Культурные практики в рамках лексической темы: «Зима. Новый год» |
Новый год | |||
Автор: Королева Елена Васильевна, Буторина Алёна Энгельсовна | |||
23.08.2017 21:57 | |||
Культурные практики в рамках лексической темы: «Зима. Новый год» в средней группе «Пчелки» компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. МБДОУ №22 «Яблонька» г. Лесной Свердловской области Разработчики: воспитатели первой квалификационной категории
Чтобы Новый год стал для детей радостной сказкой, перед нами встала задача создать для них не только эмоциональную комфортную атмосферу ожидания этого праздника, но и создать условия для развертывания системы культурных практик, которые обеспечивали бы самостоятельное, ответственное самовыражение. На первом этапе реализации поставленной цели, мы спланировали работу, которая включает в себя:
Тему предновогодних дней определило название детского праздника «Волшебные рукавички Деда Мороза». На «рукавичках» завязаны все мероприятия, материал, детали оформления группы. С целью углубления представлений детей о семье, оформлена ретро-фото-газета «Путешествие в Старый Новый год» (детские фотографии родителей у новогодней елки). Такая форма работы с родителями помогает формировать у детей интерес к истории и традициям своей семьи; способствует сближению и укреплению детско-родительских отношений. Чтобы дети не были пассивными наблюдателями и слушателями, мы старались максимально использовать их возможности в оформлении группы:
Театрализованные игры имеют огромное значение в развитии детей, а особенно у детей с ТНР. Они в полном объеме развивают все стороны произносительной речи. Для этого в группе есть два вида пальчикового театра по сказке «Рукавичка». У детей с ТНР на фоне дизартрического компонента не сформирована мимическая мускулатура лица. Дети так же затрудняются в различении и выражении эмоций. Снять напряженность с лица и выразить разные эмоции можно с помощью шапочки обезьянки — символа года. Дети выполняют игровые упражнения: корчат смешные рожицы, передают разные настроения. Детское экспериментирование претендует наравне с игрой на ведущий вид деятельности дошкольников. В центре экспериментирования наша рукавичка — трафарет «превращается» то в меховую, то в кожаную. Дети знакомятся с разными материалами, из которых изготавливаются варежки — мехом, кожей, шерстью. Новогодние игрушки также выполнены из разных материалов (солома, дерево, ткань, стекло) Подводя детей к пониманию того, что снег тает от любого воздействия тепла, провели опыт: «Где быстрее тает снег — на ладошке или рукавичке?» В центре книги привлекает внимание детей кукла Маша с варежками. Дети читают стихотворение «Маша варежку надела», инсценируя его, надевая и снимая варежку. С целью формирования партнерских отношений между детьми, развития у них коммуникативных способностей, предложили им книгу «Рукавички». Это две отдельные книжки, соединенные между собой веревочкой. Такую книгу могут смотреть дети, которые умеют дружить и договариваться между собой – где её лучше рассмотреть и как лучше расположиться. Тему рукавичек продолжают игры в центре двигательной активности: подвижные игры «Рукавичка», «Найди пару», игра малой подвижности «Найди варежку Деда Мороза». Пользуясь атрибутами этого центра, дети разыгрывали цирковые представления. Знакомя детей с традициями, обычаями встречи новогоднего праздника, его атрибутикой, персонажами, подготовили презентации: «Что такое Новый Год?», «История варежки». Мы решали задачи не только в рамках образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов. Нашим детям сложно дается шнурование, выворачивание одежды, надевание варежек и перчаток. С этой целью придуманы игры:
В продуктивных видах деятельности дети проявляли инициативу, свое творчество и индивидуальность. Новый год – это не только праздник, но и прекрасное время для разнообразных мероприятий, когда возникает полезное сотрудничество между детьми и взрослыми.
|