НОД по воспитанию толерантности для детей старшего дошкольного возраста «Лети, лети лепесток…». |
Нравственное воспитаение | |||
Автор: Дудкина Ирина Витальевна | |||
20.07.2018 13:51 | |||
НОД по воспитанию толерантности для детей старшего дошкольного возраста «Лети, лети лепесток…». Цель: Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника. Задачи:
Предварительная работа: работа с детьми по карте, с глобусом; беседы на темы: «Что такое дружба?», «Что надо делать, чтобы не ссориться»; чтение произведений Г.Х. Андерсена «Дюймовочка», «Гадкий утенок», Лилиан Мур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»; заучивание поговорок и пословиц о дружбе; разучивание игр по формированию толерантности «Имена», «Узнай про кого расскажу», «Все мы разные», «Помоги другу» и др. Оборудование и материалы:
Ход НОД: I. Дорогие ребята, что должен сделать вежливый челочек, если к нему пришли гости? (Поздороваться). Правильно, так давайте проявим вежливость и поздороваемся с нашими гостями. С добрым утром! Здравствуйте! Мы желаем всем здоровья И, конечно же, добра! А сейчас, ребята, встаньте все в круг и посмотрите друг на друга. Скажите, мы с вами разные или одинаковые? (Разные) А чем мы отличаемся? (У нас разные имена, рост, длина и цвет волос, цвет глаз, одежда) Правильно, давайте мы поиграем в игру «Мы разные» Игра «Все мы разные». Дети, найдите себе пару и встаньте напротив друг друга. Вам надо назвать отличие, которым вы отличаетесь от своего друга. Например: «У меня синее платье, а у Саши серая футболка; у меня косички, а у Ксюши стрижка; у меня красный бант, а у Серёжи нет банта». «Ты на друга посмотри, в чём различия назови». (Ответы детей) Молодцы. А теперь давайте, снова встанем в круг. Как вы думаете, чем мы с вами похожи? (Ответы детей: мы люди, живем на планете Земля, в стране Россия, в Курском крае, в городе Курчатов) А еще мы похожи строением тела, что есть у всех у нас (Ответы детей: у нас две руки, две ноги, одна голова и т.д.) Вот видите, мы все разные, но нас объединяет дружба, потому что мы ходим в одну группу, живем на одной планете, которую мы должны беречь, охранять и любить. II. Ребята, хотите узнать, с кем я повстречалась утром? Тогда, давайте присядем на стульчики. Мне встретилась добрая старушка, которая подарила цветик-семицветик и попросила, чтобы я вам передала следующие слова: «Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными. Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.» Я спросила, а что значит «воспитать в себе терпенье»? Старушка сказала, что нам поможет цветик- семицветик и исчезла. Ребята, что это? (В горшочке находим записку). Записка. «Терпенье в себе воспитать — это значит, что люди должны быть толерантными». Вам знакомо это слово? А хотите узнать? Тогда спросим наш волшебный цветок. Для этого, оторвем лепесток и скажем волшебные слова. Лети, лети, лепесток, Лишь коснешься ты земли - Покажи, каким не должен быть толерантный человек. (На экране телевизора демонстрируется отрывок мультфильма «Дюймовочка», в котором майский жук прогоняет Дюймовочку, потому что она никому не понравилась) Показ отрывка из мультфильма «Дюймовочка». (Встреча Дюймовочки с насекомыми) Ребята, правильно ли поступили насекомые? (Нет, они прогнали девочку, потому что она не такая как они) А если бы к нам в группу пришел новый ребенок, который был бы немного другим, чем вы. Как бы вы себя повели? (Ответы детей). Молодцы. Значит толерантный человек, это просто воспитанный человек, который принимает людей такими, какие они есть. Ребята, я хочу вам показать фотографии детей, которые живут на планете Земля, в других странах. - Вот — дети японцы, девочка кореянка. Чем они отличаются от нас? У них узкий разрез глаз, темные волосы. Это — дети негры. Опишите их (Темный цвет кожи, темные выразительные глаза, большие пухлые губы, жесткие курчавые волосы, широкий плоский нос) Это – девочка грузинка. У большинства грузин карие глаза, хотя встречаются и голубые или серые глаза, волосы темные или черные, нос довольно большой, часто с горбинкой, лицо смуглое, курчавые волосы. -А детей на этих фотографиях, может быть, сами узнаете? Да, это — русские дети. А как вы догадались? (По русской березке, русскому народному костюму, самовару). У нас с вами чаше всего светлая кожа, круглое лицо, синие, серые или светло-карие глаза, русые, темно-русые волосы, нос прямой, иногда курносый. Да, все люди, живущие на Земле, разные. Но они все равны, все имеют одинаковые права на жизнь, на труд, на свой дом. А еще есть дети, которые носят очки. Есть дети инвалиды, но им не нужна жалость, им нужна наша дружба и помощь. Упражнение «Мостик дружбы». Дети, давайте построим мостик дружбы, встанем в круг и будем накладывать наши ладошки одну на другу. Посмотрите, ребята, наш мост дружбы объединил всех нас. III. Присаживайтесь. Отрываем следующий лепесток. Лети, лети, лепесток, Лишь коснешься ты земли - Покажи, какими качествами должен обладать воспитанный человек. (На экране телевизора демонстрируется отрывок мультфильма «Крошка Енот», где Енот грозит палкой) Показ отрывка из мультфильма «Крошка Енот». Ребята, почему Крошка Енот испугался того, кто сидит в пруду? (Потому что тот, кто сидит в пруду, тоже погрозил ему палкой.) И чему же научила сына мама? (Улыбнуться). Показ отрывка, где Енот улыбнулся. Ребята, почему Крошка Енот теперь не испугался? (Потому что, он улыбнулся и в ответ получил тоже улыбку.) И где бы ты ни жил и ни трудился, Ребята, если вы хотите, чтобы с вами разговаривали вежливо, тихо, спокойно, то вы должны говорить также. Лепесток нам показал, что воспитанный человек – это вежливый, добрый человек, который умеет слушать, улыбаться, спокойно говорить. IV. Отрываем следующий лепесток. Лети, лети, лепесток, Лишь коснешься ты земли - Покажи, что должен делать воспитанный человек? Показ отрывка из мультфильма «Раз, два — дружно». Ребята, посмотрев отрывок мультфильма «Раз, два — дружно», что вы можете сказать о поведении зверей. (Они помогли лосю в трудную минуту, только объединившись вместе, им удалось поднять дерево). Значит, толерантный человек должен помогать всем, кто нуждается в его помощи. Вы согласны? Игра «Помоги другу» Настоящий друг поможет преодолеть препятствия. (Дети разбиваются на пары, одному завязывают глаза, а другой ребенок словами, движениями предупреждает о препятствии. Выложить полосу препятствий: обойти кегли, прыгнуть в обруч, перешагнуть «бревно»). V. У нашего цветика-семицветика еще есть лепестки, но, к сожалению, наше время заканчивается, но мы обязательно оторвем оставшиеся лепестки и узнаем, какими качествами должен еще обладать воспитанный человек. А что вы запомнили сегодня? Каким должен быть человек? (Добрым, вежливым, дружелюбным, который будет общаться со всеми, даже если они не похожи на других, помогать в трудную минуту.) Молодцы! А в заключении я хочу сказать: На свете живут разноцветные дети, Давайте, ребята, назло непогодам — А сейчас пусть каждый из вас возьмет по одному маленькому бумажному человечку, нарисует ему лицо, и поставит вокруг земного шара- глобуса, в знак большой дружбы детей всей Земли. Звучит музыка «Так давайте построим большой хоровод!». (Дети выстраиваются вокруг глобуса, образуя хоровод.) Благодарим гостей за внимание.
|