Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Краткосрочный проект для детей среднего возраста «Вода, какая она?»
Познание
Автор: Ирина Шотт   
21.09.2014 13:57

Краткосрочный проект для детей среднего возраста «Вода, какая она?»Краткосрочный проект для детей среднего возраста «Вода, какая она?»
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают
способность сами ставить вопросы и получать на них ответы,
оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне
в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»
К. Е. Тимирязев
Гуляя летом на улице с детьми после дождя, дети стали рассматривать лужи и их заинтересовал вопрос, какая бывает вода. Что с ней происходит в природе. Мы решили путем экспериментирования разобраться в свойствах воды. Какими свойствами обладает – вода?
Характеристика проекта

Скачать конспект

Название проекта: «Вода, какая она?»
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное».
Тип: научно-исследовательский
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
Сроки реализации проекта: 14.07.2014 г.- 01.08.2014г.
Актуальность:
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребёнка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, апробирования возможностей любого нового материала.
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами, и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?).
«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков).
Следовательно, необходимо увеличивать долю исследовательских методов обучения в  образовательном процессе.
Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. По мнению академика Н.Н. Поддьякова, «...в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания — творческий процесс, и наша задача — поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Поэтому мы сочли возможным и полезным включить в данное направление метод проектов, так как он охватывает весь воспитательно-образовательный процесс. Основанный на взаимодействии всех участников этого процесса по типу «педагог – ребёнок – родитель», он способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.
Проблема: отсутствие у детей представлений об удивительных свойствах воды, о значении воды в жизни человека и природы.
Цель проекта: расширить и углубить знания детей о воде, её свойствах, состояниях; о значимости воды в жизни человека и всего живого.
Задачи:
учить детей видеть и выделять проблему эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
расширить и углубить знания о воде, её свойствах, состояниях;
формировать представления у детей значимости воды в жизни человека и всего живого;
развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, обогащать словарь детей;
воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
пополнить мини-лабораторию материалами: демонстрационный материал, картотека опытов, художественное слово, стеклянные пробирки, колбы, мерные кружки, сыпучие вещества и др.
Ожидаемый результат: при успешной реализации поставленной цели и задач я планировала получить следующие результаты:
дети имеют представления о свойствах воды (прозрачная, без запаха, может быть теплой и холодной и т.д.).
знают о том, что вода не имеет запаха, цвета, формы;
знают, что вода имеет вес, какие предметы тяжелее воды, какие легче воды;
имеют представления о том, что в состав воды входит кислород;
знают о том, что краска растворяется в воде;
знают о том, что вода отстаивается;
Ресурсное обеспечение проекта:

Центр «Песок-вода».

Методический инструментарий.

Основные этапы реализация проекта:

Мероприятия:

Цель:

Подготовительный этап - 14.07.2014-21.07.2014 г.

Диагностика «Знания детей о воде»

Выявление знаний детей о воде, её свойствах и составе.

Разработать картотеку бесед, наблюдений, опытов по теме.

Пополнить центр «Песка-воды» картотекой.

Создание мини – лаборатории (для экспериментов).

 

Привлечь родителей для совместного изготовления экспоната, материалы, мини – лаборатории. Поддерживать стремление родителей и детей в подготовке и оформлении совместных творческих проектов.

Основной этап – Тема: «Что такое вода?» 21.07.2014 – 30.07.2014 г.

Игра-эксперимент:

Из чего все сделано? Три состояния вещества и воды.

 

Познакомить детей понятиями «твердое тело», «жидкость», «газ» и их отличиями друг от друга. Расширять знания детей, что вещество бывает в трех состояниях.

Игра-эксперимент: «Прозрачность воды»

Подвести к обобщению «чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная» познакомить детей с понятием «вода отстаивается»

Игра-эксперимент: «Окрашивание воды»

Показать детям, что вода может окрашиваться, то есть принимать такой цвет, какой в неё добавят. Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании)

Игра-эксперимент: «Вода принимает форму»

Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет. Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Игра-эксперимент: «Температура воды»

Дать понять, что вода бывает разной температуры.

Игра-эксперимент: «Круговорот воды в природе»

Познакомить с круговоротом воды в природе.

Игра-эксперимент: «Кислород в воде»

Познакомить детей с составом воды.

Игра-эксперимент: «Тонет - не тонет

Показать, что тяжелые предметы тонут в воде, а легкие – нет.

Игра-эксперимент:

«В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются».

Выявить какие предметы тонут в воде, а какие нет.

Чтение экологической сказки Н.А. Рыжова «Жила – была река».

Чтение стихотворения Г. Люшина «Капелька».

Чтение стихотворения Б. Заходера «Что случилось с речкой».

Познакомить детей со сказкой, вызвать эмоциональный отклик. Учить детей внимательно слушать литературное произведение.

Наблюдения: «Как  влияет вода на рост растения».

Выявить зависимость роста растений от воды.

Беседа с просмотром презентации «Что такое вода?»

Уточнить знания детей о воде: ее свойствах и состояниях. Воспитывать бережное отношение к воде.

Рассматривание иллюстраций, слайд-шоу по теме «Вода в природе».

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, учить, видеть и понимать красоту природы.

Прослушивание и разучивание песен о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей mp3 из цикла «Звуки природы», «Шум моря», «Прибой», «Музыка дождя», «Гром», «Звонкий ручей».

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, различать на слух явления неживой природы.

Загадывание загадок, ребусов, пословиц на тему «Вода».

Познакомить детей с пословицами и загадками о воде и ее состояниях.

Словесная игра «Подскажи словечко»

Развивать речь детей, моторику речевого аппарата.

Подвижная игра «На болоте»

Учить детей копировать движения живущих на болоте обитателей.

Подвижная игра «Караси и щука»

 

Учить выполнять правила в подвижных играх, развивать активность детей в процессе двигательной деятельности.

Игра малой подвижности «Ручеек»,

Расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений.

Игра «Капельки»

Развивать воображение детей, активность в игре.

Сюжетно-ролевая игра «Экологический десант».

Помочь создать игровой сюжет, распределить роли, подготовить атрибуты.

Рисование напоминающих знаков:

«Не бросай мусор в воду»,

«Не рви водные растения»,

«Не бросай в воду стекло» и т.д.

Развивать изобразительные навыки, воспитывать ответственное, бережное отношение к природе.

Ручной труд.

Изготовление корабликов из природного материала для игр с водой на прогулке.

Учить использовать природный материал для создания поделок, развивать творчество. Воспитывать умение доводить работу до конца.

Памятка

«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

Обогатить запас знаний родителей о роли экспериментирования на развитее   мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников.

Памятка для родителей «Экспериментируем дома»

Заинтересовать родителей по организации опытов и экспериментов в домашних условиях.

Заключительный этап 30.07.2014 - 01.08.2014 г.

Итоговое занятие «Бесценная и всем необходимая вода».

Закрепить знания детей о самом важном компоненте природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля.

Диагностирование дошкольников на определение знаний по теме проекта

Выявление знаний детей о воде, её свойствах и составе.

Оформление портфолио проекта

 

Приняв решение разработать и реализовать исследовательский проект «Вода, какая она?» по формированию представлений о свойствах воды, были разработаны перспективы всех этапов проекта.

Составленный план основного этапа проекта «Вода, какая она?», цели и задачи проектной деятельности способствовали расширению знаний и представлений детей о воде. Основной этап проекта включил в себя беседы и наблюдения детей, опытно – экспериментальную совместную с педагогом деятельность по теме «Вода». В рамках совместной экспериментальной деятельности были проведены опыты: играем с красками, прозрачная вода, окрашивание воды, вода принимает форму, вода бывает теплой, холодной, горячей, которые способствуют реализации потенциальных возможностей и развитию первых творческих проявлений дошкольников. Во время основного этапа проекта «Вода, какая она?» для родителей была предложена консультация и раздаточный материал «Экспериментируем дома», что позволило расширить совместную с детьми деятельность в домашних условиях.

На заключительном этапе проведена повторная диагностика, и анализ полученных результатов констатировал, что у всех детей участвующих в проекте повысился уровень знаний и представлений о свойствах воды.

Проведенные игры – эксперименты позволили дать детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Таким образом, реализованный проект «Вода, какая она?», в котором ребенок является участником от зарождения идеи, проведения опытов, фиксирования результатов до трансляции продуктов проектной деятельности, отвечает потребности ребенка самореализоваться   в творческой деятельности в манипулировании с предметами и веществами.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год