Краткосрочный проект для детей среднего возраста «Вода, какая она?» |
Познание | |||
Автор: Ирина Шотт | |||
21.09.2014 13:57 | |||
Краткосрочный проект для детей среднего возраста «Вода, какая она?» Название проекта: «Вода, какая она?» Центр «Песок-вода». Методический инструментарий. Основные этапы реализация проекта: Мероприятия: Цель: Подготовительный этап - 14.07.2014-21.07.2014 г. Диагностика «Знания детей о воде» Выявление знаний детей о воде, её свойствах и составе. Разработать картотеку бесед, наблюдений, опытов по теме. Пополнить центр «Песка-воды» картотекой. Создание мини – лаборатории (для экспериментов).
Привлечь родителей для совместного изготовления экспоната, материалы, мини – лаборатории. Поддерживать стремление родителей и детей в подготовке и оформлении совместных творческих проектов. Основной этап – Тема: «Что такое вода?» 21.07.2014 – 30.07.2014 г. Игра-эксперимент: Из чего все сделано? Три состояния вещества и воды.
Познакомить детей понятиями «твердое тело», «жидкость», «газ» и их отличиями друг от друга. Расширять знания детей, что вещество бывает в трех состояниях. Игра-эксперимент: «Прозрачность воды» Подвести к обобщению «чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная» познакомить детей с понятием «вода отстаивается» Игра-эксперимент: «Окрашивание воды» Показать детям, что вода может окрашиваться, то есть принимать такой цвет, какой в неё добавят. Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании) Игра-эксперимент: «Вода принимает форму» Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет. Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита. Игра-эксперимент: «Температура воды» Дать понять, что вода бывает разной температуры. Игра-эксперимент: «Круговорот воды в природе» Познакомить с круговоротом воды в природе. Игра-эксперимент: «Кислород в воде» Познакомить детей с составом воды. Игра-эксперимент: «Тонет - не тонет Показать, что тяжелые предметы тонут в воде, а легкие – нет. Игра-эксперимент: «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются». Выявить какие предметы тонут в воде, а какие нет. Чтение экологической сказки Н.А. Рыжова «Жила – была река». Чтение стихотворения Г. Люшина «Капелька». Чтение стихотворения Б. Заходера «Что случилось с речкой». Познакомить детей со сказкой, вызвать эмоциональный отклик. Учить детей внимательно слушать литературное произведение. Наблюдения: «Как влияет вода на рост растения». Выявить зависимость роста растений от воды. Беседа с просмотром презентации «Что такое вода?» Уточнить знания детей о воде: ее свойствах и состояниях. Воспитывать бережное отношение к воде. Рассматривание иллюстраций, слайд-шоу по теме «Вода в природе». Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, учить, видеть и понимать красоту природы. Прослушивание и разучивание песен о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей mp3 из цикла «Звуки природы», «Шум моря», «Прибой», «Музыка дождя», «Гром», «Звонкий ручей». Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, различать на слух явления неживой природы. Загадывание загадок, ребусов, пословиц на тему «Вода». Познакомить детей с пословицами и загадками о воде и ее состояниях. Словесная игра «Подскажи словечко» Развивать речь детей, моторику речевого аппарата. Подвижная игра «На болоте» Учить детей копировать движения живущих на болоте обитателей. Подвижная игра «Караси и щука»
Учить выполнять правила в подвижных играх, развивать активность детей в процессе двигательной деятельности. Игра малой подвижности «Ручеек», Расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений. Игра «Капельки» Развивать воображение детей, активность в игре. Сюжетно-ролевая игра «Экологический десант». Помочь создать игровой сюжет, распределить роли, подготовить атрибуты. Рисование напоминающих знаков: «Не бросай мусор в воду», «Не рви водные растения», «Не бросай в воду стекло» и т.д. Развивать изобразительные навыки, воспитывать ответственное, бережное отношение к природе. Ручной труд. Изготовление корабликов из природного материала для игр с водой на прогулке. Учить использовать природный материал для создания поделок, развивать творчество. Воспитывать умение доводить работу до конца. Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» Обогатить запас знаний родителей о роли экспериментирования на развитее мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников. Памятка для родителей «Экспериментируем дома» Заинтересовать родителей по организации опытов и экспериментов в домашних условиях. Заключительный этап 30.07.2014 - 01.08.2014 г. Итоговое занятие «Бесценная и всем необходимая вода». Закрепить знания детей о самом важном компоненте природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля. Диагностирование дошкольников на определение знаний по теме проекта Выявление знаний детей о воде, её свойствах и составе. Оформление портфолио проекта
Приняв решение разработать и реализовать исследовательский проект «Вода, какая она?» по формированию представлений о свойствах воды, были разработаны перспективы всех этапов проекта. Составленный план основного этапа проекта «Вода, какая она?», цели и задачи проектной деятельности способствовали расширению знаний и представлений детей о воде. Основной этап проекта включил в себя беседы и наблюдения детей, опытно – экспериментальную совместную с педагогом деятельность по теме «Вода». В рамках совместной экспериментальной деятельности были проведены опыты: играем с красками, прозрачная вода, окрашивание воды, вода принимает форму, вода бывает теплой, холодной, горячей, которые способствуют реализации потенциальных возможностей и развитию первых творческих проявлений дошкольников. Во время основного этапа проекта «Вода, какая она?» для родителей была предложена консультация и раздаточный материал «Экспериментируем дома», что позволило расширить совместную с детьми деятельность в домашних условиях. На заключительном этапе проведена повторная диагностика, и анализ полученных результатов констатировал, что у всех детей участвующих в проекте повысился уровень знаний и представлений о свойствах воды. Проведенные игры – эксперименты позволили дать детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Таким образом, реализованный проект «Вода, какая она?», в котором ребенок является участником от зарождения идеи, проведения опытов, фиксирования результатов до трансляции продуктов проектной деятельности, отвечает потребности ребенка самореализоваться в творческой деятельности в манипулировании с предметами и веществами.
|