Методические рекомендации для воспитателей по формированию дружеских взаимоотношений старших дошкольников |
Нравственное воспитаение | |||
Автор: Залевская А. А. | |||
20.03.2016 00:26 | |||
Методические рекомендации для воспитателей по формированию дружеских взаимоотношений старших дошкольников Старший воспитатель: Залевская А.А. МАДОУ №117 «Детский сад общеразвивающего вида» г.Сыктывкар В группе детского сада предлагается создать следующие условия: 1. Создание предметно развивающей среды за счет: игр, пособий, атрибутов, игрушек, художественных произведений для чтения детям, Изготовление настольно-печатных игр по знакомству с эмоциональными состояниями: «Азбука настроений», «Театр настроений», «Изучаем эмоции»;
Оформить: уголок настроений «Здравствуйте, я пришёл», для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции;
2. Проводить обсуждения поступков литературных героев, проблемных ситуаций общения и сотрудничества, рассуждение на темы дружбы, взаимопомощи, справедливости: «Настоящие друзья», «Что я могу сделать хорошего?», «Кого мы называем добрым?» и т. п. 3. Организовать выставку книг с произведениями о дружбе: -В. Сутеев. Яблоко, Под грибом, Кораблик, Палочка выручалочка Л. Муур. Крошка Енот -. Е. Пермяк. Самое страшное - И.А. Крылов. Лебедь, рак и щука - Русские народные сказки: Лиса и журавль, Репка -Н. Носов. Бенгальские огни, Прятки -Л. Улицкая. Грустная история -А. Линдгрен. Принцесса, не желавшая играть в куклы - В. Осеева. Три товарища, Добрая хозяюшка, Сторож, Случай - Э. Хогарт. Мафин и паук -Э. Успенский. Крокодил Гена и его друзья - М. Пляцковский. Урок дружбы - А. Костинский. Тигренок, который говорил "Р-Р-Р!" и его друзья 4. Включать в образовательный процесс этические беседы о нравственных качествах людей, о дружбе, честности, справедливости, эти обсуждения должны помогать детям: эмоционально откликнуться, сопережить и понять необходимость дружеского, заботливого и справедливого отношения к другим, воспитывать умение понимать поступки своих сверстников, правильно оценивать их с точки зрения общепринятых правил поведения. 5. Создать зоны для сюжетно ролевой деятельности (разнообразные костюмы, маски, атрибуты для игр); 6. Организация игры-драматизации по мотивам литературных произ-ведений, в которых отчетливо выделено поведение персонажей, 7. обсуждение пословиц и поговорок, связанных с понятием дружба; 8. Вовлекать детей в игровые и практические ситуации: содержание желательно подбирать с учетом проблем общения в группе; 9. Организация совместной продуктивной деятельности (конструирование, рисование, аппликация, лепка, труд), перед организацией совместной деятельности провести беседы на различные темы: «Почему лучше работать вместе», «Как нужно помогать товарищу, если у него появились затруднения», и т.д. Эти беседы требуют активного участия дошкольников с привлечением их личного опыта. -Организовывать разные формы совместной деятельности — работа парами ( «Раскрасим вдвоем нарядные рукавички для Снегурочки»), подгруппами ( «Сделаем вместе красивые бусы на елку»), фронтально, вместе со всеми ( «Соберем букеты осенних листьев и подарим детям в детском саду»). Дети, которые испытывают стремление к совместной деятельности, но не проявляют активности, помогать в формировании у них позиции активного партнера. Им следует помочь в овладении способами сотрудничества, поддерживая самые робкие предложения. влияние окажут такие приемы, как предвосхищающая оценка ( «Я думаю, что и ты сможешь предложить...»), побуждение к активности ( «А ты согласен с предложением Коли? Почему оно тебе нравится?») 10. Своим поведением воспитателю показывать примеры доброго, за-ботливого отношения к людям, побуждать ребят замечать состояние сверстника (обижен, огорчен, скучает) и проявлять сочувствие, готовность помочь. Привлекать внимание детей к признакам выражения эмоций в мимике, пантомимике, действиях, интонации голоса. 11. Специально создавать в группе ситуации гуманистической на-правленности, побуждающие детей к проявлению заботы, внимания, помощи. Это обогащает нравственный опыт детей. 12. Учить детей делить с другими детьми радость, говорить добрые слова. Организовывать игровые ситуациях типа «Давайте говорить друг другу комплименты», «Всем приятно ласковое слово», «Добрые пожелания». 13. По примеру, показу или предложению воспитателя учить детей находят разные способы и приемы справедливого распределения ролей, игровых материалов; используют для этого считалки, жеребьевку, очередность, предварительную договоренность. Предлагать участвовать в ситуациях «Как без ссор решить спор», «Подскажи лучшее решение», «В дружном деле всем хорошо». 14. знакомить детей с правилами культуры поведения по отношению к взрослым и сверстникам: обращаться к взрослым по имени и отчеству, на «вы», вежливо обращаться с просьбой, самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить за помощь и заботу. Учить быть доброжелательным, справедливым по отношению к сверстникам. - На данном этапе нашей работы составлен тематический план работы по чтению художественной литературы на год (приложение 1)
|