Конспект организованной образовательной деятельности Тема: «Жизнь дана на добрые дела» в старшей группе |
Нравственное воспитаение | |||
Автор: Гришанина Ирина Анатольевна | |||
01.06.2018 07:20 | |||
Конспект организованной образовательной деятельности Тема: «Жизнь дана на добрые дела» в старшей группе (по духовно-нравственному воспитанию) УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад, Московская область, Сергиево-Посадский район, рп Богородское, Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Гришанина И.А. рп. Богородское 2017г. Цель. Формирование нравственных ценностей, принятых в обществе. Задачи: Продолжать знакомить детей с основными событиями жития преподобного Сергия Радонежского.
Формировать у детей такие качества, как доброта, отзывчивость, сострадание, способность помочь, разделить чужую радость и беду, через ознакомление детей с художественной литературой. Развивать у детей речь. Учить высказывать собственное мнение, свое отношение к окружающему их, использовать в ответах разные формы предложений. Развивать логическое мышление, память, воображение. Предварительная работа. Знакомила детей с русскими народными сказками, авторскими сказками, произведениями из книги «Добрый мир» №2, Т.А. Шорыгиной, Е. Благининой… Рассматривали иллюстрации, беседовали по содержанию, учились оценивать поступки персонажей. Разыгрывали мини-сценки по сказкам. Разучили с детьми пословицы и поговорки о доброте, объясняли их значение. Беседовали о добре и зле, отзывчивости и зависти, щедрости и жадности, трудолюбии и лени; о том, как дети помогают родителям, друзьям, какие добрые поступки они делают. Играли в игру «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем», в сюжетные игры, дидактические- «Что хорошо, а что плохо». В продуктивной деятельности дети выражали свои впечатления о сказках в рисунках, поделках. Ход образовательной деятельности «Лети, лети, лепесток…» Организационный момент. Вход детей под музыку. В-ль. – Ребята, посмотрите, как много гостей к нам пришло. Давайте их поприветствуем. Дети. Доброе утро. Приветствие. «Доброе утро» -тебе сказали, Слайд «Книга сказок закрыта» - Ребята, вы любите сказки? Дети. — Любим. В-ль. –Я тоже их люблю. Я предлагаю сегодня отправится в путешествие по страницам сказок. Ребята, присаживайтесь на стульчики. В мире много сказок Слайд «Книга открывается» с музыкой. В-ль. — Почему дети любят сказки? Дети. – В сказках происходят чудеса, волшебство. В сказках животные и птицы разговаривают человеческим голосом. Я люблю слушать сказку на ночь. В-ль. – Ребята, чему учит сказка? Дети. –Сказка учит нас доброте, взаимовыручке. Сказка учит нас как надо правильно поступать. Сказка учит мудрости. В-ль. – Сказка учит мудрости, предостерегает от ошибок, учит преодолевать трудности. В-ль. –В сказках кроме положительных героев живут и отрицательные. Назовите их. Дети. – Баба Яга, Кощей Бессмертный, злая мачеха, ведьма, старуха Шапокляк. В-ль. — В сказках добро борется со злом и всегда побеждает добро. - Ребята, вы знаете много сказок и я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай сказку». Давайте посмотрим на экран и вспомним сказки. Слайды- иллюстрации к сказкам. Слайд. Иллюстрация к сказке «Крылатый, мохнатый да масленый». В-ль. – Назовите сказку, где животные сообща, все вместе справились с трудностями. Дети. – Сказка «Крылатый, мохнатый да масленый». Слайд. Иллюстрация к сказке «Крошечка-Хаврошечка» В-ль. – Как звали героиню сказки, которая была доброй, трудолюбивой, заботливой, любила свою коровушку. Дети. – Это Крошечка-Хаврошечка. В-ль. – Ребята вспомните названия сказок, где герои, совершая добрые поступки выручали других из беды. Слайд. Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка». Дети. – В сказке «Царевна-лягушка» Иван Царевич спас Василису Премудрую от Кащея Бессмертного. Слайд. Иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди». Дети. – В сказке «Гуси-лебеди» девочка спасла своего братца от Б.Я. Слайд. Иллюстрация к сказке «Заюшкина избушка». Дети. — В сказке «Заюшкина избушка» петушок прогнал лису и помог зайчику вернуться в свой дом. Слайд. Иллюстрация к сказке «Палочка-выручалочка». Дети. – В сказке «Палочка- выручалочка» ежик помогал своим друзьям справляться с трудностями. Слайд. Иллюстрация к сказке «Три поросенка». Дети. – В сказке «Три поросенка» братец Наф- Наф помог братьям спастись от злого волка. В-ль. – Ребята, как вы думаете, почему эти герои помогали другим, выручали из беды, спасали? Дети. – У них доброе сердце, они добрые, храбрые, смелые, отзывчивые, умные. Воспитатель читает стихотворение. Не стой в стороне равнодушно, В-ль. – Ребята, мы с вами отправляемся дальше. Музыкальная физ. минутка «Мы каждый день идем по жизни, веря в чудеса». Дети садятся на стульчики. В-ль. – Ребята, послушайте отрывок из сказки и вспомните ее название. (Воспитатель читает отрывок из сказки «Цветик-семицветик» В. Катаева.) «Сорвала бабушка с клумбы и подарила Жене очень красивый цветок вроде ромашки. У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, синий, оранжевый, фиолетовый и розовый. Это цветок не простой, он волшебный. Он может исполнить все, что ты захочешь». В-ль. – Ребята, как называется эта сказка? Дети. – Сказка называется «Цветик-семицветик». 2 слайда. Иллюстрация к сказке «Цветик-семицветик» (Женя с волшебным цветком. Портрет В. Катаева) В-ль. – Вспомните автора этой сказки. Дети. – Автор Валентин Катаев. В-ль. – Кто главный герой в этой сказке? 2 слайда. Иллюстрация к сказке «Цветик-семицветик» «Женя идет с баранками», «Бабушка дает волшебный цветок Жене». В-ль. – Расскажите, как появился у Жени цветик-семицветик. Рассказ ребенка. — Женя пошла в магазин за баранками, купила баранки. По дороге домой она шла, смотрела по сторонам, зевала, ворон считала. Собака подбежала и съела все баранки. Девочка побежала за собакой и заблудилась. Она встретила бабушку, которая дала Жене волшебный цветок. Слайд. Иллюстрация к сказке «Цветик-семицветик» (волшебный цветок) В-ль. – Скажите, ребята, что было волшебного в этом цветке? Дети. – Цветик-семицветик мог исполнить любое желание. В-ль. – Давайте вспомним, какие волшебные слова говорила Женя, когда отрывала лепесток, чтобы загадать желание. Музыкальная физ. минутка «Лети, лети, лепесток…» Лети, лети, лепесток (правая рука вперед, левая — назад- чередование) Через запад на восток, (пр. руку отвести в сторону, лев. руку- в др. сторону) Через север, через юг, (правую руку поднять вверх, лев. руку – вверх) Возвращайся сделав круг, (кружимся на носочках) Лишь коснешься ты земли, (приседаем, руки плавно опуститьвниз) Быть по -моемувели. (руки поднять вверх и чуть в стороны, кружение на носках) Дети садятся на стульчики. Слайд. Иллюстрация к сказке «Цветик-семицветик» (Витя и Женя). В-ль. – Ребята, как вы думаете, о чем мечтал мальчик Витя? Дети. – Витя хотел выздороветь. Он хотел играть с детьми, бегать, прыгать. В-ль. – Женя, загадала много желаний. Какие желания загадывала Женя. (ответы детей) - Ребята, какое желание было самым важным, самым нужным? Дети. – Девочка загадала, чтобы Витя был здоров. В-ль. – Почему Женя загадала такое желание? Дети. – Девочке было жалко Витю. Женя хотела ему помочь. В-ль. – Женя сделала добро для Вити, и мальчик выздоровел. - Ребята, как вы понимаете слово добро? (Что же такое добро?) Дети. – Добро – это когда помогаешь маме, бабушке, не обижаешь маленьких, слушаешься родителей, помогаешь друзьям. Добро – это когда люди делают добрые дела, добрые поступки, выручают из беды. В-ль. – Добро – это то, чего все желают. Тот, кто делает добро другим, сам получает радость. В-ль. — Ребята, послушайте стихотворение «Добро», которое нам расскажет… Ребенок читает стихотворение. Как бы жизнь не летела – Слайды: «Сергий Радонежский», «Свято-Троицкая Сергиева Лавра», «Медведь приходит к святому» художник Т.В. Киселева. Ребята, посмотрите внимательно на страницы нашей книги. Рассказ воспитателя. – Было это очень давно. Не далеко от Москвы, там, где сейчас расположен город Сергиев Посад, жил в Троицком монастыре Сергий Радонежский. Он любил своих родителей, любил землю русскую. Много трудился, никогда не ленился, не боялся даже самой трудной работы. Вокруг были дремучие леса. Однажды пришел к его жилищу голодный медведь. Сжалился над ним Сергий Радонежский и оставил медведю кусочек хлеба на пне. Медведь стал приходить каждый день за едой. Сергий Радонежский всегда оставлял для него хлеб. И даже тогда, когда у него оставался лишь один кусочек хлеба он делил его на две части, чтобы одну часть оставить себе, а другую отдать этому медведю. Любил Сергий Радонежский природу и животных, помогал людям. Был почитаемым, добрым человеком и призывал всех жить дружно. В-ль. – В народе говорят: «Жизнь дана на добрые дела». Как вы это понимаете? Дети. – Надо помогать маме, бабушке, маленьким, друзьям, животным, надо жить и трудиться. В-ль. – Ребята, какие пословицы и поговорки о добре вы знаете? Дети. – «За добрые дела всегда похвала». В-ль. – Как вы понимаете эту пословицу? Дети. – Когда ты делаешь хорошее, тебя хвалят, говорят спасибо. - «Добрый человек не помнит зла» (добрый человек все плохое забывает, а помнит только хорошее). - «Доброе дело два века живет», «Добро не горит и не тонет» (о добрых людях, добрых делах долго помнят). - «Живи добрее будешь всем милее» (доброго человека любят). - «Доброму человеку – что день, то и праздник» (добрый человек всегда хочет помогать). В-ль. – Ребята, вы правильно сказали люди помнят добро, помнят тех, кто делает добрые дела. - Есть такая поговорка «Доброму человеку и чужаяболезнь к сердцу». Это означает, что добрые люди отзывчивы, сопереживают другим людям, стремятся помочь чем могут. Недаром говорят: «Спешите делать добро». В-ль. – Посмотрите какое у меня солнышко ласковое. Я предлагаю с ним поиграть. Вы будете называть добрые дела, которыми радуете своих родных, друзей и близких. Слайд «Солнышко». Ребята, становитесь в круг. Игра с солнышком «Добрые дела». Дети передают друг другу солнышко. Предполагаемые ответы детей: я делюсь игрушками, я помогаю бабушке лепить пироги, я помогаю убирать посуду со стола, после игры я убираю игрушки, мы с мамой сделали кормушку для птиц, я помогаю маме мыть посуду, я забочусь о маленькой сестренке, я поливаю цветы, я подкармливаю птиц … В-ль. – Молодцы, ребята, как много добрых дел вы назвали. - Ребята, вы помните в сказке говорилось, что последний розовый лепесток, который девочка потратила не зря, сделав круг вернулся к бабушке и она с ребятами вырастила новый цветик-семицветик, чтобы дети могли делать добрые дела. Воспитатель показывает цветок. – Посмотрите, этот волшебный цветок дети передали вам, чтобы вы могли загадать свои самые заветные, добрые желания Слайды: «Семья», «Друзья», «Животные», «Богородское», «Просторы России». для своих родных или друзей, а может быть для вашего любимого питомца, для нашего поселка или большой страны. Игра «Мое заветное желание». В-ль. – Ребята, становитесь в круг. Дети загадывают желание и передают цветик-семицветик по кругу. Предполагаемые ответы детей: — я желаю, чтобы моя мама была здорова; я хочу, чтобы у всех детей были мама и папа; я хочу, чтобы люди берегли природу; я желаю, чтобы моя бабушка не болела; я хочу, чтобы мне купили собаку; я хочу, чтобы у всех детей была семья; я хочу, чтобы мы не ссорились с подружкой; я желаю, чтобы все люди были добрыми; я хочу, чтобы у нас дома жила кошка; я хочу, чтобы в нашем поселке люди сажали много деревьев; я хочу, чтобы наша страна была сильная; я хочу, чтобы все люди жили дружно; я хочу, чтобы не было войны… В-ль. – Я желаю, чтобы все и дети, и взрослые были здоровы и никогда не болели, а те, кто сейчас болеют- обязательно бы выздоровели. Пусть все желания, которые мы загадали исполнятся. Ведь мы пожелали всем: здоровья, мира и добра. В-ль. – Ребята, пусть этот волшебный цветок снова вернется в сказку, чтобы он помогал всем, кому требуется помощь. Слайд «Цветик-семицветик улетает». Слайд «Дети трудятся». В-ль. — Вот и подошло к концу наше путешествие. Сегодня мы говорили о доброте. - Ребята, что же можно сказать о всех добрых людях, какие они? Дети. – Добрый человек он трудолюбивый, заботливый, вежливый, ласковый, щедрый, делится игрушками, помогает людям, спешит на помощь… В-ль. –Ребята, мне понравились ваши размышления о добре и то, что вы уже сейчас делаете добрые дела и совершаете добрые поступки. Вы, ребята, молодцы. В-ль. – Приноси добро другим и люди принесут тебе добро и любовь! Слайд «Книга закрывается». В-ль. – Уважаемые гости, на память о нашем путешествии примите эти подарки, которые для вас с любовью сделали дети своими руками. Звучит песня «Дорога добра». Дети дарят гостям подарки. Организационный момент. Давайте попрощаемся с гостями и скажем… Дети. До свидания. Дети выходят из зала.
|