Мнемотехника в развитии связной речи детей дошкольного возраста |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Потанина Ольга Алексеевна | |||
24.01.2019 01:10 | |||
Мнемотехника в развитии связной речи детей дошкольного возраста «Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребёнок усвоит их на лету…» К.Д. Ушинский Мнемотехника – в переводе с греч. языка означает «искусство запоминания». Это определенная система методов и приёмов, действие которых направленно на максимально эффективное сохранение, запоминание и воспроизведение получаемого материала. Мнемотехника – популярная методика, принцип которой состоит в максимально ускоренном развитии связной речи, основанная на визуальном восприятии информации с последующим ее воспроизведением при помощи изображений.
Освоение приёмов работы с мнемотаблицами во много раз сокращает время обучения и в то же время решает задачи, направленные на:
Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые создают условия для:
Варианты мнемоприемов для развития связной речи дошкольников:
Работа по мнемотаблицам должна проходить в три этапа.
Изготовление мнемотаблиц. Для изготовления мнемотаблиц не обязательно быть художником. На каждое слово (или маленькое словосочетание) придумываем изображение; таким образом весь текст зарисовываем схематично. Видя эти схемы-рисунки, ребёнок легко запоминает информацию. В мнемотаблицах можно изображать: явления природы, главных героев сказок, понятные детям действия и предметы с их характерными признаками. Работу с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Однако уже в младшем возрасте можно пользоваться простейшими схемами одевания, мытья рук и т. д. Для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста нужно использовать цветные мнемотаблицы, поскольку в памяти у детей остаются отдельные образы: солнце – желтого цвета, облако белое, елочка зеленая. На протяжении всего возрастного периода необходимо пользоваться только одним графическим изображением (например, для образа поросенка используем изображение пяточка) для обозначения конкретного животного. Перейдя в другую возрастную группу заменяем знакомое графическое изображение на другое (несколько усложняя). Составление описательного рассказа В обучении рассказыванию, при помощи мнемотаблиц, нужно вовремя отступить от закодированных слов, предложений и дать ребёнку возможность самостоятельно (без подсказок) составить рассказ. Описание предмета – это осознание этого предмета, а осознание — это анализ. Ребенку слишком трудно анализировать. В этом случае сначала следует научить ребенка выделять главные признаки предмета. Пример мнемотаблицы для описания животного Кто это? Части тела Окрас Где живет? Чем питается? Польза для человека? Разучивание стихотворений на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Этапы работы над стихотворением:
Подарок маме Сорвала я в поле Я его на платье (Т. Волгина) Пересказ сказок Пересказывая сказку с помощью мнемотаблицы, ребенок направляет свое внимание на то, чтобы правильно построить предложение и видит перед собой всех персонажей сказки. Впервые начиная учить детей пересказывать сказки, целесообразно использовать мнемотаблицы только с картинками, затем постепенно заменить картинки на графические символы. Пример усложнения мнемотаблицы (по сказке «Курочка Ряба»)
Отгадывание загадок Работа по отгадыванию загадок:
В младших группах с помощью взрослого, в старших – дети самостоятельно уже могут сами отгадать загадку по мнемотаблице или придумать и создать свою мнемотаблицу. Пример мнемотаблицы по разгадыванию загадки Загадка: Сидит дед во сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает.
|