Методическая разработка по развитию поисково-исследовательской деятельности "Волшебница вода" |
Познание | |||
Автор: Кумилина Татьяна Юрьевна | |||
08.10.2014 13:27 | |||
Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста "Волшебница вода" Вызвать интерес к поисковой деятельности. Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория). приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы; Дополнительное оборудование: Материал, находящийся в уголке экспериментирования должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития. Формы работы по поисково-экспериментальной деятельности: Непосредственный опыт воспитателя с ребенком. В создании методической разработки мы ориентируемся на материалы комплексной программы «Радуга», «Мир вокруг нас» Поповой Т.И. и на «Методику организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» А.И.Ивановой. В связи с этим были выделены этапы обучения экспериментированию дошкольников по теме «Волшебница Вода». Этапы развития у детей поисково-экспериментальной деятельности: Старший дошкольный возраст: в результате данного этапа дети проявляют желание постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если ….». На занятиях сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не только разницу, но и сходство где дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы. Образовательные задачи (по возрастам): Старший дошкольный возраст: o систематизировать и расширять представления детей о свойствах воды; o способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного); o познакомить с понятием «жидкость – вязкость»; o развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта; o активизировать словарь ребёнка; o воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при проведении опыта. Средства реализации: «Тонет – не тонет», «Опыт с солёной водой», «Растворить соль, сахар, марганцовку», «Сравнение вязкости воды и масла», «Что стало, когда воду нагрели». Предложить найти воду в разных предметах и состояниях. Структура детского экспериментирования Проблемная ситуация Целеполагание (что нужно сделать) Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается) Проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии) Подтвердилось Не подтвердилось Формулирование выводов Возникновение новой гипотезы (как получилось) Предположений
Реализация в действии
Подтвердилось
Формулирование выводов
(как получилось) Игры с водой. Не бойтесь быть «Плюшкиным». Цель: Углублять представление о неживой природе. 1. Как перелить воду из миски в бутылку и не пролить ни капли? 2. Сколько маленьких стаканчиков с водой можно перелить в бутылку? Посчитаем? Выливая в бутылку каждый следующий стакан, делайте на стенке бутылки отметки маркером. 3. Бросьте в воду ложки: · Деревянную · Металлическую · Пластмассовую Что произошло с ними? 4. Поэкспериментируйте с самыми разными предметами: Две резиновые игрушки. В дне одной из них проделайте большую дыру. Возьмите лоскутки разных тканей (лен, хлопок, шелк, махровую ткань) бросьте их на воду и понаблюдайте. Опускайте в воду кусочки бумаги и картона различной плотности и смотрите, что и как долго будет намокать. Как легко будет разваливаться у вас в руках мокрая бумага. Попробуйте, выжимая губку, налить воды в стаканчик. 5. В стаканчики можно налить горячей, теплой и холодной воды и бросить в них по льдинке. В каком стаканчике льдинка быстрее растает? 6. Один стаканчик со льдом обернуть шарфом, а другой нет. В каком стаканчике лед быстрее растает? 7. Положите в воду немного: меда, варенья, сахара. Размешайте. Как изменилась вода? 8. Соберите емкости разной формы и размера и проделайте в них дырочки. Понаблюдайте, как из них будет выливаться вода.
|