Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Воспитание у детей нравственности путем использования произведений художественной литературы о родной природе.
Нравственное воспитаение
Автор: Мигалева Марина Владимировна   
13.04.2016 10:14

Воспитание у детей нравственности путем использования произведений художественной литературы о родной природе.Воспитание у детей нравственности путем использования произведений художественной литературы о родной природе.

Одной из важных задач современного общества является нравственное воспитание подрастающего поколения. Нравственное воспитание — это процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребенка и предполагающий становление его отношения к своим обязанностям и самому себе, к коллективу, обществу, к Родине; процесс становления в каждом ребенке Человека. Вопрос нравственного воспитания в наше время настолько актуален, что это нашло свое отражение в законе Российской Федерации «Об образовании». В статье 2 Закона РФ указывается: «Государственная политика в области образования основывается на одном из принципов: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности и любви к Родине...». Непростая задача педагога — воспитание у детей уважения к старшим, к родителям, стремление к справедливости, сочувствие к слабым, любовь к родной природе, способность чувствовать её красоту, желание сохранять, беречь и приумножать её богатства. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе общества приобретает особую актуальность и значимость.

 

Дошкольное детство — это период освоения норм морали и социальных способов поведения. Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека.

В.Н. Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать. Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому; Быть добрым — значит уметь сопереживать; т.е. уметь понимать другого, сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат детей делать первые шаги».

Родная природа оказывает огромное влияние на формирование эстетических чувств детей. Поэтичен и красочен, динамичен и многообразен, удивителен и таинственен мир природы для открывающего его вопросы. Ребенок тянется ко всему яркому, необычному, что его окружает. Однако, способность воспринимать и чувствовать красоту родной природы не приходит к нему сама собой, ее необходимо развивать.

Понимать и любить природу родного края ребенок начинает под воздействием взрослого. Вместе с ним он восхищается, любуется поэтическим образом природы, многообразием ее форм, красок, звуков, вкладывая частицу своего сердца. Надо учить детей всматриваться, вслушиваться, смотреть и видеть. Насколько полнее становится детское впечатление, если, например, вовремя прочитать стихотворение, исполнить песню, стараясь дополнить зрительное восприятие ребенка.

Художественная литература о родной природе является одним из важных факторов при воспитании у детей эмоциональной отзывчивости, эстетических чувств, любви к родной природе, если ребенка с детства приобщают к поэзии, к интересной книжке, к народному фольклору, он растет любознательным, общительным, быстрее овладевает культурой речи, начинает понимать и ценить красоту русского языка.

При выборе художественного произведения для чтения детям, я в своей работе, соблюдаю несколько правил:

  1. Сообщаемые автором сведения о природе должны правильными, реалистичными;
  2. Связи и закономерности природы раскрыты в доступной детям степени;
  3. Произведения должны быть занимательными или интересными;
  4. Оно должно быть эмоциональным, насыщенным поэтическими оборотами, выразительными средствами.

Чтобы дать ребенку почувствовать красоту поэтического слова, я стараюсь придать в своем исполнении разнообразную интонацию, выразительность, напевность, мягкость. Нельзя монотонно, невыразительно читать произведения о природе.

Произведения художественной литературы я использую в самых разных ситуациях. В непосредственной образовательной деятельности, такой как познание (знакомство с окружающим миром, развитие речи, наблюдение за объектами живой природы), на различных познавательных инсценировках, на праздниках и развлечениях.

Произведения беру разные: и сюжетные рассказы о природе В. Бианки, С. Чарушина, Н. Павловой, Э. Шима; описательные Г. Скребицкого, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова; стихи русских и советских поэтов А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, К. Бальмонта и другие. Например, во время беседы с Олесей читаю строчки рассказов М. Пришвина.

Летом:

«Вот был солнечный день, такой яркий, что лучи солнца проникали даже в самый темный лес. Шел я вниз по такой узенькой просеке, что некоторые деревья с одной стороны перегибались на другую, и это дерево шептало своими листиками что-то другому дереву, на той стороне. Ветер был очень слабый, но все-таки он был: и наверху лепетали осинки, и внизу, как всегда, важно раскачивались папоротники».

Осенью:

«В солнечный день осенью на опушке леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там в лесу стало холодно и они вышли погреться на солнышко, на опушку».

Весной:

«Почки раскрываются, шоколадные, с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная капля. Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет ароматной смолой березы, тополя или черемухи... вечер теплый, и такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. И вот начинают между собой шептаться деревья: береза белая с другой белой березой издали перекликается; осинка молодая вышла на поляну, как зеленая свечка, и зовет к себе другую такую же свечку-осинку, помахивая веточкой; черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками. Если с нами сравнить — мы звуками перекликаемся, а у них аромат».

Например, в беседе по картине Левитана «Осень», при рассмотрении осеннего пейзажа, читаю стихотворение И. Винокурова:

«Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные — рябине,
Фартук розовый — осине,

Зонтик желтый — тополям,
Фрукты осень дарит нам»

Или Б. Пастернака:

«Осень: сказочный чертог,
Всем открытый для обзора;
Просеки лесных дорог
Заглядевшихся в озера»

Использую пословицы и поговорки об осени:

«Весна красна, да голодна — осень дождлива, да сыта»;

«Осенью скот жиреет, а человек добреет»;

«Осенью и воробей богат».

А также загадки об осени.

Чтением художественной литературы я добавляю не только беседы, но и наблюдения, прогулки. Например, во время прогулок, наблюдаем за деревьями на участке: за березкой: рассматриваем е крону, ствол и читаю о ней:

«Стройна береза, распустила косы,
До земли нагнулась и земля проснулась».
Пою песню: «Во поле береза стояла» и т.д.

При наблюдении за елочкой вспоминаем впечатления о новогоднем празднике, вспоминаем песенки о елочке, стихи, отгадываем загадку: «у какого дерева вместо листвы иголочки?».

Играем на прогулке вместе с детьми осенью. Я предлагаю детям отправиться на прогулку в воображаемый лес при помощи волшебный слов:

«Раз, два, три ветка клена помоги
Оказаться нам в лесу, где раскрасила листву
В цвет багряный, золотой
Осень с желтою косой!»

И вот дети в «сказочном лесу». Они описывают деревья с пожелтевшими листьями на ветках, пожелтевшую траву и т.д. предлагаю проблемную ситуацию: подумать, почему листва кажется на солнце золотой. И оказывается — это солнечный лучик пробился сквозь ветки деревьев и кажется, будто дарит им свое золото-тепло, отчего она становится золотой.

Читаю детям стихотворение Ф. Тютчева «Осень»:

«Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.»

Зимой на прогулке прочитала детям стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Созвучие красок, прекрасных слов, как будто манит человека на простор. Больше всего запомнилось детям голубое небо и яркое солнце, блестящий снег на сугробах. Знакомя детей с любым произведением, стараюсь показать не только красочность, но предлагаю подумать, как же сохранить такую красоту, чем мы можем помочь взрослым, и дети наперебой говорят о том, как они помогают жучку выбраться с дороги на травку, как спасли воробья от кошки, прогнав ее. Предложила детям загадать желание, связанное с природой. Дети желали много: жить в лесу, разговаривать с цветами, понимать язык птиц.

Также неотъемлемой частью нравственного, эстетического воспитания детей является проведение народных и фольклорный праздников, в которых дети узнают многое о традициях русского народа, о природе родного края.

Это праздники: Новый год, Святки, Масленица, «День птиц», «Здравствуй лето красное», Троица, праздник Ивана Купалы, Ильин день, праздник урожая, Покров день, и другие.

При проведении этих праздников широко используются народные песни, стихи, загадки, пословицы, поговорки, сказочные сюжеты о родном крае, родной природе.

Например, при проведении «Праздника урожая» я использовала, при рассказе о главном урожае, который выращивают на наших полях про урожай зерна и пшеницы стихотворение А. Кольцова «Урожай»:

«Выше пояса рожь золотая
Дремит колосом, почти до земли.
Ветерок по ней плывет, лоснится
Золотой волной разбегается.»

Поговорки: «Хочешь есть калачи — не сиди на печи», «Когда человек трудится, земля не ленится», «Щи да каша — пища наша», «Кто кашу ест, тому она никогда не надоест»; загадки об овощах и фруктах.

Дети с вдохновением читали стихотворение А.Т. Твардовского «Осенью».

Таким образом, восприятие природы при помощи художественной литературы способствует формированию первых понятий о единстве

человека и природы, помогает развивать творческое воображение, фантазию, полет мысли и дает возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывает экокультуру человека.

Список литературы.

  1. Л.Ф. Островская, М. Просвещение 1990г. «Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников».
  2. М.А. Давыдова, М, «Вако» 2007г. «Сценарии музыкальных и фольклорных праздников».
  3. Н.Ф. Виноградова, М. 1978г. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой».
  4. И.В. Гаврилова «Влияние произведений художественной литературы на экологическое воспитание детей дошкольного возраста».
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год