Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки |
Нравственное воспитаение | |||
Автор: Депланьи Татьяна Александровна | |||
10.07.2019 15:15 | |||
Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки Одной из основных задач современного общества является нравственное воспитание подрастающего поколения. В процессе взросления ребенок встречается не только с добром и справедливостью, верностью и героизмом, но и с корыстью, нечестностью, предательством. Для гармоничного развития личности с прочными идейными и нравственными качествами, культурой поведения и труда, ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Формировать и воспитывать нравственные качества ребенка необходимо тогда, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в дошкольном возрасте появляются первые морально-нравственные установки, определяется направленность личности. Одной из важнейших задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования является объединение обучения и воспитания в единый образовательный процесс, основанный на духовно-нравственных и культурных ценностях, принятых в обществе, поэтому воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста имеет на сегодняшний день первостепенное значение.
Сказки являются важнейшим воспитательным средством, выработанным веками и проверенным народом. Педагогическая ценность сказки была убедительно доказана практикой воспитания. Невозможно представить детство без сказки, и поэтому в курс образования и воспитания каждого ребенка обязательно должно входить знакомство со сказками. Исследователями доказано, что формирование нравственных качеств у детей начинается в возрасте 5-7 лет. Поведение старшего дошкольника становится более осознанным по сравнению со средним дошкольным возрастом. Детям старшего дошкольного возраста постепенно становится понятен смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность прогнозировать последствия своих поступков. Поведение старших дошкольников перестает быть ситуативным и становится более целенаправленным и сознательным. У ребенка оформляется его внутренняя позиция — довольно устойчивой система отношений к себе, к людям, к окружающему миру. Внутренняя позиция ребенка в дальнейшем становится исходной базой для возникновения и развития у него многих других, в частности волевых, качеств личности У детей формируются ответственность за свое поведение, элементы самоконтроля, предварительное планирование действий, организованность. Для дошкольника сказка — это не просто фантазия и вымысел, она выступает особой реальностью, реальностью, прежде всего мира чувств. В сказке могут раздвинуться рамки обычной жизни. Форма изображения таких сложных явлений и чувств, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, — особая, сказочная, которая становится доступной для понимания ребёнка, что касается нравственного смысла, то он остаётся подлинным Педагог, используя различные приемы и техники в работе со сказкой, решает задачи по развитию эмоциональной, социальной сфер, речевой активности детей, обогащению словарного запаса, воспитания нравственных качеств. Сказка живёт и в устном исполнении, и в книге, её любят взрослые и дети. Сказки выражают мечты о будущем, чаще всего об идеальной картине мира, отношение к действительности, эстетические идеалы и народное мировоззрение Положительные герои, как правило, наделены отвагой, мужеством, красотой, честью, у них острое чувство справедливости и другие высокоморальные качества, которые ценны для народа во все времена. Не случайно, слушая или читая сказку, ребенок представляет себя в образе положительных героев, осознает, что истинно красивый человек трудолюбив, добр, честен ( «Крошечка-хаврошечка», «Морозко»); верен долгу, смел, мужественен ( «Марья-Моревна», «Василиса Премудрая»); уважает и слушает родителей, ценит родственные связи ( «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка») В результате ребёнок усваивает определённые модели поведения, которые в будущем помогут ему функционировать в обществе. Идеал для дошкольника — это его перспектива, к которой он будет стремиться на протяжении его роста и развития, сверяя с ним свои действия и поступки. Этот идеал поможет ему в дальнейшем найти себя, своё место, определит его как личность. Конечно, сказка не даёт ребёнку прямых наставлений и указаний к действию или бездействию, но в каждой сказке заложен определённый урок, который постепенно усваивается сознанием (Сказка ложь, да в ней намёк — добрым молодцам — урок). Ведь, как известно, дети в дошкольном возрасте очень чувствительны и в большей мере, чем взрослые, склонны к восприятию и усвоению нового материала, поэтому сказки так хорошо усваиваются и запоминаются детьми Формировать стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и своим Отечеством педагоги предлагают с помощью былин. Былины прославляют русских богатырей как защитников народа. Они раскрывают общественные нравственные идеалы, отражая историческую действительность в образах. В былинах жизненная действительность соединена с вымыслом. Они обладают торжественно-патетическим тоном, их стиль предназначен прославить необыкновенных людей и величественные события истории. Таким образом, уникальность народных и авторских сказок состоит в том, что они содержат своеобразную программу нравственного воспитания. Формируя первые нравственные представления у детей, педагог, с помощью сказки, стремится привить им чувство прекрасного, научить правде, добру, умению ценить прекрасное в природе и людях.
|