Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Основы воспитания толерантности у дошкольников»
Нравственное воспитаение
Автор: Шаброва Наталья Николаевна   
08.04.2015 06:27

«Основы воспитания толерантности у дошкольников»«Основы воспитания толерантности у дошкольников»

Наталья Николаевна Шаброва, воспитатель 1-й квалификационной категории МБДОУ детский сад № 136 «Полянка» г.Ульяновск

Толерантность — это терпимость к чужому мнению, вере, традициям, образу жизни и поведению. Толерантность очень широкое понятие. Это понятие охватывает все сферы жизни и деятельности человека. Сегодня перед педагогами в дошкольных образовательных учреждениях нашей страны стоит важная задача. Необходимо воспитать человека, члена общества, который сумеет уважать, без вражды терпеливо и осознанно относиться к чужому мнению.

В основе толерантности лежат идеи гуманизма. Гуманизм (от лат. humaniis — человеческий, человечный), в широком смысле — исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми. Существуют различные мировоззрения, противоположные взгляды на одну и ту же проблему, поведенческие нормы.

Мы (люди) все разные, но именно этим зачастую и интересны друг другу. Не может быть толерантным (терпимым) человек, который плохо знает историю, обычаи и традиции своего народа. Только хорошо познав себя и свой народ можно с уверенностью говорить об уважении других народов. Но это не означает, что толерантный человек должен полностью отринуть собственное я, ущемить свои интересы. Толерантность – это, прежде всего, обоюдное соблюдение личных интересов каждого не ущемляя при этом ни одну из сторон взаимоотношений. Соблюдение собственных интересов при неукоснительном уважении интересов и позиций других людей. Именно это и является истинной толерантностью в обществе.

Воспитывая ребёнка, мы взращиваем личность, которая в скором времени станет полноправным, активным участником общественных отношений. Большое внимание при воспитании толерантности у детей следует уделять социальной действительности. Воспитатель должен чётко представлять семью, окружение, в котором растёт ребёнок. Необходимо выяснить круг общения дошкольника. Какие сложились взгляды на действительность и взаимоотношения дома (в семье), а также в среде сверстников, окружающих ребёнка. Всё это требует от воспитателя (педагога) скрупулёзной кропотливой работы. Зачастую именно от этой подготовительной работы зависит большая доля успеха.

В арсенале воспитателя при воздействии на интеллектуальную сферу ребёнка имеется действенный метод. Имя этому методу – убеждение. Разумно, аргументированно доказывая ребёнку, необходимость толерантного поведения педагог продвинется значительно дальше в своей работе. Убеждение в купе с набором разумных доказательств (иллюстраций) побуждает ребёнка сначала задуматься о необходимости толерантного поведения, а затем и следовать по жизни этим путём. В помощь воспитателю Библия с её притчами, богатейшая русская литература и литература народов России, художественные произведения и т.п. сверхзадача воспитателя состоит в том, чтобы ребёнок пришёл от убеждения к самоубеждению, внутреннему убеждению, к логическим выводам, и, как итог, к формированию собственной системы взглядов.

Очень важно в процессе воспитания толерантности сформировать у ребёнка яркие запоминающиеся образы, ассоциации. Они должны быть неразрывно связаны с нормами либо отклонениями от норм поведения. Характер нравственных переживаний может быть самым разным: от жалости и сострадания до стыда.

Внушение остаётся одним из действенных методов воспитания. Внушение влияет на эмоциональную составляющую ребёнка. Через внушение в сознании ребёнка закрепляются поведенческие стереотипы, складываются суждения, определяющие отношение к окружающим. Внушение имеет большое значение в формировании толерантности. В помощь воспитателю цитаты из Библии, речёвки, лозунги и т.п.

Воспитатель должен умело и очень тонко использовать метод стимулирования в процессе воспитания толерантности. Не стоит забывать, что позитивная оценка поведения одной группы детей не всегда может быть понята другой группе. В результате может возникнуть непонимание действий воспитателя.

Учёными доказано, что своё отношение к другому человеку формируется у ребёнка, начиная с 4-летнего возраста. Среда, в которой ребёнок живёт и воспитывается, приобретает большое значение. Воспитателю нужно ближе познакомиться с условиями жизни ребёнка в семье, понять микроклимат семьи. Для ребёнка особенно в этом возрасте важен личный пример взрослого. Воспитание собственным примером выходит зачастую на первое место. От того, как воспитатель установит контакт с родителями (семьёй) ребёнка во многом зависит успех его миссии. В основе это взаимодействия родителей и воспитателя должно лежать взаимоуважение, взаимопонимание, поддержка, терпение и терпимость в самом широком смысле этого понятия. Воспитатель может использовать для целей знакомства с семьёй ребёнка различные методы: анкетирование, проведение семейных конкурсов в рамках детского сада, района, города или посёлка. Необходимо периодически проводить не только родительские собрания, но и индивидуальные встречи с родителями. В ходе встреч-бесед с родителями должны сформироваться доверительные отношения, которые в последующем окажут неоценимую помощь в деле воспитания толерантности у дошкольника. Без помощи и поддержки семьи сам процесс воспитания толерантности у ребёнка максимально затрудняется. Родители и педагог должны являться примером толерантности. Следуя за ними, подражая им, ребёнок постепенно и сам станет примером толерантного и уважительного отношения к своим сверстникам, окружающим людям.

Подводя итог, можно с уверенностью резюмировать, что дошкольный возраст является самым важным возрастом в социальном и психологическом развитии каждого человека. Именно в этом юном возрасте происходит формирование, закладывается фундамент идентичности. Ребёнок осваивает различные социальные роли. Очень важно, как будущий взрослый человек, гражданин своей страны станет относиться к окружающему миру, к себе самому и другим людям, живущим в этом мире. Терпимость, взаимоуважение и доверие — вот тот надёжный фундамент, который послужит делу возведения общечеловеческого дома без войн и конфликтов.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год