Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Программа дополнительного образования по духовно-нравственному развитию «Сказочная страна» для детей 6-7 лет
Нравственное воспитаение
Автор: Игнатьева Ольга Анатольевна   
11.02.2017 17:41

Программа дополнительного образования по духовно-нравственному развитию «Сказочная страна» для детей 6-7 летПрограмма дополнительного образования по духовно-нравственному развитию «Сказочная страна» для детей 6-7 лет

(срок реализации программы 1 год)

Разработала: Игнатьева Ольга Анатольевна воспитатель высшей категории МБ ДОУ «Детский сад № 33» Новокузнецк, 2016 г.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста и отражает содержание педагогической модели образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Рабочая программа составлена в целях реализации Федерального Закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 21. 12. 2012г. в соответствии со следующей нормативно-правовой базой:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17. 10. 2013 г., далее ФГОС ДО)
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4. 1. 3049-13 «Требования к приёму детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса» (утв. постановлением Главного санитарного врача РФ № 26 от 15 мая 2013 г.)
  • Инструктивно-методическое письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14. 03. 2000 г. № 65/23- 16

Скачать конспект

в соответствии с локальными актами МБДОУ:

  • Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №33» (далее МБДОУ)
  • Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ, разработанная с учётом примерной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Вступивший в силу ФГОС ДО закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов дошкольного образовательного учреждения является – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. В соответствии с целевыми ориентирами духовно- нравственная культура дошкольников складывается из способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам; установки положительного отношения к миру, адекватного проявления своих чувств во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.

Дошкольный возраст — время активной социализации ребенка, вхождение в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Духовность – основополагающее условие для развития творческой инициативной личности. Первична эмоционально-духовная сторона личности, именно она в основных чертах формируется в дошкольном возрасте. Духовно – нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Театр –это самый доступный вид искусства детей, раскрывающий духовный и творческий потенциал ребенка и дающий реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.

Театральная деятельность позволяет ребенку формировать опыт социальных навыков поведения, так как каждое литературное произведение для детей имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого- либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Сказанное выше и определило подход к составлению программы театрализованного кружка «Сказочная страна».

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 6-7 лет. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам.

Занятия проводит воспитатель во второй половине дня, по специально составленному расписанию в соответствии СанПиН 2.4. 1. 2660-10.

Количество занятий– 1 занятие в неделю. Продолжительность занятий– 30 минут.

К занятиям планируется привлечение детей 6-7 лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Учебный план состоит из 35 занятий, 4 из которых отводятся на мониторинг в сентябре 2 занятия на 2 рабочих неделях и в мае 2 занятия и 31 занятие обучающего характера.

Программа составлена с учетом ФГОС по областям:

  1. «Речевое развитие», где дети знакомятся с литературными произведениями, некоторые из которых лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (бесед, театрализованных игр).
  2. «Социально-коммуникативное развитие», где дети знакомятся не только с содержанием сказки, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев произведений.
  3. «Художественно-эстетическое развитие», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету сказки, учатся рисовать разными материалами по сюжету или отдельных его персонажей. Знакомятся с музыкой к очередному представлению, отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ, разучивают песни.
  4. «Познавательное развитие», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традициями, что послужит материалом, входящим в театрализованные игры и спектакли.
  5. «Физическое развитие», где дети совершенствуют двигательные способности, гибкость, выносливость, ритмические способности и координацию движений. Развивают мелкую моторику руки в сочетании с речью. Развивают способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела с помощью жестов и мимики.

Ориентируясь на вышесказанное, можно отметить высокую степень значимости театральной деятельности для развития творческих способностей ребенка и утверждать необходимость и целесообразность создания программы деятельности с детьми.

Цель программы: развитие духовно – нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи программы:

Образовательные:

  1. Формировать нравственные представления о нормах социальных отношений и моделях поведения;
  2. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру.

Воспитательные:

  1. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умение уступать, помогать друг другу;
  2. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений, воспитывать отзывчивость, общительность, дружелюбие
  3. Воспитывать трудолюбие, работать старательно и аккуратно, с уважением относиться к результатам своего и чужого труда;

Развивающие:

  1. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, связной речи;
  2. Развивать способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;
  3. Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия;
  4. Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок;
  5. Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки.

В основе данной программы лежит системно — деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности;

разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ребенка;

духовно- нравственное развитие и воспитание детей, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок;

сотрудничество со сверстниками, взрослыми в процессе различных видов деятельности.

Направленность программы – духовно- нравственное; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.

Актуальность.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжение всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Духовно- нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Использование сказок для формирования нравственных чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации наблюдается искажение первоначального смысла произведений, превращающие сказочное действие из нравственно – поучительного в чисто развлекательное. Велики возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка дошкольного возраста. Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.

Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию духовно-нравственных качеств у воспитанников.

Для успешной реализации задач программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладушки, информационные стенды, показ открытых занятий, выставки детского творчества и анкетирование по вопросам театрализованной деятельности детей.

При составлении программы учитываются психолого- педагогические принципы:

  1. системность (от простого к сложному);
  2. гуманность;
  3. доступность;
  4. индивидуальный подход;
  5. поэтапное обучение;
  6. наглядность;
  7. драматизации;
  8. активность.

Обеспечение программы:

  1. систематизированный литературный материал (книги стихов, сказок, пословиц, поговорок, авторских произведений);
  2. фонотека (произведения детской литературы, музыка – народная, классическая, современная);
  3. мультимедийное оборудование;
  4. картотека пальчиковых игр, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика;
  5. скороговорки на развитие дикции;
  6. игры драматизации, музыкальные игры и игры превращения;
  7. театральные этюды;
  8. костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
  9. сценарии сказок, пьес.

Формы организации образовательного процесса, позволяющие включить старших дошкольников в различные виды деятельности:

  • иры-драматизации; упражнения для социально эмоционального развития детей; коррекционно – развивающие игры;
  • задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • игры – превращения ( «учись владеть своим телом»), образные упражнения;
  • ритмические минутки (логоритмика);
  • пальчиковый игротренинг для развития моторики рук;
  • упражнение на развитие выразительной мимики;
  • театральные этюды;
  • отдельные упражнения во время драматизации;
  • подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  • самостоятельная деятельность;
  • совместная деятельность воспитателя с детьми;
  • знакомство не только с текстом сказки, но и с средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой и т.д.;
  • диагностика, драматизация сказок.

Данная программа разработана с учетом современных педагогических технологий, которые отражаются:

в принципах воспитания и обучения (доступность изложения теоретического материала, наглядность подачи практического материала, учет возрастных особенностей, преемственность современных форм обучения);

формах обучения (интегрированные занятия, викторины, конкурсы);

методах обучения (метод игрового моделирования, метод «погружения» в тему, метод проблемного обучения, моделирование педагогической ситуации);

средствах воспитания и обучения.

За основу выбрана социоигровая технология Е.Е. Шулешко. Именно эта технология позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение детей, ребенок выступает здесь как субъект деятельности. Процесс усвоения знаний здесь происходит естественным путем– в процессе игры и способствует успешной социализации детей в коллективе, позволяет привить такие необходимые качества, как самостоятельность, коммуникабельность, умение работать сообща.

Разделы программы (виды творческой деятельности):

  1. чтение художественной литературы;
  2. театрально-игровая деятельность детей;
  3. основы актерского мастерства;
  4. драматизация;
  5. самостоятельная театральная деятельность;
  6. работа над спектаклем.
  7. Ожидаемые результаты освоения программы

Воспитанник будет знать:

отличия духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость;

окружающий мир через литературную и музыкальную культуру;

пословицы и поговорки о Родине, семье, дружбе, воинской чести и отваге;

считалки, заклички;

наиболее важные православные праздники, их смысл и значение.

Воспитанник будет уметь:

  • выбирать модель поведения в общении со сверстниками и взрослыми;
  • активно включаться в речевую, музыкальную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;
  • работать старательно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, радовать близких результатами своего труда;
  • отличать хорошее и плохое в сказке и в жизни, делать нравственный выбор;
  • подражать положительным героям сказок;
  • видеть, ценить и беречь красоту;
  • уступать, помогать друг другу;
  • рассказывать сказки, используя манеру сказочного повествования;

Воспитанник будет способен:

  • проявлять интерес к сказкам, задавать вопросы в ходе беседы, делиться впечатлениями.
  • Воспитанник сможет участвовать в развлечениях, театрализованных представлениях.
  • Воспитанник сможет использовать моральные ориентиры, народные принципы и заповеди «простых норм нравственности».

Формой подведения итогов реализации программы является участие детей и их родителей в развлечениях, концертах, театральных постановках.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год