Детский педагогический проект «День доброты» |
Нравственное воспитаение | |||
Автор: Панкова Т.В., Маслова С.В. | |||
12.07.2015 14:44 | |||
Детский педагогический проект «День доброты» (краткосрочный, познавательный, творческий) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение — детский сад комбинированного вида №38 «Семицветик» г. Балакова Саратовской области. Воспитатели: старшей группы №4 Панкова Т.В. Маслова С.В. педагог-психолог: Зверева О.В. Первый этап. Целеполагание.
Раздел «Нравственное воспитание» включен почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Основа гуманного отношения к людям — способность к сопереживанию, к сочувствию — проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспита-тели групп, педагог-психолог. Цель: формирование эмоционального отношения к действительности. Задачи:
Второй этап. Разработка проекта.
3. Подобрать наглядно-дидактический материал, художественную литературу (соответствующие теме проекта). Третий этап. Выполнение проекта. Раздел программы. Формы и методы работы. Игровая деятельность. Ситуативная игра-история с элементами театрализации «Котик и ежик на качелях», ситуативная игра «Машина», ситуативная игра-история «Случай в малине», ситуа-тивная игра-история «Помощь бельчонку», ситуативная игра-история «Ириски». Подвижные игры: «Добрые эльфы», «Театр теней!», «Волшебный стул» Игры «Мост дружбы», «Радио», «Секрет», «Добрые и вежливые слова», «Добрые приветствия», «Солнце». Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо», «Дополни рисунок», «Школа вежливости», «Я не должен — я должен», «Звери на болоте». Познавательное развитие. • Занятия «Сказочный денек», «Дарите людям доброту».
«Добро пожаловать», «Сказка про доброго носорога», «Чудовище», «Как ослик счастье искал».
Продуктивная деятельность. Работа с родителями. Ознакомление с окружающим. Развитие речи. Ознакомление с художественной ли-тературой. Аппликация. Лепка. Совместная работа родителей с детьми «Кормушка для птиц». «Знакомство со свойствами воды». «Урок дружбы». Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»; ненецкие сказки «Айога», «Три сына», Осеева «Добрые слова», стихи А. Кузнецова «Подружки», Е.Серова «Нехорошая история», Е.Благинина «Подарок», сказка «Как светлячок друга искал» Коллективная работа «Дерево ласковых имен» «Кружка для дедушки». Четвертый этап. Презентация проекта.
Пятый этап. Определение задач для новых проектов.
Праздник «День добра» — презентация проекта. Цели:
Оборудование: Мягкая игрушка — Медведь, шары, ленты, цветы для украшения группы, стенгазета, оформленная накануне. Ход занятия. В гости к детям приходит Мишка, который рассказывает им свою невеселую историю. Мишка: На лес, в котором я живу, напала старуха Лень. Она заколдовала все вокруг: трава сохнет, цветы чахнут, все деревья в паутине. Птицы давно не поют своих песен, а звери, лесные жители, впали в спячку, они даже не слышат, как от голода, холода и одиночества плачут их малые детки. Одному только мне удалось вырваться из плена злой и ленивой старухи. Я пришел к вам ребята, за помощью, чтобы вы помогли мне освободить лес от старухи Лени. Воспитатель: Дети, поможем нашему гостю? Мишутка, подскажи нам как же тебе помочь? Мишка: Лесных жителей и наш лес спасут добрые поступки детей, трудолюбие, вежливость. Дети, а вы умеете совершать добрые поступки? (ответы детей) А вы знаете, что такое «доброта», «добрые поступки»? Как их можно, по-вашему, совершить? Воспитатель: Добрый — это тот, кто помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых, вежлив и внимателен ко всем, говорит только добрые, хорошие слова. Придумано кем-то просто и мудро И каждый становится добрым, доверчивым, Доброе утро длится до вечера. Мишка: Дети, а вы тоже, при встрече утром в детском саду друг другу говорите добрые слова — приветствия? Вот, видите, одно доброе дело у вас есть. Но одним добрым поступком, к сожалению, лес не спасешь, и он может погибнуть. Воспитатель: Не расстраивайся, Мишка! Мы сейчас насобираем тебе полную «копилку добрых дел». Эту «копилку добрых дел» ты отнесешь в лес. (Педагог показывает детям копилку и предлагает бросить в нее первую фишку — «добринку».) Воспитатель: Ой, ребятки, посмотрите-ка на наши цветочки: они плачут. (Педагог обращает внимание на сухую землю в цветочных горшках. Дети поли-вают цветы.) Мишка: А как еще можно помочь цветам? Дети: Полить, протереть листочки, подрыхлить землю. (Дети оказывают помощь цветам.) Воспитатель: Молодцы, ребята, какие вы все добрые, заботливые. (Мишка предлагает поиграть в игру «Добрые и вежливые слова».) Игра с мячом «Добрые и вежливые слова». Дети стоят в кругу. Взрослый берет в руки мяч и начинает игру. Он называет любое доброе или вежливое слово и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч придумывает новое слово, называет его и бросает мяч другому ребенку. Мяч не ловят, если было произнесено «недоброе» слово, и ребенок может объяснить, почему это слово ему не понравилось или неприятно. Воспитатель: Дети, пока мы с вами играли, поступил сигнал от наших книжек: им тоже нужна помощь. (Дети наводят порядок в книжном уголке, при необходимости чинят книги. Педагог напоминает ребятам, что после каждого доброго дела нужно в копилку бросать фишки — «добринки».) (Мишка предлагает поиграть в игру «Менялки»). Игра «Менялки». Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего. Он встает и выносит свой стул за круг — стульев становится на один меньше, чем играющих. Взрослый называет признак, например:» Меняются местами те, у кого (светлые волосы, красные носочки, синие шорты и т.д.)». Дети, имеющие названный признак, быстро встают и меняются местами. Водящий в это время старается занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим. Обязательное правило: соблюдение права на личное достоинство и уважение этого достоинства. Мишка: А вашим игрушкам, ребята, тоже нужна помощь! У многих из них невеселые глаза. (Дети моют игрушки, приводят в порядок платья кукол, аккуратно складывают строительный материал, вытирают пыль с полок с игровым материалом.) (Проводится игра «Обыграй превращение».) Игра «Обыграй превращение». Ведущий по кругу передает предметы (мяч, пирамидка, кубик и др.), называя их условными именами. Дети действуют с этими предметами так, как если бы это были названные взрослым объекты. Например, по кругу передают мячик. Ведущий называет «яблоко» — дети его «моют», «нюхают», «едят». Мишка: Дети, у вас есть друзья? Часто вы им говорите добрые слова? (Ответы детей.) (проводится игра «Волшебный стул».) Игра «Волшебный стул». Дети стоят в кругу, педагог в центр круга ставит стул и говорит: «Сейчас я прикоснусь своей волшебной палочкой к этому стулу, и он вмиг станет волшебным. А волшебство его заключается в том, что если кто- то сядет на этот стул, окружающие люди сразу начинают об этом человеке (ребенке) говорить только хорошие слова. Взрослый предлагает одному из детей сесть на «волшебный стул» и сразу начинает об этом ребенке говорить что-нибудь приятное, хорошее. Затем «волшебная палочка» передается ребенку, который стоит справа от педагога, и тот продолжает говорить добрые слова о сидящем на стуле воспитаннике Взрослый дает возможность высказаться каждому участнику игры, а потом интересуется у ребенка, сидящего на стуле, как он себя чувствовал, и приятно ли ему было слышать добрые слова в свой адрес. Затем посидеть на «волшебном» стуле приглашают другого ребенка. Игра продолжается. В конце на «волшебный стул» приглашают другого ребенка. Игра продолжается. В конце на «волшебный стул» приглашают сесть Мишку, дети говорят о нем добрые слова. Мишка: Дети, мне понравилось сидеть на вашем замечательном стуле, но я очень хочу помочь своим друзьям, спасти свой лес от злой старухи Лени. Воспитатель: Мишутка, в нашей «копилке» уже много добрых дел скопилось, отнеси ее своим друзьям, лесным жителям. (Мишка берет «копилку добрых дел», благодарит детей за помощь, прощается с ними.) Воспитатель: Ребята, сегодня у нас чудесный день — День добра. Надеюсь, наши добрые дела спасут лес и его жителей от старухи лени. А мы с вами продолжим делать добрые дела до самого вечера и будем говорить друг другу добрые слова, которые всем приятно слышать. (Вечером педагог предлагает детям нарисовать как они провели этот необычный день. Свои рисунка дети по желанию уносят домой, чтобы познакомить свою семью с таким замечательным днем, как День добра.) Конспект занятия: «Сказочный денёк». Цель: Формировать доброжелательное, вежливое отношение к окружающим. Оказывать помощь другу. Развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников. Развивать связную инонацио-нально выразительную речь. Развивать логику, мышление. Создать доброжелательную атмосферу для развивающей деятельности. Оборудование: персонаж «Буратино», иллюстрации к сказкам, открытки, цветные карандаши, комнатные растения, дидактические игры «Путешествие по сказкам», «Геометрические фигуры», «Наоборот», магнитофон. Ход занятия. Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро И каждый становится добрым, доверчивым, Доброе утро длится до вечера. - Ребята, посмотрите сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются «Прикосновение ладошками» под музыку «Колыбельная медведицы») Воспитатель: У гостей ладошки теплые? (ответы детей) Да, наши гости добрые и поделились своим теплом с вами. Появляется Буратино (Под музыку, песня «Буратино»). Буратино: Добрые слова не лень повторять мне целый день. Только выйду я из дома - Добрый день кричу знакомым. - Здравствуйте, ребята! Добрый день! А какие добрые слова вы знаете, ребята? (ответы детей). Молодцы! А я Буратино. Пришел к вам в гости. Мне нужна ваша помощь. Мальвина задала мне очень много заданий. Один я справиться не могу, в школу не ходил. А вы мне поможете? (ответы детей). Достает из рюкзака первое задание «Геометрические формы» Воспитатель: (читает задание вслух) - Знаешь, Буратино это задание лучше выполнить за столом. Детям раздается задание. Дети выполняют задание. (Взаимопроверка выполненного задания). Буратино благодарит детей за оказанную помощь. Буратино: Достает второе задание «Скажи наоборот». Буратино удивленно «А что это такое наоборот?» Воспитатель: А мы тебе сейчас поможем разобраться. Игра «Наоборот» Легкий — тяжелый, черный — белый, злой — добрый, широкий — узкий и т.д. Буратино: Ой, что-то я устал. Воспитатель: А ты, Буратино, посиди, а дети тебе стихи почитают. Воспитатель: Доброта живет на свете только в добром сердце, дети. Буратино: А я тоже знаю стишок про себя, но его надо рассказывать и показывать движения. Вставайте со мной в кружок. Буратино потянулся Чтобы ключик нам достать Буратино обращает внимание на оформление группы. Дети называют сказки по иллюстрациям. Буратино: А эту сказку я знаю, это моя сказка, я в ней живу. А что это за сказка? (Ответы детей) Буратино достает третье задание. Игра «В мире сказок» (дети определяют по карточкам название сказок и героев сказок). Буратино: Да, да я слышал сказку про сестрицу Аленушку и братца Иванушку. Как он в козленочка превратился. Это Мальвина мне рассказала и даже показала зарядку для пальчиков про упрямых козлят Пальчиковая гимнастика. Вот мостик горбатый Упрямцу с упрямцем Бодались, бодались Воспитатель: Ребята, вот к чему приводит ссора, а надо быть дружными, добрыми. А ведь мы с вами знаем мирилку. Давайте покажем ее Буратино. Мирилка: Ехали на лодке, кушали селедку А селедка не годится, надо, надо помириться Мир, мир навсегда, ссора, ссора — никогда. Буратино: Вот мой рюкзак и пустой. Вы помогли выполнить мне все задания. Большое вам спасибо. Это очень хорошо, что вы дружные, добрые, умные. Ой, сколько у вас цветов, сделаю- ка я из них букетик для Мальвины. Воспитатель: Что ты, Буратино, это у нас комнатные растения. Их нельзя рвать, ими надо любоваться. И дети смотрят на них глазами, руками не трогают. Буратино: Хотел доброе дело сделать. Мальвине подарок подарить. Воспитатель: Буратино, а давай дети нарисуют цветы, а ты их подаришь Мальвине. (Дети рисуют цветы и дарят Буратино). Буратино: Ну, что ж, рюкзак мой пустой, можно смело идти к Мальвине. Воспитатель: Знаешь, Буратино, на прощание мы хотим дать тебе несколько советов:
Буратино: Какие хорошие советы и я понял, что без хороших и добрых друзей прожить нельзя. И как же мне вас отблагодарить за вашу доброту? Да, подарю-ка я вам диск со сказкой. А на прощание давайте потанцуем. Танец под песню «Буратино» Буратино: Добрые слова не лень говорить мне целый день. Всем знакомым на прощанье говорю я «До свиданья». Занятие: «Дарите людям доброту» Цель:
Игровое оснащение: игрушка Заяц, сундучок Вежливости, письмо, конверт с добрыми словами, сверток с кроссвордом, шапочки животных по количеству детей, Чудо-дерево, сердечки, лист ватмана с сердечком, фломастеры, бумага, клей, ножницы, аудиозапись песен В. Шаинского. Ход занятия. Взрослый: Ребята, поиграем в игру-приветствие «Солнце встало!» Солнце встало - С этими словами дети выполняют движения, повторяя их за взрослым. - Проснулись? Улыбнулись! Поднимем руки, потянемся к солнышку. Здравствуй, Солнышко! - Здравствуйте всем! Сегодня я хочу поделиться с вами Добротой. Возьмемся за руки и передадим свое Добро, Тепло друг другу по кругу, легонько сжимая ладони. Это Солнышко Доброты согрело ваши ладошки. Психогимнастика «Не сердись, улыбнись!» - Каждый из вас повернет голову к рядом стоящему, посмотрит в глаза и скажет ласково, улыбаясь «Не сердись, улыбнись!» Стук в дверь. Взрослый вносит игрушку — Зайчиху Лапочку. Зайчиха. Здравствуйте, ребята! Взрослый. Давайте поздороваемся с Зайчихой по-разному! Дети кланяются, говорят разные приветственные слова, здороваются за лапку. Зайчиха. Ой, мне больно! Я повредила лапку … (плачет) Взрослый. Ребята, как мы можем помочь Зайчихе? (Пожалеть, перевязать, отвезти к врачу…) Словесная игра «Кто больше скажет добрых и теплых слов Зайчихе» Цель: стимулировать развитие речевого общения; вызывать сочувствие, стремление помочь ближнему. Зайчиха. Когда ты услышишь столько добрых слов, да ещё с улыбкой на лице, то сразу уходит боль и печаль. Мне стало гораздо легче. Вы знаете песенку «Улыбка»? Научите меня петь ее и танцевать! Звучит песня В.Шаинского «Улыбка». Зайчиха. Ребята, как у вас хорошо, весело, теперь я точно знаю, что вы сможете помочь мне ещё в одном деле. В зал вносят сундук. Зайчиха: Я этот сундук под елочкой нашла, но без вас побоялась его открыть. Давайте посмотрим, что там! Открывает сундук, достает письмо, взрослый читает. - Здравствуйте, дети. Я — Волшебница. Живу я в сказочной стране и помогаю всем учиться вежливо разговаривать, совершать добрые дела и поступки. Это мой сундучок Вежливости, в котором и вы найдете много интересных заданий. Взрослый вынимает первый конверт, в котором находит таблички со словами «Спасибо», «Пожалуйста», «Здравствуйте» и другими вежливыми словами. Зайчиха достает из сундучка сверток бумаги, разворачивает… - Это кроссворд, в нем заколдовано важное слово. Словесная игра «Угадай слово». Цель: упражнять в отгадывании загадок. Взрослый. Вписывая ответы загадок в клеточки, вы прочитаете нужное слово! По бумаге я бегу, Хочешь — дядю, хочешь — сад, А басит он лишь тогда, Что за странная избушка Есть окошки, есть и дверь, В нем живет моя семья - Нас в лесу найти не трудно, Посмотри-ка, по дорожке Привезли мы в дом волшебный В руки ты ее берешь Затанцует, запоёт. Взрослый. Какое слово у нас получилось? (Доброта). Зайчиха. Какие вы молодцы! Вы нашли очень важное слово — Доброта. В лесу это слово всем пригодится. Как вы думаете, для чего нужно это слово лесным жителям? Словесная игра «Наоборот». Цель: активизировать использование в речи детей противоположных по смыслу слов, вызвать положительные эмоции и доброжелательное отношение к окружающему. Взрослый: Я назову животное, а вы подберете к нему добрые слова. Например, злой волк — волк не злой, а … (какой?) (Волк быстрый, ловкий, сильный, смелый, пушистый, отважный и т.д.) - Хитрая лиса, неуклюжий медведь, колючий еж и др. Зайчиха. Спасибо, ребята, давайте ещё раз заглянем в сундучок. Достает из сундучка ещё одно задание. Дидактическая игра: «Оцени поступок». Цель: развивать связную речь детей, упражнять в установлении причинно-следственных отношений с опорой на сюжетную картинку, воспитывать честность, скромность, вежливость. Взрослый достает из конверта карточки из дидактической игры «Оцени поступок» и просит найти к ней продолжение. Зайчиха. Ребята, помогите мне выбрать из этих картинок только те, на которых изображены хорошие поступки. Сложим из них цепочку и расскажем Добрую историю! Взрослый. Волшебнице очень понравился такой рассказ, мы его сложим в ее сундук. (Достает сверток и записку.) Ребята, это Чудо-дерево! Посмотрите, какое оно печальное и сухое! Помогите ему стать нарядным и веселым! Игра «Чудо — дерево». Цель: упражнять в различении пиктограмм настроения, стимулировать радостные эмоции, воспитывать умение работать в команде. Взрослый. Чтобы дерево ожило, надо выбрать из всех карточек только те, которые соответствуют веселому, радостному настроению. Зайчиха. Этими картинками мы украсим наше Чудо-дерево! Теперь все звери в волшебном лесу смогут погреться под его ветвями. Зайчиха достает из сундучка последний конверт. В нем — сердечки. - Это благодарность вам от Волшебницы за ваши добрые поступки! Раздает сердечки ребятам. - Мне у вас очень понравилось, но пора возвращаться домой. До свидания! Взрослый. Ребята, давайте по-разному попрощаемся с Зайчихой! Занятие по ознакомлению с окружающим. Тема: «Знакомство со свойствами воды» Цели:
образовательные: 4. формировать у детей представление о трех состояниях воды; 5. активизировать понятия «вода», «пар», «снег» и «лед», «град» в речи детей; 6. воспитывать уважительное отношение, сочувствие, отзывчивость к сверстникам, формировать умение оценивать свои поступки, поступки других людей. Оборудование: «Волшебный мешочек», кусочки льда, снежки, блюдца, клеенки, салфетки по количеству детей, термос с кипятком, стекло, опорные схемы, магнитофон и кассета с записью «Звуки леса». Ход занятия. 1. Вступление. - Вы знаете, кто такие волшебники? (Дети отвечают). - Сейчас мы с вами тоже превратимся в волшебников. Закройте глаза и представьте себе, что у вас в руках — волшебные палочки и сегодня мы, как настоящие волшебники, познакомимся со свойствами воды, узнаем, что умеет делать вода, во что она умеет превращаться. 2. Проведение опытов. Опыт 1. _ Посмотрите, что это? (Взрослый показывает термос.) В термосе у меня кипяток — видите над ним пар? Над паром я ставлю стекло. Что стало с паром, во что он превратился? (В капельки воды). Что стало со стеклом? (Оно запотело от пара) Взрослый дает детям потрогать запотевшее стекло. Как вы думаете, пар — это вода или не вода? (Отвечают) Сильно нагретая вода превращается в пар. Пар поднимается вверх, остывает в воздухе и выпадает на землю в виде осадков. В виде каких осадков? Опыт 2. - Что это? (Показывает детям снежки.) А снег — это вода или не вода? Посмотрите на наши снежки. (Снежки лежат на блюдцах) Наши снежки уже подтаяли и лежат в лужицах воды. Потрогайте снежок, возьмите его в руки. Какой он? (Холодный, белый, хрупкий…) А откуда берется снег? (Отвечают.) Снег выпадает из облаков зимой. В тучах вода превращается в ледяные кристаллики и попадает на землю в виде снежинок. Как вы думаете, какая туча холоднее дождевая или снеговая? Почему? 3. Физкультурная минутка. - Послушайте песню и попытайтесь представить, что вы — тоже капельки воды. Может быть, дождинки, может быть, — снежинки. Включается аудиозапись с песней «Одна снежинка — ещё не снег». Свободный танец детей. 4. Ассоциации. -На Востоке, где очень ценят воду, потому что ее всегда не хватает: там очень сухо и жарко — людей тоже сравнивают с водой. Про одних говорят, что они похожи на безводную пустыню. Почему, как вы думаете? Как можно назвать таких людей, которые никого не жалеют, ни о ком не заботятся, думают только о себе? (ответы детей). Про иных — что они похожи на небольшой дождик в такой пустынек: немножко промочит землю, она откликнется на ласку — взойдут семена, и погибнут ростки, потому что дождик прекратился и умчался прочь вместе со случайной тучкой. Кто может сказать, что он тоже иногда так себя ведет? (Ответы детей). Другие люди похожи на теплый летний ливень, который оживляет все вокруг. Когда мы с вами такими бываем? (ответы детей.) 5. Опыты с привлечением детей. - Подумайте, какой дождик лучше: теплый или холодный? (Ответы детей). Так и с людьми, когда хвалят нас — это как теплый дождик, а когда ругают и делают замечание — для нас это как холодный дождик. Вспомните случаи, когда вы попали под такой «холодный дождик» Что вы тогда почувствовали? Рассказы детей. - Какую пользу принес вам тот холодный дождик? Ответы придумайте по схеме. Да… Зато… - А теперь вспомните, что случилось в вашей жизни хорошего и было похоже на теплый дождик. Рассказы детей. - Очень часто дождик кажется нам теплым, когда нас хвалят. Давайте попробуем сделать друг другу такой дождик. Сейчас все встанут в круг и по очереди скажут друг другу добрые, ласковые слова, похвалят своего соседа и поделятся с ним своим теплым дождиком. Передавайте его в «ладошках» (сложенных горсточкой). Действия детей. - Какое у вас настроение? Как вы думаете, легче слушать похвалу или хвалить другого? Почему? Ответы детей. 6. Обобщение. Работа со схемами. - Сейчас посмотрим, кого нужно похвалить сегодня мне. Давайте ещё раз вспомним, что умеет делать вода, во что она умеет превращаться? (Отвечают.) Докажите, что снег — это тоже вода. Докажите, что пар — это тоже вода. - Как вы думаете, когда наш «пар», наши эмоции и чувства превращаются в воду? А потом эта вода «выливается» на других. Придумайте свой рассказ. Рассказы детей. - А если стекло в этом опыте сделать холодным-холодным, тогда что может случиться с капельками пара, когда они с ним столкнутся? Послушайте историю. Саша очень старался на занятии, но у него ничего не получалось. Вдобавок ко всему, когда мальчик уронил карандаши и начал их собирать, воспитательница сделала ему замечание, что он много отвлекается и не успеет закончить рисунок вовремя. В конце занятия воспитательница похвалила Стаса, который помог собрать Саше карандаши, а Саше вообще ничего не сказала. Саша сильно расстроился и стал ворчать себе под нос, что у него ничего никогда не получается. После занятия дети пошли играть в игровой уголок. У Стаса не хватило деталей для постройки гаража. Саша подбежал к нему, стал пританцовывать и кричать: «Ха-ха-ха! Так тебе и надо! У тебя ничего не получится! Эх ты, растяпа!» - Когда чувства Саши были похожи на «пар»? На «дождик»? На «град»? 8. Задание на произвольное внимание. - А теперь давайте поиграем: мы будем внимательно слушать друг друга, чтобы наши чувства не успевали превращаться в «град» Выбирается ведущий. Дети становятся в колонну и маршируют под музыку (песня «по дороге с облаками»). Впереди идет ведущий. Когда музыка прекращается, все останавливаются и слушают команду ведущего, произнесенную шепотом, передают ее по «цепочке» и тотчас ее выполняют. 9. Упражнение на сплочение группы. - Наши «облачка» добрались до леса. (Включается аудиозапись «Звуки природы». _ Закройте глаза и постарайтесь увидеть лес. Представьте, что вы — дерево. Найдите ему место в лесу. Выберите удобное место в группе, где «дереву» удобно качать ветвями, расти вверх и даже танцевать. Одинокое дерево открыто всем ветрам. Летом ему жарко, а зимой холодно, даже зверю трудно спрятаться под одиноким деревом. Другое дело, когда рядом есть добрые и верные друзья. Подойдите друг к другу. Пусть ваши деревья образуют несколько рощиц. Бережно и аккуратно соприкоснитесь пальчиками-листочками. А теперь давайте изобразим сильное и могучее дерево. Встаньте рядом друг с другом в круг. Какой огромный ствол получился у дерева! Его ветви тянуться вверх, переплетаются между собой. В такой кроне тепло и уютно белкам, птицам. А само дерево ничего не боится: ни жары, ни дождя, ни снега, ни града. 10. Выводы и оценка. - О каких трех состояниях воды мы сегодня узнали? (Твердое — снег и лед, газообразное — пар, жидкое — вода). -Какое из трех превращений воды вам понравилось больше всего? -С каким состоянием воды мы чаще всего встречаемся в обычной жизни? Как вы думаете, на какое состояние воды вы чаще всего похожи? Почему? Серия ситуативных игр-историй «Будем крепко мы дружить». Игры направлены на обогащение дошкольника навыками эффективного социального взаимодействия. Все игры имеют одинаковую структуру.
Основная задача, которую предстоит решать детям в ходе игры, — помочь героям не поссориться. Взаимное сопротивление, эгоизм, часто встречающиеся в среде дошкольников, когда никто не хочет и не умеет уступать и договариваться, ведут к использованию антигуманных средств общения (грубость, жестокость и т.д.), что может отрицательно отразиться на образовательном процессе в целом. Отсутствие шаблонности в действиях героев, разнообразие ситуаций, схожесть их с жизненными дают ребенку возможность выбора решения проблемы, не опираясь на присвоенные герою черты характера (неверные решения могут принимать оба героя, они являются нейтральными героями, действия которых не предопределены их характерами. Нет заведомо «плохих» и «хороших» героев). Серия специальных ситуативных игр-историй по формированию навыков успешного социального взаимодействия «Будем крепко мы дружить» направлена на развитие следующих умений:
Это «Правила дружбы», которые дети должны усвоить, чтобы научиться общаться и дружить Ситуативная игра-история с элементами театрализации «Котик и Ежик на качелях» Цель: обогащение опытом эффективного взаимодействия в ситуации столкновения интересов. Беседа с постановкой проблемной задачи. Взрослый: Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? (Ответы детей). Представьте двух друзей, каждый из которых хочет покачаться на качелях. Друзей зовут Ежик и Котик. Как помочь им не поссориться? На роли Ежика и Котика выбираются два ребенка, им выдаются маски соответствующих героев. Роль качелей выполняет стул с высокой спинкой. Детям предлагается изобразить происходящую ситуацию. Инсценировка стихотворения. В тихом лесу, средь кустов и дорожек, Котик качели к себе потянул, Мне как товарищ совсем не хорош». Обсуждение проблемы, поиск путей решения. Вопросы к детям:
Взрослый: Давайте еще раз прочитаем стихотворение, но с веселым концом, где Котик и Ёжик смогли договориться и избежать ссоры. В тихом лесу, средь кустов и дорожек, Ежик навстречу качелям шагнул, Подведение итогов. Котику мама купила машину: Ежик машину увидел, и вот И говорит он, надувшись, Ежу: Очень мила мне машина твоя. Кнопку для старта скорее нажми!». Только в траве, возле старой березы, «Я не желаю тебе помогать, Выход из проблемной ситуации. Сладкий пирог вместе мы испечем. Ёжик с приятелем вместе пошел, Он в незнакомое место попал, Если с тобою будем возиться, И одного не оставим в беде. Котику как-то купили ирис Ежик сказал: «Я конфеты люблю! Выход из проблемной ситуации. Просто ты, Ёжик, забыл попросить!» Варианты игр.
Эти игры могут быть рекомендованы воспитателям, для использования на занятиях, в развлечениях, а также родителям, которые хотят лучше узнать своего ребенка, ненавязчиво обучая его правилам общения и вводя в мир общечеловеческих ценностей. МИРИЛКИ. Своё название мирилки получили от слова «мир» — мириться, дружба. Это короткие стихотворные строчки, которые проговаривают дети после ссоры. При этом ребята сцепляют мизинцы и трясут руками, прощая друг друга. Игры. Игра «Я не должен — я должен». Цель:
Ход игры. Взрослый заранее готовит сюжетные картинки, связанные с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями (В системах: взрослый-ребёнок, ребёнок — ребёнок) и шаблоны «Я не должен», «Я должен», изображение знаков «+, —» I вариант: Ребенок раскладывает около шаблонов те картинки, которые изображают соответственно ситуации неприемлемые, либо приемлемые во взаимоотношениях между людьми, объясняет свой выбор. II Вариант: дети сидят на стульях, у каждого по 2 шаблона. Взрослый показывает сюжетную картинку, предлагает детям сделать выбор и показать шаблон, соответствующий их выбору. Выслушиваются объяснения 2-3 детей. Игра «Звери на болоте». Цель
Ход игры. Играют все дети группы. Они — «звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам. У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Что бы он не утонул, ему надо помочь — это может сделать партнер (его пара). В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребенок. Оцениваются как готовность прийти на помощь, так и предложенные варианты спасения. Игра «Чудо — дерево». Цель: упражнять в различении пиктограмм настроения, стимулировать радостные эмоции, воспитывать умение работать в команде. Взрослый. Чтобы дерево ожило, надо выбрать из всех карточек только те, которые соответствуют веселому, радостному настроению. Зайчиха. Этими картинками мы украсим наше Чудо-дерево! Теперь все звери в волшебном лесу смогут погреться под его ветвями. Словесная игра «Все наоборот». Цель: активизировать использование в речи детей противоположных по смыслу слов, вызвать положительные эмоции и доброжелательное отношение к окружающему. Взрослый: Я назову животное, а вы подберете к нему добрые слова. Например, злой волк — волк не злой, а … (какой?) (Волк быстрый, ловкий, сильный, смелый, пушистый, отважный и т.д.) - Хитрая лиса, неуклюжий медведь, колючий еж и др. Дидактическая игра: «Оцени поступок». Цель: развивать связную речь детей, упражнять в установлении причинно-следственных отношений с опорой на сюжетную картинку, воспитывать честность, скромность, вежливость. Взрослый достает из конверта карточки из дидактической игры «Оцени поступок» и просит найти к ней продолжение. Игра «Мост дружбы». Цель: развивать ориентацию на поведение и эмоциональное состояние другого, способности видеть позитивное в другом, преодоление нерешительности, скованности, оптимизировать взаимоотношения. Взрослый показывает линейку (незаточенный карандаш или др.). и говорит: «Это мост дружбы. Давайте попробуем удержать этот мост лбами, при этом будем говорить друг другу что-либо хорошее». Игра «Волшебный стул». Тот кто садится на «волшебный стул» становится принцем (принцессой), а остальные дети по очереди говорят ребенку, сидящему на стуле только добрые и хорошие слова. Игра «Фотографии друзей» Цель: развивать способности к познанию другого, формировать позитивное отношение к сверстникам, умение выражать свои чувства, отношения в речи. На столе разложены фотографии детей в группе. Ребенку предлагается взять 2-3 из них и объяснить, почему он выбрал именно их, описать, в какой момент запечатлен сверстник, какое у него настроение, с чем оно связано, рассказать, какой это ребенок, почему он с ним дружит. Игра: «Волшебные руки». Цель: оптимизировать взаимоотношения в группе путем стимулирования телесного контакта между детьми; преодоление эгоцентризма, эмоциональной отчужденности у дошкольников. Один из игроков изображает камень. Он принимает удобную для себя позу и застывает. Остальные участники игры, положив свои руки на плечи, спину, грудь, живот «камню», стараются передать ему свое тепло. Ведущий говорит игрокам: «Положите свои руки на камень, говорите вместе со мной: «Даю тебе, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь и преданность!» Что происходит с вашими руками? Что происходит с камнем?» Музыкальная игра «Танец в парах». Цель: развивать эмпатию (ориентацию на эмоциональное состояние и поведение другого) у детей посредством стимулирования зрительного и тактильного контакта; оптимизация взаимоотношений в группе. Воспитатель предлагает детям встать парами лицом друг к другу. Важно, чтобы расстояние между парами было достаточное для танцев, чтобы пары распределялись равномерно по всей площади ковра. Затем воспитатель дает каждой паре по плотному листу бумаги. Лист бумаги кладется на головы партнеров так, чтобы каждой паре было удобно удерживать его во время танца. Затем включается музыка, и дети начинают танцевать, стараясь удержать лист бумаги как можно дольше. Выигрывает та пара, которая удержала лист бумаги дольше других. Экспериментальная ситуация «Сломанный карандаш». Цель: развивать эмпатию, гуманное отношение к сверстнику в конфликтной ситуации. Двум детям предлагается, пользуясь одной коробкой карандашей, нарисовать снеговика (ель, подсолнух и т.д.) Один карандаш — самый привлекательный по цвету, новый — механический грифельный, т.е. механически будет прятаться в корпусе. Дети стремятся взять этот карандаш, но возникают сложности. В такой ситуации проявляется отношение к затруднениям сверстника. Обсуждается, что чувствовал ребенок в ситуации затруднения и того или иного отношения к нему сверстника. Игра «Радио». Цель: развивать устойчивый интерес к сверстнику. Дети садятся полукругом так, чтобы хорошо видеть друг друга. Педагог вначале сам изображает диктора. Он поворачивает к детям спиной и говорит в «микрофон»: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка (мальчик) … (дает описание кого-либо из детей). Пусть она (он) подойдет к диктору». Все дети по описанию определяют, о ком идет речь. Затем роль диктора передается детям. Словесная игра «Кто больше скажет добрых и теплых слов» Цель: стимулировать развитие речевого общения; вызывать сочувствие, стремление помочь ближнему. - Когда ты услышишь столько добрых слов, да ещё с улыбкой на лице, то сразу уходит боль и печаль. Мне стало гораздо легче. Вы знаете песенку «Улыбка»? Научите меня петь ее и танцевать! Звучит песня В.Шаинского «Улыбка». Конспект занятия по лепке «Кружка для дедушки». Цель: вызвать интерес к изготовлению подарка своими руками; учить лепить посуду конструктивным способом, точно передавая форму, величину и пропорции в соответствии с назначением предмета; воспитывать заботливое отношение к близким людям. Предварительная работа: Беседа о Дне Доброты, знакомство с оформлением кружек фабричного производства (рисунки, вензеля). Материал: соленое тесто, пластилин (по выбору педагога), клеенки или поворотные диски, стеки, влажные матерчатые салфетки, кружки фабричного производства со строгими элементами декора, азбука с письменными и печатными буквами для вензелей. Ход занятия. 1. Чтение г.Лагздынь. «Дедушкина кружка». У всех есть чашки: у мамы, у папы, у бабушки. На Таниной чашке нарисованы ягодки земляники. А вот у дедушки чашки нет. Пьет он из большой эмалированной кружки. - Дедушка, — говорит Таня, — я, как вырасту, куплю тебе большую красивую чашку с ягодками. А хочешь, пей из моей! - Спасибо, внучка, — отвечает дедушка. -Есть чашки-то! Вон сколько в шкафу дареных стоит! -А почему ты тогда пьешь из старой кружки? -Это целая история, — вздыхает дедушка. Был у меня друг-товарищ. Погиб мой товарищ от вражеской пули. Это кружка моего друга. Память. -Он тебе ее подарил? -Оставил, внучка. Каждый день в руке держу, вспоминаю. -Давай, дедушка, — предложила Таня, — украсим кружку твоего друга? - А как? — спрашивает дед. - Переведем картинку. У всех есть чашки: у мамы, у папы, у бабушки. На маминой нарисованы малина, на папиной — белый гриб, на бабушкиной — брусника, на Таниной — ягоды земляники. А у дедушки на эмалированной кружке — красные гвоздики. 2. Творческая деятельность: лепка кружек. Воспитатель обращает внимание на то, как изготовлены фабричные изделия, поясняет: в отличие от чашек кружки имеют высокие прямые стенки, оформление разное — геометрический узор, какое-либо животное или растение., если покупают в подарок, обязательно учитывают возраст и интересы человека. Особый элемент оформления — вензель, т.е. красиво исполненная буква, обычно представляющая первую букву имени или фамилии. Показ способов лепки. Сначала раскатывается широкий валик (столбик), в котором указательным пальцем или каким-либо предметом — стекой, палочкой для мороженного, ложкой — делается углубление. Затем форма увеличивается, образуя пустой, полый сосуд; при этом, равномерно вытягивая стенки, чтобы они получились одинаково тонкими, следует стараться сохранить заданную форму. Края сглаживаются и выравниваются, донышко уплощается, выравнивается. Ручка из отдельно вылепленного цилиндрика или половинки диска прикрепляется и примазывается. Готовое изделие украшается лепными картинками или узором по окружности кружки. Такой орнамент называется ленточным. Для вензеля раскатывается или длинный жгутик — для письменной буквы, или несколько жгутиков — для печатной. После занятия. Воспитатель предлагает детям подарить кружки своим дедушкам. Мирись, мирись, мирись… Цель методического пособия «Мирилка» для детей 3-6 лет — формирование у детей умения устанавливать и поддерживать контакты с ровесниками и взрослыми на основе уважения и сотрудничества; социальной и нравственной компетентности у детей; атмосферы доверия и принятия. 1-й вариант. «Мирилка» — подушечка с аппликативной ладошкой. Если дети не находят в чем-то согласия, «Мирилка» приходит на помощь. Дети кладут свои ладошки на подушку и произносят заветные слова: «Мирись, мирись, мирись…» 2-й вариант. «Мирилка» — сшитая или вязанная мягкая полуплоскостная игрушка, представляющая собой веселых «головоножек» с руками. Одна пара рук сцеплена и расположена на подушечке в виде перчатки. Эта игрушка носит многофункциональный характер и может быть использована во многих видах детской деятельности.
|