Программа духовно – нравственного и гражданско – патриотического воспитания дошкольников «Гармония души» |
Нравственное воспитаение | |||
Автор: Климанова Вера Владимировна | |||
14.11.2016 00:33 | |||
Программа духовно – нравственного и гражданско – патриотического воспитания дошкольников «Гармония души» Возраст детей 6 — 7 лет. Срок реализации программы: один год. Климанова Вера Владимировна воспитатель первой квалификационной категории Токаревка 2016 год, Администрация Токаревского района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек»
Пояснительная записка. «В душе и сердце Ребенка должны быть поселены светлые образы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию, ответственность за свои мысли, устремленность к благу, мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания. Радости и восхищения, сознание жизни, смерти и бессмертия…». Ш.А. Амонашвили. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача педагога очень сложна: он должен раскрыть внутренний мир дошкольника, заложить основы нравственных отношений, тем самым формируя нравственную воспитанность. Программа создает условия для развития личности и самореализации. Предусматривает воспитание Благородного человека, Гражданина России. Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях. Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванная в этот мир. Только все вместе – образовательное учреждение, семья, государство – путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям, основы понимания того, что надо действительно делать добро, а не только «брать от жизни все» и «действовать» ради целей обогащения любым способом. Нельзя допустить духовной, культурной и физической гибели нашего народа. Дети безотлагательно нуждаются в духовно – нравственном просвещении и воспитании. Без духовности в наше время нам не выжить, не обрести согласия в обществе. Все меньше в нашей жизни можно встретить сострадания. В настоящее время отмечается нарушение единства духа, души и тела человека, разрыв между образованностью и воспитанностью, бедность духовных интересов. Выходом из создавшейся ситуации может стать изменение воспитательной направленности всей системы образования, начиная с самой первой – дошкольной. Необходимо воспитать у ребенка такие общечеловеческие ценности, как истина, добро, красота, гуманизм, свобода и социальная справедливость. Назрела необходимость включения категории «духовность» в педагогическую науку и практику в более обширном значении, разработке методов, форм, условий духовного развития дошкольников. Актуальность. Как показывает опыт, в настоящее время, данная тематика особенно актуальна. В современном обществе в связи с духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в обществе. Возрастает необходимость в воспитании Гражданина страны. Это и освоение, реализация ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству. Каким мы хотим видеть будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознании детей. Каков человек, такова его и деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя. В настоящее время материальные ценности начинают доминировать над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Растет детская преступность и агрессия в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая, духовная незрелость. С экранов телевизоров на детей льется поток зла, насилия и жестокости. С момента массовой компьютеризации резко возросло количество жестоких и кровавых игр. Ребенок в силу возраста не имеет возможности правильно реагировать на события, поступки окружающей действительности. Цель программы: Создание условий для формирования у дошкольников ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно – исторических, духовно – нравственных, патриотических и общечеловеческих принципах. Задачи программы: Развивать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей. Приобщать дошкольников к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям. Воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию России. Способствовать освоению ребенком основных социальных ролей, моральных и этических норм. Воспитывать уважение к нравственным нормам морали. Учить различать добро и зло, пресекать безнравственное проявления в стремлениях и действиях ребенка. Прививать трудовые навыки, обучать продуктивным видам деятельности. Расширять представления дошкольников о народной культуре, быте, традициях, устном народном творчестве. Развивать речь детей как средство и форму мыслительной деятельности. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка. Воспитывать гуманность, толерантность, духовно – нравственную личность, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Воспитывать любовь к родному краю, вызывать чувство гордости за него и желание узнавать новое об истории его возникновения. Развивать музыкальную культуру, прививать любовь к классической, духовной и народной музыке. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас детей. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости дошкольников. Сроки реализации программы. Программа по духовно – нравственному воспитанию «Гармония души» предназначена для использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет (подготовительная группа). Занятия проводятся в течение 9 месяцев в период с сентября по май 1 раз в неделю, продолжительностью 25 — 30 минут. Программа на год включает 36 занятий. Кроме теоретической работы программа предполагает практическое закрепление полученной информации. Рисунки, аппликации, создание игрушек, коллективные, исследовательские, проективные, совместные с родителями работы и другие виды работ, позволяют лучше запомнить и осознать пройденный материал. Использование на занятиях информационно – компьютерных технологий поможет педагогам еще в более интересной и увлекательной форме предоставить информацию дошкольникам. Тип программы: образовательная. Нормативно – правовые документы Закон РФ «Об образовании» №3266-1 Конституция РФ (статья 1,10,17,15,19,32,43, 50, 51, 52) Декларация прав и свобод человека Конвенция о правах ребенка Устав дошкольного образовательного учреждения Содержание и формы работы. НОД Досуги эстетической направленности Беседы Слушание классической, духовной, народной музыки Экскурсии Встречи с семьями (совместные творческие работы, проекты, праздники, рассказы о традициях своей семьи и так далее). Чтение художественной литературы Посещение музея, памятников родного поселка Игры Проекты Диспуты, круглые столы (для родителей) Конкурсы Организация фотовыставок, стенгазет, выставок детских работ Исследовательская деятельность Диагностика Анкетирование (работа с родителями) Принципы программы. В основу программы положены важнейшие стратегические принципы современной системы российского образования. Профессиональная компетентность педагога Сохранение самоценности дошкольного периода Единство тематических целей Принцип природосообразности Принцип сотрудничества Личностно – ориентированный подход Деятельностный подход Принцип духовно – нравственного воспитания Принцип доступности Принцип наглядности Принцип научности Принцип «от простого к сложному» Принцип культуросообразности Принцип системности, последовательность, результативности Принцип дифференцированного подхода Развитие самоценных форм активности Перспективный план работы по духовно – нравственному воспитанию с детьми от 6 до 7 лет и их родителями. Сентябрь. 1 неделя. Составление календаря именинников. Цель: формировать у детей навыки социокультурного взаимодействия, познакомить с традициями празднования именин, дать представления о роли в жизни человека Ангела-Хранителя. 2 неделя. «Семья – остров любви». Цель: составить родословную своей семьи (совместно с родителями). 3 неделя. «Родные просторы». Цель: воспитывать любовь к русской природе. 4 неделя. «Слово – как источник жизни». Цель: создать «копилку» добрых и ласковых слов. Октябрь. 1 неделя. «Для умелой руки, все работы легки». Цель: учить давать положительную оценку трудолюбия, вызывать желание помочь в работе другому. 2 неделя. «Гость на гость – хозяйке радость». Цель: познакомить детей с традициями русского гостеприимства. 3 неделя. «Маленький черпачок, красный колпачок». Цель: учить заботиться о тех, кто рядом, делать им приятные сюрпризы. 4 неделя. «Милосердие и жестокость». Цель: показать детям примеры помощи, жалости, сострадания близким нам людей, рассмотреть семейный альбом. Ноябрь. 1 неделя. «Материнская молитва со дня моря вынимает». Цель: рассказать и показать на примерах о самоотверженной материнской любви. 2 неделя. Развлечение «День матери». Развивать духовно – нравственный потенциал дошкольников и матерей. 3 неделя. «Верность и предательство». Цель: решение проблемных ситуаций по данной теме, драматизация сюжетов произведений данной тематики. 4 неделя. «Совесть человека – советчик в жизни». Цель: обсудить с детьми примеры поведения и поступков самих детей и близких им людей. Декабрь. 1 неделя. «Собери цветы благодарности». Цель: приучать детей благодарить за всякое доброе дело, услугу, за то, что для них сделали. Сделать своими руками сувениры для близких людей. 2 неделя. «Детям на потеху». Цель: рассказать детям об игрушках – самоделках крестьянских детей. Сделать своими руками некоторые из них. 3 неделя. «Правда и ложь». Цель: приучать детей не обманывать, выполнять данное обещание. 4 неделя. «Прощение и обида». Цель: учить детей прощать, «не держать обиду» на своих сверстников и близких ему людей. Январь. 1 неделя. «Рождество Христово». Цель: продолжать знакомить детей с православным праздником Рождеством Христовым. Познакомить дошкольников с рождественской сказкой. 2 неделя. «Щедрость и жадность». Цель: приучать делиться с другими тем, что имеешь. 3 неделя. «Добро и зло». Цель: обсудить с детьми житейские ситуации, побуждать совершать добрые поступки. 4 неделя. «Зависть и доброжелательность». Цель: обсудить житейские ситуации, показать на разных примерах как себя вести в разных жизненных ситуациях. Февраль. 1 неделя. «Народные промыслы». Цель: познакомить детей с народными промыслами, их историей, традициями. 2 неделя. «Чистое сердце». Цель: продолжать напоминать детям правила «доброго любящего сердца», приучать следовать им в повседневной жизни, закрепление понятий «милосердие», «смирение», «щедрость», «мужество». 3 неделя. «Дружба и вражда». Цель: учить детей проявлять чуткое отношение друг к другу, избегая ссор и вражды. 4 неделя. «Сдержанность и вольность». Цель: побуждать детей сдерживать себя от плохих слов и дел. Приучать делать как можно больше добра окружающим людям. Март. 1 неделя. «Масленицу встречаем». Цель: закрепить собирательный образ весенних примет, вызвать стремление участвовать в творческой деятельности. 2 неделя. «Кораблик». Цель: продолжать учить детей проявлять заботу о попавших в беду людях. 3 неделя. Цель: «Послушание и упрямство». Цель: предоставить выбор ребенку в выполнении основных домашних обязанностей и проследить за их исполнением, побуждать участвовать в совместном труде. 4 неделя. «Мой родной поселок». Цель: продолжать знакомить детей с историей становления родного поселка Токаревка. Вовлечь в изучение данной тематики родителей. Апрель. 1 неделя. «Пасхальные забавы». Цель: продолжать знакомить детей с Пасхальными обычаями. 2 неделя. «Храмы Тамбовской области». Цель: познакомить детей и дать информацию о Храмах Тамбовщины, рассмотреть их на слайдах презентаций. 3 неделя. Посещение мини – музея «Русская изба». Цель: рассмотреть экспонаты музея, которые являются семейной коллекцией воспитанников детского сада. Пополнить мини – музей экспонатами. 4 неделя. «Родина и чужбина». Цель: прослушать с детьми песни военных лет, организовать выставку рисунков по теме: «Моя Родина». Продолжать знакомить детей с историей герба и флага России. Май. 1 неделя. «Память». Цель: вспомнить об ушедших от нас родственниках, погибших воинах, которые защищали нашу Родину, о том, какой след оставили они на этой Земле. 2 неделя. Экскурсия к памятнику «Воина – освободителя». Цель: познакомить детей с памятными местами в родном поселке. 3 неделя. Посещение Мемориала павшим воинам. Цель: познакомить детей с памятными местами в родном поселке. 4 неделя. «Тайны семейного счастья». Цель: познакомить детей со всероссийским праздником днем семьи и особенностями его празднования. Тематические занятия Практические занятия 24 12 Итого: 36 Ожидаемые результаты. Применение программы в практической деятельности позволит обеспечить постепенное воспитание у ребенка ясного понимания вещей окружающего мира, возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды, постепенное формирование твердой и свободной воли. Будут наблюдаться позитивные сдвиги в поведении дошкольников, осознании своих поступков, развитии самооценки. В ходе обучения дети приобретут устойчивые представления о морально – этических нормах поведения, научатся относить свои поступки к хорошим и плохим, усвоят оценки поступков, которые делают взрослые и другие дети и начнут сами правильно оценивать их и правильно поступать. Дети переживают, совершив тот или иной поступок, помнят о нем, стремятся быть лучше. Таким образом, готовясь к становлению на путь сознательного свободного самоопределения, культурной и национальной самоидентификации, осознанию своего места в обществе, подготавливают к более углубленному освоению гуманистических и естественно – научных предметов в дальнейшем в школе. Результативность, эффективность программы можно выявить путем психодиагностического исследования. Обследование дошкольников проводится 2 раза в год: в начале года и после обучения по данной программе, то есть, в конце года. По результатам итоговой диагностики можно будет сделать вывод об эффективности произошедших изменений у дошкольников. Инструментарий. Для оценки уровня духовно – нравственного развития дошкольников (метод наблюдения) проводится «Методика по выявлению степени его соответствия высоким требованиям культуры». Критерии оценки духовно – нравственного развития. В установлении критерия оценки являются наивысшие ценности жизни, они же определяют содержание воспитательного процесса, выявить реальное отношение детей к ценностным явлениям и присутствие в индивидуальной жизни детей этих ценностей. Необходимо выявить тенденцию формирующегося ценностного отношения. Выявленная тенденция и станет играть роль критерия оценки дошкольников. Показатели духовно – нравственного развития детей:
Уровни развития: высокий средний низкий Для выявления нарушения в сфере межличностных отношений «ребенок- ребенок» — детский тест тревожности Р.Тэммл, М. Дорки. Для диагностики эмоционально – нравственного компонента – методика «Изучение эмоциональных состояний людей, изображенных на картинках». Для диагностики самооценки старших дошкольников – методика «Какой Я?». Критериями развития будет являться адекватная оценка ребенка своих способностей, адекватная позиция себя в среде сверстников. Для диагностики эмоционально – нравственного развития – методика «Сюжетные картинки» Р.Р. Калининой. Критерии оценки – эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинках поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Для диагностики развития нравственной сферы дошкольников – методика «Что такое хорошо и что такое плохо» Г.М. Фридмана. Критерии оценки: сформированность нравственных представлений у старших дошкольников. Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается: Низкий уровень – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии; Средний уровень – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное; Высокий уровень – если сформировано полное и четкое представление. В качестве критериев развития взяты: коммуникативная культура, установление связи между поведением и поступками: наблюдение, опрос. Взаимодействие педагога и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, развитии и раскрытии в нем лучших качеств и свойств необходимых для самоопределения и самореализации. Методическое обеспечение и техническое оснащение программы:
Материально – технические условия Материально – техническая база муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Тополек» соответствует санитарным нормам, педагогическим требованиям, современному уровню образования. В детском саду создан, оснащен и постоянно пополняется мини – музей «Русская изба», экспонаты которого являются семейными коллекциями, в группах созданы уголки по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию дошкольников. В достаточном количестве имеется разнообразное оборудование, пособия, дидактические игры, разработанные педагогами детского сада. Место, организация, оснащение и санитарное состояние дошкольного учреждения отвечает требованиям санитарных норм и правил. Все материалы периодически обновляются и доступны детям в любое время. Литература.
|