Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Тема: Составление описательного рассказа о зимующих птицах.
Развитие речи у детей
Автор: Постол Татьяна Викторовна   
13.03.2016 09:02

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Тема: Составление описательного рассказа о зимующих птицах.Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Тема: Составление описательного рассказа о зимующих птицах.

Учитель-логопед Постол Татьяна Викторовна, высшая квалификационная категория; Челябинская область, г.Снежинск, муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 21»

Задачи:

  1. Закрепить умение детей составлять описательный рассказ о зимующих птицах по картинке с опорой на план-схему.
  2. Учить детей вести активный диалог от лица птиц по заданной теме.
  3. Обучать детей постановке репродуктивных и поисковых вопросов.
  4. Закрепить знания детей о зимующих птицах. Расширить представления о поведении и повадках зимующих птиц.
  5. Уточнить и пополнить словарь детей по теме «Зимующие птицы»: учить употреблять в речи сложные прилагательные, использовать сравнения.
  6. Учить адекватно использовать лексические и грамматические средства языка.
  7. Учить преодолевать стереотипность высказываний, длительный отбор языковых средств.
  8. Развивать творчество, фантазию детей.
  9. Развивать устойчивое внимание, зрительное восприятие, зрительную и слуховую память.
  10. Развивать коммуникативные навыки детей: учить непринужденному общению, самостоятельности, активности, уверенности в своих силах.
  11. Формировать положительные взаимоотношения между сверстниками (дружелюбие, взаимопомощь).
  12. Воспитывать у детей чуткое отношение к окружающим людям и животным.

Оборудование:

  1. мяч;
  2. мольберт;
  3. сюжетная картина с изображением зимующих птиц: дятла, снегиря, синицы, сороки.
  4. карточки-схемы для составления описательного рассказа.
  5. силуэты зимующих птиц (для поощрения).

Ход занятия

1. Организационный момент.

а) Настрой детей на работу.

б) Проведение игры ребенком.

Учитель-логопед: В какую игру вы хотите поиграть?

(Выбор по желанию детей: «Продолжи ряд», «5 названий», «Мяч кидай, быстро слово называй», «Хвастунишки»).

Учитель-логопед: Сегодня игру проведет … (назначается ребенок).

2. Игра «Да – нет» (отгадывание задуманного слова).

Во время игры дети сидят на ковре.

Учитель-логопед: Предлагаю вам поиграть в игру «Да — нет». Давайте считалкой выберем двух ведущих. Они нам загадают слово, а мы попробуем это слово отгадать.

(Дети считалкой выбирают ведущих; ведущие загадывают слово – название зимующей птицы. Дети задают вопросы, пара ведущих отвечает на них).

Обращаю внимание на правильность постановки вопросов, на употребление в вопросах сложных прилагательных «красноголовый», «красногрудый», «длиннохвостая» и т.п.

Учитель-логопед: Каких еще зимующих птиц вы знаете? (Дети перечисляют зимующих птиц).

3. Введение в тему.

(Дети садятся на стульчики перед мольбертом с сюжетной картиной с изображением зимующих птиц).

- Слушайте рассказ и помогайте мне.

Наступила зима. Землю укрыл белый пушистый снег. Все деревья оделись в нарядные серебристые шубки. Одни лишь елочки зеленеют в зимнем лесу.

Однажды на пушистую елочку слетелись разные птицы. Была тут … (длиннохвостая сорока), и … (красногрудый снегирь), и … (желтогрудая синичка). На пенек сел … (красноголовый, длинноклювый дятел).

Смотрят птицы друг на друга, удивляются.

Учитель-логопед: Как вы думаете, чему они удивляются? (Выслушиваются предположения детей).

Учитель-логопед: Наверное, птицы впервые встретились и не знают друг друга. Сидят, смотрят друг на друга, удивляются: «Что это за птица? Как ее зовут?» Решили птицы познакомиться.

- Давайте представим, что птицы умеют разговаривать.

4. Составление плана описания зимующих птиц. Обучение детей вести диалог от лица птиц. Работа над словарем.

Учитель-логопед: Как же птицам познакомиться? (Выслушиваются варианты ответов).

1. Выставляется схема с изображением вопроса.

Учитель-логопед: Конечно, сначала птицы поздороваются друг с другом и представятся.

- Как, например, дятел познакомится со снегирем? (Дети вступают в диалог дятла и снегиря. Выслушиваются ответы разных детей).

Образец:

- Здравствуй, ты кто?

- Я – дятел, а ты кто?

- Я – снегирь.

- Какое у тебя имя красивое! Почему тебя так назвали?

- Я прилетаю с первым снегом, поэтому меня назвали снегирем.

2. Выставляется схема с изображением головы и клюва.

Учитель-логопед: О чем потом птицы будут говорить? (Выслушиваются ответы).

- Конечно, они будут говорить о своем внешнем виде.

- Снегирь удивленно спросит: … (Дети вступают в диалог: «Дятел, что это у тебя на голове?»)

- Что ответит дятел? (На голове у меня красная шапочка; красный красивый беретик).

- Как дятел спросит про головку снегиря? (Выслушиваются вопросы детей, поощряется активность детей, вариативность вопросов и ответов).

- Что ответит снегирь? (На голове у меня черная шапочка; бархатная шапочка).

- А что ответила бы синичка? сорока?

Обыгрывается диалог, в процессе активизируется словарь: черно-синяя головка, по бокам белые пушистые щечки (у синицы), черная, бархатная шапочка (у сороки).

- А теперь пусть птицы поговорят о своих клювах.

Дети вступают в диалог. Активизируются прилагательные: длинный, крепкий, острый, маленький, тупой.

- Пусть птицы расспросят друг друга, зачем им такие клювы. (Обговаривается назначение клювов).

3. Выставляется схема с изображением грудки.

Учитель-логопед: Дятел смотрит на грудку снегиря и удивляется …

Дети задают вопрос:

- Снегирь, что это у тебя такое красивое?

- Что ответит снегирь? (Это у меня красная грудка. За цвет грудки меня называют красногрудый).

- Как еще может снегирь похвастаться своей грудкой? (Грудка у меня как красная рубашечка, как спелое яблочко).

- А снегирь как спросит про грудку дятла? (Выслушиваются ответы).

- Что ответит дятел?

Активизируются прилагательные: пестрая, сероватая.

- Что скажет про свою грудку синичка? сорока?

Активизируется словарь: ярко-желтая грудка, желтый жилетик с черным галстучком, белая, нарядная рубашечка).

4. Выставляется схема с изображением спинки и крыльев.

Учитель-логопед: О чем еще спросит дятел снегиря?

Дети выстраивают диалог:

- Снегирь, какие у тебя спинка и крылышки?

- Спинка у меня серая, а крылышки черные. А у тебя?

- А у меня спинка и крылышки пестрые (черно-белые).

- Как похвалятся другие птицы?

Активизируется словарь:

У сороки – черная спинка, черные крылья;

У синицы – желто-зеленая спинка, сине-зеленые крылышки с черными краями и белыми пятнышками.

5. Выставляется схема с изображением хвоста.

Учитель-логопед: О чем еще спросит дятел?

Обыгрывается диалог.

Учитель-логопед: Как вы думаете, зачем дятлу крепкий хвост? (Он помогает дятлу крепко держаться на дереве).

Активизируется словарь: длинный, короткий, крепкий, длиннохвостая.

6. Выставляется схема с изображением когтей.

Обыгрывается диалог, уточняется назначение когтей у птиц.

Активизируется словарь: коготочки — маленькие, тоненькие, цепкие (у снегиря и синицы); когти – крепкие, длинные, цепкие (у сороки и дятла).

Учитель-логопед: Похвалились птички своим внешним видом. О чем еще они могут поговорить?

7. Выставляется следующая схема.

Учитель-логопед: Ребята, а зимой птицам холодно? Что появляется у птиц под перьями?

(Под перьями у птиц появляется пух).

Учитель-логопед: Как птицы спасаются от морозов? (Они распушат свои перышки и прячут в них клюв и лапки).

Учитель-логопед: Как спросить снегиря об этом? (Обыгрывается диалог).

- Где ночуют птицы? (Дятлы и сороки ночуют в лесу, на ветках деревьев, а синички и снегири прилетают ближе к домам, там теплее).

(Обыгрывается диалог).

8. Выставляется следующая схема – с изображением корма.

Учитель-логопед: О чем же еще птицы спросят друг у друга?

- Конечно, о питании.

- Как они об этом спросят?

(Заслушиваются вопросы; уточняются знания о питании птиц зимой).

Дятел – ищет насекомых в коре, достает клювом семена из шишек;

Снегирь – лакомится соком рябины, ягод, любит семена;

Сорока – ест хлебные корки, семена, заглядывает на помойки;

Воробей – клюет семена, хлебные крошки, крупу;

Синичка – любит сало, …

9. Учитель-логопед: Чем закончится разговор птиц?

(Выслушиваются ответы: разлетятся в разные стороны, полетят к кормушке, полетят в парк искать корм, …).

6. Подвижная игра «Снегири» — работа над темпом и ритмом речи, координация речи с движением.

Учитель-логопед: Предлагаю отдохнуть и превратиться в снегирей.

Вот на ветках, посмотри, (По 4 хлопка по бокам и по 4 наклона

В красных майках снегири. головы на строку.)

Распушили перышки, (на первое слово каждой строки — частое

Греются на солнышке. потряхивание руками, на второе – один хлопок.)

Головой вертят, (по 2 поворота головы на каждую строку.)

Улететь хотят.

-Раз, два, три, лети! (разбегаются по группе, взмахивая руками.)

6. Разыгрывание диалога двух птиц.

Предлагаю детям выбрать себе птицу и поучаствовать в разговоре. В процессе описания оказываю помощь – опора на схему, предметную картинку, жест, мимика, наводящие вопросы.

7. Итог занятия.

Оценивается работа детей.

Учитель-логопед: Выберите себе силуэты птиц и раскрасьте. Потом посадим их на ветку и покажем мамам и папам.

Сюжетная картина с изображением зимующих птиц

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год