёмов активизации речевой активности
Развитие речи у детей
Автор: Рожман Агния Константиновна   
21.08.2016 13:23

Развитие у детей словесного творчества через использование эффективных приёмов активизации речевой активностиРазвитие у детей словесного творчества через использование эффективных приёмов активизации речевой активности

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 18 «Лесовичок»

Воспитатель: Рожман Агния Константиновна Новодвинск, 2016

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребёнка, совершенствует её и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности знать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

В становлении личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов неоценима роль родного языка, помогающего ребёнку осознан-но воспринимать окружающий мир.

 

Развитие творческих способностей ребёнка подразумевает развитие воображения и способности выражать свои чувства, представления о мире различными способами, гибко, нестандартно мыслить. Для этого необходимо научить его видеть в каждом предмете разные его стороны; опираясь на отдельные признаки, представлять новый образ. Творческая деятельность находится в прямой зависимости от жизненного опыта ребёнка, его богатства и разнообразия. В фантазиях его больше чувства, чем у взрослого, он верит в то, что сам вообразил. Уровень развития фантазии, воображения теснейшим образом связано с развитием мышления и речи, которая обогащает практический опыт ребёнка и способствует формированию представлений о предмете.

Самым сложным является формирование способностей к словесному творчеству. В.А. Сухомлинский считал, что словесное творчество должно занимать первое место в жизни ребёнка. Существует много методик и технологий по развитию речи до-школьника.

Изучив и сопоставив современные методики и технологии по развитию речи, я отметила, что недостаточно внимания уделяется развитию у детей словесного творчества. Работая с детьми средней группы, провела речевое обследование с целью анализа и разработки перспектив развития каждого ребёнка. Использовала диагностику речевого развития детей дошкольного возраста по программе «Детство». Дошкольникам были предложены следующие игры:

  • «Вспомни и назови»;
  • «Что сначала, что потом»;
  • «Магазин», «Угадай, что спрятано»;
  • «Шкатулка со сказками»;
  • «Составление рассказов-этюдов по картинкам и т.д.

Результаты оказались следующими: 41% детей показали низкий уровень, 59% — средний. При составлении рассказов дети были не самостоятельны, в рассказах отсутствовала логика, словарный запас был очень беден. Это обследование помогло определить сильные и слабые стороны развития дошкольников и спланировать свою педагогическую деятельность.

Поэтому основной целью своей работы я поставила: «Развитие у детей словесного творчества через использование эффективных приёмов активизации речевой активности».

Для реализации данной работы сначала создала развивающую речевую среду в группе.

  • Подобрала различные виды театра, художественной литературы;
  • Наглядные пособия (иллюстрации, картины, дидактические и развивающие игры, открытки и др.);
  • Создала картотеку художественного слова;
  • Собрала материал для игротеки «Говори и рассказывай».

Кроме того, составила перспективный план работы с детьми и привлечения родителей.

В работе выделила 3 этапа и сроки их реализации:

  1. подготовительный (1 год – средняя группа);
  2. основной 1 год
  3. заключительный старшая группа

На 1 этапе поставила задачи:

Вызвать у детей интерес к художественным произведениям. Познакомить с выразительными средствами языка. Привлечь детей к составлению коротких рассказов.

На данном этапе проводилась следующая работа:

  • ежедневное чтение сказок, рассказов;
  • рассматривание иллюстраций (подбор прилагательных, сравнений);
  • ежедневные беседы с детьми;
  • решение проблемных ситуаций (помощь сказочным героям);
  • провели дидактические игры ( «подскажи словечко», «Шутилки», «Кто больше придумает небылиц и др.;
  • придумывали конец короткой сказки;
  • придумывали короткие сказки по картинкам;
  • придумывали конец рассказа на этическую тему ( «Как бы ты поступил»)
  • придумывали сказки на заданную тему.

Данная работа проводилась с детьми средней группы.

На 2 этапе поставила задачи:

Использовать эффективные приёмы активизации речевой активности детей. Привлечь детей к творческому рассказыванию.

В совместной деятельности очень эффективными оказались такие приёмы активизации речевой активности как:

  • рассказы-этюды. Маленькие сочинения детей о природе. При описании предметов и явлений дети подбирали образные слова и выражения;
  • игры-размышления: «Что было до…», «Представьте, что будет, если…», «Чудесные превращения»;
  • логические речевые задачки (хитрые замысловатые вопросы);
  • речевые концовки;
  • дидактические игры: «Кто больше», «Родственники», «Волшебная палочка» и др.;
  • составляли загадки;
  • интервью детей;
  • различные виды бесед: беседы-диалоги «О чём грустит растение?» и др., диспуты «Почему вода не горит», ситуация-мечта «Если бы я был волшебником», беседы о будущем, разговор по телефону «Я мечтаю…», игры-беседы «Докажи»;
  • составляли рассказы-описания, рассказы-описания с элементами сравнений.

В организованных формах обучения наиболее привлекают занятия «Путешествие в страну «Речецветия», на которых дети составляют творческие рассказы при по-мощи различных Волшебников (Королевы Загадок, Сравнения, Превращения, Принцессы, Зрения, Волшебника деления и др.)

На 3 этапе поставила задачи:

Развивать у детей словесное творчество в процессе продуктивных видов деятельности. Развивать у детей воображение, творчество.

В продуктивных видах деятельности у детей развивается воображение, образное мышление, чувство инициативы. Детям предлагались различные задания:

  • изготовили сказочных героев из природного, бросового материала и придумывали сказки;
  • придумывали сюжет с помощью трафаретов: «Сказки о животных»;
  • участвовали в выставке «Сказочный город» на тему «Про всё на свете» с рисунками и мини-рассказами;
  • сделали коллективную аппликацию и составили сказку «Как ёлочка попала в детский сад»;
  • создали книги для библиотеки группы на темы «Как мы летом отдыхали», «Загадки для друзей», «Рассказы о природе».

Для успешной реализации работы необходимо взаимодействие с родителями. Мы провели:

  • анкетирование с целью выявления наличия интереса по данной теме;
  • привлекали родителей к изготовлению игр, пособий, приобретению художественной литературы;
  • семинары-практикумы «Давайте поиграем», «Учите детей составлять рассказы и сказки» и др.;
  • оформили наглядную информацию в форме консультаций;
  • привлекали родителей к оформлению книг для детской библиотеки.

С целью проверки оценки эффективности проделанной работы провела обобщающую диагностику, которая показала: 58% детей имеют высокий уровень разви-тия, 42% детей – средний, детей с низким уровнем нет. Дошкольники умеют составлять интересные творческие рассказы, сказки, используют в речи выразительные средства языка. Дети стали более активными, любознательными, общительными, эмоциональными.

В подготовительной группе планирую, объединив продуктивную деятельность и словесное творчество участвовать в проектной деятельности.

ВЫВОД: Данная система работы способствует формированию творческой личности. Дети не только овладевают знаниями, но и посильно вносят элементы прекрасного в окружающую среду. Данный опыт работы может быть использован в любом детском саду с целью – оказать благоприятное влияние на образную речь детей.

Литература:

  1. Е.Б. Танникова «Формирование речевого творчества дошкольников».
  2. Е.Е. Кравцова «Разбуди в ребёнке волшебника».
  3. М.М. Алексеева «Методика развития речи и обучение родному языку до-школьников»
  4. «Цикл упражнений для формирования образной речи». Журнал «Дошкольное воспитание», 2009г. №11, стр. 49 – 57.
  5. «Литературные конкурсы как форма работы по развитию речи». Журнал «Дошкольное воспитание» 2010г. №8, стр. 56 – 64.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год