Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Картотека пальчиковой гимнастики для детей младшего дошкольного возраста.
Развитие речи у детей
Автор: Мария Мельник   
15.09.2014 01:48

Картотека пальчиковой гимнастики для детей младшего дошкольного возрастаПальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте.
Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных,  биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец — печени, средний — кишечника, указательный — желудка, большой — головы. Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины  утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в  отличном состоянии.
В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи. Поэтому уровень развития речи  находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Скачать картотеку

На практике дошкольного образования подтверждено : если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайкиконструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Вы можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движения «ладонь — кулак — ребро». Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте все как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ребенку необходима помощь – занятие  пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки. Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.
Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома, во дворе, во время выездов на природу. Картотека пальчиковой гимнастики для младшей группы

Тема «Животные»
(можно использовать и как наглядный материал для демонстрации детям)Вот, убрав царапки,
(«Моем руки».)
Кошка моет лапки.
Мордочку и ушки
(Круговые движения ладонью по лицу.)
На своей макушке.
(Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем,
как кошка моет ушки)
Это зайчонок, это бельчонок,
(Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.)
Это лисёнок, это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок
(Вращают большим пальцем.)
Бурый, мохнатый,
Смешной медвежонок.Есть у курицы цыплёнок,
(Большим пальцем поочерёдно касаются остальных,
начиная с мизинца.)
У гусыни есть гусёнок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утёнок.
У каждой мамы малыши –
(Перебирают пальцы по очереди.)
Все красивы, хороши.
Свинка Нина Сыночка хвалила.
( Хлопают в ладоши)
- То-то хорошенький! То-то пригоженький!
(Поглаживают себя по голове)
Ходит бочком, Хвостик крючком, Нос пятачком
(Ребром ведущей руки ведут по столу, показывают
указательные пальцы обеих рук, показывают пятачок).Мягко кошка, посмотри,
(Пальчики ребенка на обеих руках сжаты в кулак и лежат на
столе ладонями вниз).
Выпускает коготки.
(затем ребенок медленно разжимает кулачки, разводя
пальчики в стороны, показывая, как кошка впускает
коготки).
И легонько их сжимает –
Мышку так она пугает.
Кошка ходит тихо-тихо,
(Ладошки рук ребенка лежат на столе. Кошка (правая рука)
крадется: все пальчики правой руки медленно шагают по
столу вперед. Мышка (левая рука) убегает: пальчики
правой руки быстро).
Половиц не слышно скрипа,
Только мышка не зевает,
Вмиг от кошки убегает.
Мишка косолапый по лесу идет,
(пальчики указательный и средний «идут».)
Шишки собирает и в карман кладет.
(собирают шишки в кулачок.)
Вдруг одна из шишек прямо мишке в лоб,
(имитируют.)
Мишка рассердился и ногою топ. 
(топают кулачками по столу.)Две сороконожки бежали по дорожке.
(Перебирать пальчиками, изображать бег)
Бежали, бежали, друг друга повстречали,
Так друг друга обнимали, так друг друга обнимали,
(Положить кисти рук на плечи крест-накрест)
Так друг друга обнимали… Еле-еле их разняли. 
(Пальчики сцепить в замок. Разомкнуть пальчики.)
Ежик колкий,
Где твои иголки?
Вот они!  
(Пальчики сцеплены в замок. Расцепить пальчики, но
ладошки не разъединять).Наш красивый петушок
(Обе руки сжаты  в кулачки).
Кверху поднял гребешок.
(Разжать ладони.)
Крылышками машет.
(Помахать крылышками.)
На лужайке пляшет.
Крошки хлебные клюёт.
(Указательными пальцами постучать по столу.)
Пёстрых курочек зовёт.
(манящие движения.)
Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу».
Два щенка: «Ав – ав». Два жеребёнка: «И-го-го»
Два телёнка, два быка: «Му-у». Смотри, какие рога!
(На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и
правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю
фразу показать «рога», одновременно выпрямив
указательные пальцы и мизинцы.)Сидит белка на тележке,
(кулачками стучим по столу.)
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке
(разгибаем большие пальчики рук.)
Воробью, синичке,
(разгибаем указательные и средние пальчики.)
Мишке толстопятому,
(разгибаем безымянный пальчик.)
Заиньке усатому.
(разгибаем мизинчик).
Слон огромный, как скала.
(Поднять руки вверх, растопырив пальцы.)
Ну а мышка? Ох, мала!
(Опустить руки вниз, пальцы сложить щепоткой.)
Если б стала со слона,
(Поднять руки вверх, растопырив пальцы.)
Кошку съела бы она!
(Хлопок в ладоши.)На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
(Сгибание пальцев в кулачок .)
Лягушата и енот.
На зеленый на лужок
Приходи и ты, дружок!
(Сгибать пальцы поочередно на обеих руках.)
Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки?
(малыш катает ёжика ладошками)
Надо бельчонку сшить распашонку
(малыш катает ёжика по животику)
Шалуну зайчишке починить штанишки (катаем по ножкам)
Фыркнул ёжик - отойдите и не плачьте, не просите
(катаем по полу)
Если дам иголки - съедят меня волки!!!
(ёжик убегает в домик, на место в коробку или на полку)Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.
(выполнять действия по смыслу)
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать
(хлопаем ручками по коленкам)
А за ней ребятки - жёлтые цыплятки (идём пальчиками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)
Лапками гребите, (загребаем ручками)
Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка
(показываем ручками, какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце
(показываем как черпаем воду и пьём).Рыбка в озере живёт,
Рыбка в озере плывёт
(ладошки соединены и делают плавные движения)
Хвостиком ударит вдруг
(ладошки разъединить и ударить по коленкам)
И услышим мы – плюх, плюх!
(ладошки соединить у основания и так похлопать)
Шла по полю черепаха (идем пальчиками)
И дрожала вся от страха (руки в кулачках, кулачки дрожат)
Кусь, кусь, кусь!Кусь, кусь, кусь!
(большой и указательный пальцы «кусаются»)
Никого я не боюсь! (отрицание –указательным пальцем)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год