Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой Крайнего севера |
Познание | |
Автор: Иваненко Ксения Васильевна | |
04.12.2009 00:58 | |
Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой Крайнего севера Программное содержание:
Оборудование:
Скачать конспектХод занятия.Воспитатель(В): Ребята, сегодня на занятии мы с вами поговорим о самом распространенном жители тундры. Я вам загадаю загадку, а вы, разгадав, узнаете, о ком идет речь. Словно царскую корону Носит он свои рога. Ест лишайник, мох зеленый, Любит снежные луга. От рогов ветвистых, стройных На снега упала тень. Кто бежит к нам, с ветром споря? Это северный: (олень). Конечно, вы без труда узнали, что мы будем говорить об оленях! Сначала, я хочу услышать вас, ребята. Кто ответит: где и как живут олени, чем питаются? Что спасает оленей от морозов? Предполагаемые ответы детей: олени живут в тундре, в стадах; питаются мхом, лишайником; от морозов спасает теплая густая шерсть. В.: Вы правы ребята. Олени передвигаются по тундре большими стадами. У всех оленей ветвистые рога, которые они ежегодно сбрасывают. Кроме мха и лишайника олени любят полакомиться грибами, ягодой, листьями кустарников. А кто из вас знает, какие звуки издают олени? (Дети предполагают). К сожалению, природа обделила голосом северного оленя. Поэтому олени чаще всего молчат, и только очень редко издают хрюкающие звуки. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть изображение северного оленя. В.: Итак, мы с вами сказали, что у оленя большие ветвистые рога, теплая шерсть, коротенький хвост. А на какое животное, обитающее в лесу, очень похож олень? (На лося). Раз эти животные имеют много общего друг с другом, почему же тогда лось не живет в тундре? (Дети предполагают). Так вот, есть между этими двумя животными одно очень интересное отличие. У северного оленя более широкие копыта! Для того чтобы выяснить для чего оленю такие копыта мы проведем опыт. Описание опыта.Для проведения опыта необходимо приготовить небольшие лепешки из теста на каждого ребенка. Также, каждой паре детей раздается, по два заранее заготовленных "стола" с узкими ножками и более широкими. "Стол" - это крышка от банки, на внутренней стороне которой прикреплены с помощью пластилина четыре остро заточенных карандаша или четыре фломастера с колпачками. "Стол" с карандашами условно называется ЛОСЬ, "стол" с фломастерами - ОЛЕНЬ. Каждый из полученных "столов" дети ставят на лепешку - СНЕГ. Сверху на "столы" кладутся одинаковые грузы. После этого "столы" убираются и рассматриваются следы, оставленные опорами. В.: Дети, что вы заметили? На СНЕГУ остались следы? Опишите мне следы ЛОСЯ. (Описание - острые, глубокие). А у ОЛЕНЯ? (Неглубокие, почти незаметные). А как вы думаете, почему? (Дети высказываются, пытаются сделать вывод опыта). Воспитатель поизносит вывод: чем меньше площадь опоры, то есть, чем уже копыта, тем они глубже проваливаются в снег. Далее дети объясняют, зачем оленю широкие копыта. (Чтобы олень он проваливался в снег и не вяз в болотистых местах). В.: Вот мы провели опыт и узнали, зачем оленю широкие копыта. А люди, живущие в тундре, коренные жители Севера, сразу обратили внимание на оленьи копыта, и стали передвигаться по нетронутому глубокому снегу на широких коротких лыжах, чтобы тоже не проваливаться в снег, как и олень. Ребята, скажите мне, пожалуйста, почему коренные жители Севера приручили к себе оленя? Предполагаемые ответы детей: олени перевозят людей; из оленьей шкуры они шьют себе одежду и обувь, покрывают чумы; оленье мясо и молоко употребляют в пищу. В.: С давних времен человек Севера приручил оленя. Родители с детства учат своих детей управлять оленями, вылавливать и загонять их. Детей учат этому занятию, конечно, с помощью разных игр. Я тоже вам предлагаю поиграть сейчас в одну из народных северных игр "Ловля оленей". Описание игры.На расстоянии 2 м от черты устанавливается предмет, изображающий оленя. Дети становятся за черту и друг за другом пытаются закинуть веревку с петлей. Задача ребенка - накинуть аркан на "оленя", проявив ловкость и меткость. После игры дети усаживаются на места за столом. В.: Ребята, помните, я вам говорила, что олени любят полакомиться ягодой? А вы любите ягоду? Какие ягоды растут на севере. (Перечисляют - морошка, голубика, черника, брусника, клюква). Давайте послушаем стихи об этих ягодах и вспомним, как они выглядят и какие на вкус. Дети читают небольшие стихи о ягодах. Морошка Морошка, морошка, Тоненькая ножка. Ягодка - фонарик. Сладостью одарит. Осень подоспела, Ягода поспела. Спелая морошка- Желтая сережка. Морошка - оранжевая ягодка, состоит как бы из долек, в каждой дольке - косточка. Голубика Под листиком на каждой ветке Сидят маленькие детки. Тот, кто деток соберет Руки вымажет и рот. Голубика - сладкая, темно-синего цвета, на кустике ее очень много. Брусника Листики с глянцем, Ягодки с румянцем. А сами кусточки не выше кочки. Брусника - кисло-сладкая, красная; вечно зеленое растение, листики остаются зелеными и под снегом.
Клюква Что за бусинка вот тут На стебле повисла? Глянешь - слюнки потекут, А раскусишь - кисло. Клюква - кислая, красная, крупная. В.: Все эти ягоды богаты витамином С, который укрепляет организм и помогает ему бороться с простудой. Я для вас, ребята, приготовила немного витамина С, спрятанного в клюкве. Сейчас вы подкрепитесь витамином, а заодно мы поиграем в игру "Клюквоеды" и посмотрим, кто сможет съесть клюкву и не сморщится, ведь эта ягода очень кислая! Занятие завершается шуточной игрой. Разработала воспитатель II категории Иваненко Ксения Васильевна МДОУ №59 "Центр развития ребенка - Детский сад "Золушка" г.Норильск Эта статья размещена в первом номере журнала "Дошкольник" за Январь 2010 год
|