Строгость или вседозволенность? |
Нравственное воспитаение | |||
Автор: Шурыгина Георгия Сергеевна | |||
23.05.2016 10:13 | |||
Строгость или вседозволенность? Вопрос, который всегда интересовал родителей, что лучше в воспитании детей: кнут или пряник? Строгость или баловство? С одной стороны, строгость позволяет удерживать ребенка в социально приемлемых рамках, так как умение действовать произвольно начинает развиваться в дошкольном возрасте. А с другой стороны, при полном контроле ребенка, он не может проявлять свою свободу, не учится принимать решения, снижается познавательный интерес. Более того, чересчур жесткие рамки ведут к тому, что у ребенка не развивается воображение, так как нельзя играть в луже, представляя ее морем, «потому что испачкаешь штаны», нельзя играть со снегом – «промокнут варежки», нельзя прыгать приставным шагом, воображая себя лошадкой, поскольку «воспитанные дети так себя не ведут». Вседозволенность же позволяет ребенку научиться добиваться от родителей всего, чего он хочет, и заниматься только интересными для него делами. Но навык «доставать родителей» и получать желаемое, не применим к другим людям. Таким образом, ребенок часто не имеет возможность научиться правилам поведения в обществе, что в свою очередь ведет к тому, что он будет отвергаться сверстниками. Вседозволенность может способствовать развитию воображения, но часто приводит к задержке в развитии. Так как для последнего требуется делать то, что не получается, учиться тому, что не умеешь, справляться с трудностями, а такой навык не формируется, когда все можно. Так как лучше действовать с ребенком? Конечно, не хочется становиться тираном, который отдает бесконечные приказы: «одень», «возьми», «принеси», «дай», «не плачь» … Но невозможно и бесконечно соглашаться с ребенком, исполнять все его просьбы и капризы… Как найти золотую середину между тиранией родителя и деспотией ребенка? Как создавать ребенку рамки, но при этом оставлять свободу? Золотая середина в том, что нужно четко создавать рамки, внутри которых ребенку предоставляется полная свобода. Часто рамками становятся правила безопасности и правила поведения в общественных местах. Например: в праздничной одежде кататься на горке нельзя, но если одежда для прогулки, то можно. В городе кричать нельзя, но выезжая в лес можно накричаться в свое удовольствие. В комнате родителей наводить беспорядок нельзя, но в своей комнате ребенок может разбрасывать игрушке, при условии, что после игры или вечером он обязательно все уберет. Очень важно, чтобы ребенок понимал причину ограничений. Например: бегать через дорогу нельзя, так как это опасно для жизни. В доме играть в мяч нельзя, так как ты помешаешь соседям. Таким образом, создаются условия, при которых ребенок учится соблюдать правила поведения в социуме, при этом у него есть достаточная свобода для развития, есть возможность творить. Подготовила: социальный педагог Шурыгина Георгия Сергеевна
|