Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Нравственно-этическая направленность детей дошкольного возраста.
Нравственное воспитаение
Автор: Косолапова Виктория Дмитриевна   
01.08.2015 20:10

Нравственно-этическая направленность детей дошкольного возраста.Нравственно-этическая направленность детей дошкольного возраста.

“Ребёнок – это зеркало нравственной жизни родителей”. Сухомлинский В.А.

В современном обществе особое внимание уделяется формированию нравственно-этической ориентации растущей личности: освоению моральных норм и нормативного поведения, основ альтруистического поведения, умений проявлять эмпатические чувства.

Вместе с тем, сегодня существует много факторов, которые негативно влияют на нравственное развитие личности. Экономическая нестабильность рождает в людях неуверенность в завтрашнем дне, требует огромной затраты сил на добывание средств существования, от чего люди испытывают постоянное беспокойство, нервозность, срывы, злобу. Отрицательно влияет на развитие гуманных чувств и положение в мире, который охвачен состоянием бесконечной войны. Люди испытывают постоянный страх за свою жизнь, обостренное чувство опасности. В связи с этим растет озлобленность, жестокость, агрессивность, отчужденность людей. Доброта перестает быть значимым качеством личности. Все это провоцирует культурный кризис в обществе, снижение уровня нравственной образованности, воспитанности.

 

Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке — право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.

В детском саду соблюдение правил необходимо для нормального существования детского коллектива, и воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на отношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни.

На практике я поняла, что обучать дошкольников хорошим манерам “ на ходу” нецелесообразно. Например, во время обеда учить пользоваться ножом, объяснение нового отвлекает ребёнка, часто вызывает отрицательные эмоции и негативно сказывается на усвоении пищи и даже на аппетите. Поэтому знакомство с правилами поведения за столом и упражнения в их выполнении, я решила проводить на специально организованных занятиях один раз в месяц. А для того чтобы, знакомство с правилами этикета вызывали у детей положительный, эмоциональный отклик и стали личностно-значимыми, я использовала сказочных персонажей (напр., Фея Добрых слов, Домовёнок Кузя, Карслон, кот Леопольд). Так, например, одним персонажам мы подсказывали, как себя вести; другие учили нас тем или иным правилам; а третьи учились вместе с нами.

Обыгрывая различные ситуации, играя в дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, способствовала закреплению правил поведения.

Сюжетно-ролевые игры дают больше возможности для обучения и закрепления правил этикета. Потому что, во время игры можно увидеть, какие навыки уже есть у детей, чему ещё нужно научиться и в процессе игры я показывала, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Так играя в “Семью” вместе с детьми учились, как нужно обращаться с близкими людьми, как накрывать на стол, как принимать гостей, как себя вести в гостях.

Для того чтобы ребёнок лучше мог представить себя в роли мамы, парикмахера или шофёра, организовала в группе уголок ряженья. Где в достаточном количестве присутствуют разнообразные костюмы, сделанные совместно с детьми и родителями.

Чтобы достичь единства между представлениями о том, как надо себя вести дома, в детском саду, в общественных местах, и конкретным поведением ребёнка, я использовала кукольный, настольный театр, театр на фланелеграфе. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет через театрализованную деятельность оказывает позитивное влияния на детей. Театр позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Посмотрев кукольный спектакль “Непослушная Даша”. Я беседовала с детьми о том, как нужно обращаться с близкими людьми.

Чтобы лучше узнать ребёнка, необходимы знания о его семье. Я решила провести анкетирование родителей, где хотела выяснить знания родителей об этикете. На первом собрании познакомила родителей с навыками этикета, которыми могут овладеть дети младшей группы. В родительский уголок сделала папки-передвижки на тему “Как лучше организовать детский праздник”, “Вашего малыша пригласили в гости”, “Ребёнок на празднике взрослых”. Наличие консультаций, памяток и других методических материалов для работы с родителями по данной тематике; оформление наглядной агитации в «Уголке для родителей»; наличие выставок специальной литературы «В помощь родителям» помогло повысить уровень нравственно-этической воспитанности детей.

В результате целенаправленной работы можно сказать о некоторых достижениях. Когда я начинала работу по формированию нравственно-этической воспитанности детей с использованием правил этикета, 80% детей из группы не здоровались, не прощались, не благодарили за помощь, не умели общаться со сверстниками и взрослыми. Сейчас дети умеют здороваться, прощаться, говорить “Спасибо” выходя из-за стола, хотя некоторым приходится напоминать об этом, оценивают своё поведение, знают правила поведения. В результате моей работы дети с удовольствием предлагают свою помощь (развязать шарф, застегнуть сандалии), излагая просьбу, говорят “пожалуйста”. Дети научились правильно держать ложку, пользоваться салфеткой, закрепляем умение есть вилкой.

Дети с удовольствием помогают помощнику воспитателя накрывать на стол, ставят чашки, раскладывают ложки, но некоторым приходится подсказывать с какой стороны должна лежать ложка.

Больше внимания дети уделяют своему внешнему виду: заправляют рубашки в шорты, спрашивают, правильно ли они надели обувь, девочки просят расчесать волосы.

С целью проверки эффективности методов и приемов, разработанных и систематизированных мною, провожу систематическое диагностирование детей. Это позволяет мне увидеть положительную динамику.

Я пришла к выводу, что успешность работы с детьми зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребёнком на занятиях, чтобы дети с нетерпением ждали следующего дня прихода в детский сад. Создание комфортного микроклимата способствует достижению оптимального результата от проводимых мною занятий. Педагог должен обеспечивать эмоциональное тепло и поддержку каждому ребёнку, демонстрировать только положительное эмоционально выраженное отношение к детям.

Своим опытом делюсь с коллегами, выступая на заседаниях методического объединения, педагогических советах, давая открытые занятия.

Я использую следующие методы и приемы воспитания этикетных норм у дошкольников:

  • Общение со сказочным персонажем (подсказать, найти ошибки, научить чему-либо.)
  • Словесные приемы (рассказ взрослого и ребенка из личного опыта, вопросы, беседа.)
  • Игровые приемы (занятие-игра, игровые упражнения, игры-путешествия, игры-соревнования, путаница кроссворды.)
  • Наглядные приемы (картинки, видеоматериалы, иллюстрации, схемы.)
  • Использование театрализации (кукольного, настольного, театра фланелеграфе, этюды, сцены.)
  • Художественное слово (стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, басни.)
  • Музыка
  • Практические действия (сервировка стола, разбор ситуаций из жизни.) ъ
  • Наблюдение (за действием взрослого и ребенка, любование красотой эстетического оформления: стола, букета, подарка, салфетки.)
  • Метод проектов ( «Украшение стола на мамин праздник»; «Скатерти и салфетки-наши помощники»)

Считаю, что творчество, терпение, трудолюбие – личностные характеристики хорошего воспитателя.

Задача всех нас, взрослых, и моя лично, продолжать создавать необходимые условия для формирования нравственно-этической воспитанности детей дошкольного возраста. Над этой проблемой я и буду работать в дальнейшем. Детям нужно ещё многому научиться, чтобы стать воспитанными и культурными людьми.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год