Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Нравственное воспитаение
Автор: Евдакова Таисия   
02.07.2014 02:04

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ  ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАЕвдакова Т.Ю. ,старший воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №29 «Золушка»
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Свою статью я хочу начать со слов В.А.Сухомлинского «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через т.н. «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.
«Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине "человеческого фактора" высокие идеи - все это следствие утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Разрушается его связь с окружающим миром... само содержание жизни в обществе... Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безрамочной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи, границы любого рода - внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности в современном обществе, безжалостно ликвидированы» (Игумен Евмений. Духовность как ответственность).
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Участником образовательного процесса (по письменной просьбе родителей) может быть священник.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Православная педагогика обогащала педагогику светскую цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития гармоничной личности.
Понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяются следующим образом: духовность - это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность- это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).
Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям.
Поэтому в нашем дошкольном учреждении одним из приоритетных направлений является духовно-нравственное воспитание, которое реализуется посредством региональной экспериментальной площадке по теме: «Региональная модель реализации духовно-нравственного воспитания детей в системе дошкольного  образования (в рамках многоуровневой преемственности модели Белгородской области)». Целью, которой является содействие целостного формирования духовно-нравственной личности ребенка дошкольника, обеспечивая сохранение его духовного, психического и телесного здоровья.
Реализовывая цель эксперимента, перед педагогами МАДОУ были поставлены следующие задачи:
· Воспитание нравственных и эстетических чувств;
· Формирование базисных основ личности;
· Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности:
- к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране;
- к культурному наследию своего народа;
- к природе родного края;
· Создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;
· Обеспечение обогащенного художественно-эстетического, познавательного развития, выявление ранней одаренности.
Цель и задачи, заключают в себе такие формы воспитательно-образовательного процесса, как:
· Занятия;
· Педагогических проекты («Влияние синтеза искусства на развитие личности дошкольника», «Образ природы в музыке», «Отвори дверь в мир искусства», «Ненаглядная краса России», «Сказка ложь, да в ней намек», «Ты детям сказку расскажи»);
· Мастер-классы;
· Творческие объединения педагогов;
· Досуги, развлечения;
· Экскурсии;
· Конкурсы, выставки.
В своей практической деятельности  педагогами используются следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время:

чтения педагогом рассказов;
экскурсий в картинную галерею;
наблюдений;
показа сказок (педагогом, детьми);
рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
проведения дидактических игр;
экскурсий по городу, целевых прогулок;
моделирования сказок.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

чтения литературных произведений воспитателем;
чтения стихотворений детьми, воспитателем;
бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
ответов на вопросы педагога, детей;
проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
сообщения дополнительного материала воспитателем;
загадывания загадок;
рассматривания наглядного материала;
рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
разбора житейских ситуаций;
проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо:

организовывать продуктивную деятельность;
провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.);
оформить коллекцию семян для занятия;
сшить кукол к сказкам;
организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
провести экскурсии различной направленности;
организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

В программу по экспериментальной площадке также включены формы работы с детьми:
· Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
· Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
· Проведение совместных праздников.
· Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
· Экскурсии, целевые прогулки (по городу, району, в областной центр).
· Детская благотворительность.
· Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
· Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
· Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.
· Творческие вечера.
· Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.
Таким образом, работа по духовно-нравственному воспитанию  прослеживает несколько направлений:

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, про гулки, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Основное внимание в программе по реализации экспериментальной площадки духовно-нравственного воспитания детей уделяется работе с семьей, а именно:
· родительские собрания на духовно-нравственные темы;
· лекторий для родителей;
· открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
· вечера вопросов и ответов;
· проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТОО);
· факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
· индивидуальные консультации специалистов;
· наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
· экскурсии;
· визиты домой;
· ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;
· индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка);
· совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
· совместное посещение богослужений и прогулки по монастырю;
· помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
Таким образом, положительные результаты деятельности детского сада по данному направлению позволяют продолжить работу и в дальнейшем, но, не застаиваясь на месте, а работая в инновационном режиме.
Детский сад, как дом и мир детей – проблема взрослых. Каким он должен быть, чтобы наши дети выросли по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми? Главный результат деятельности нашего дошкольного учреждения мы видим в обогащении внутренней культуры ребенка, в прикосновении его к истории, воспитании чувства гордости за свою родину, народ. Мы стремимся, чтобы наши воспитанники были самостоятельны, активны, эмоционально отзывчивы, проявляли инициативу, творческие способности, имели яркую индивидуальность, практические умения и навыки для внесения изменений в окружающий мир.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год