Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Интеграция видов искусств в проектировании разных форм музыкальной деятельности в условиях ДОУ
Занятия по Музыке
Автор: Юлия Михайловна Заратуйко   
18.03.2014 19:25

Интеграция видов искусств в проектировании разных форм музыкальной деятельности в условиях ДОУИнформация об опыте. Введение. Музыка как средство развития личности.

Музыка как средство разностороннего развития личности ребенка всегда использовалась во всех педагогических системах. Музыка влияет на все сферы развития человека. В исполнительской деятельности ребенок выражает свое отношение к окружающему миру, у него формируется взаимосвязь интеллектуального и эстетического начал. В дошкольном учреждении под руководством педагога у детей формируются музыкальные знания, умения и навыки, развиваются музыкально – творческие способности, художественный вкус. В развитии музыкальной культуры и образования внимание обращается главным образом на возможности, пути и средства формирования личности посредством музыки. Сегодня приходится говорить о сохранении культурных ценностей, бережном отношении и приобщении к ним детей через собственный, пусть небольшой, внутренний опыт, эмоциональное переживание.
Формируя музыкально – творческие предпосылки, педагог, прежде всего, должен раскрыть перед ребенком образную сторону музыкальных явлений. Привлекая его к музыкально – образному воплощению в различных видах музыкальной деятельности, надо обращать внимание на то, что в песне можно передать разнообразие чувства, в игре – образы персонажей, действуя с музыкальными игрушками, извлечь такое звучание, которое будет напоминать определенные жизненные ситуации.
Таким образом, перед ребенком раскрывается образная сторона музыкального искусства, и он сам принимает участие в непосредственной деятельности, овладевает различными интонациями, использует детские музыкальные инструменты, двигается под музыку, а значит, осваивает доступные ему способы воплощения простейших музыкальных образов.
Музыка, являясь одним из эффективных средств эстетического воспитания ребенка, вызывает у детей эмоциональный отклик, взволнованность. Первые музыкальные впечатления остаются в памяти на многие годы. На музыкальных занятиях прививается любовь и интерес к музыке, развиваются певческие и музыкально – ритмические навыки, музыкальные способности.
В данной работе раскрываются методы и приемы работы с детьми непосредственно в детском дошкольном учреждении, предлагаются практические рекомендации по использованию музыкально – методического материала, разработанного самим музыкальным руководителем. Материалы, изложенные в данном педагогическом опыте, соответствуют потребностям дошкольного образования в России, соответствуют «Программе дошкольного воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, по которой работает наш детский сад, а также парциальной программе «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, которую я использую в своей работе. Уверена, что в моем передовом педагогическом опыте затронуты и раскрыты актуальные вопросы музыкального воспитания, что в своей работе моим опытом смогут воспользоваться другие музыкальные руководители, а также опыт будет полезен педагогам дополнительного образования.
Новизна данного опыта проявляется в рациональном усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда, а именно я предлагаю к рассмотрению интеграцию различных видов художественно – эстетической деятельности, принципами которой я руководствуюсь в своей педагогической практике. Прилагаются конспекты показательных интегрированных занятий, где практически используется музыкальная деятельность и художественная изобразительная деятельность. Наш детский сад работает в тесном сотрудничестве с Краевым Художественным музеем имени Ф. А. Коваленко, организуются экскурсии в музей, приглашаются выездные медиавыставки в наш детский сад, проводятся выставки репродукций картин музея у нас в детском саду. Это имеет большое значение в обогащении восприятия детей разнообразными художественными впечатлениями.
Данный педагогический опыт соответствует основополагающим положениям дошкольной педагогики и психологии, рассмотрен на педагогической и родительской конференции детского сада, одобрен и предложен к использованию на практике для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей.

Технология опыта. Роль и особенности музыкального воспитания
в условиях ДОУ
«Восприятие музыки во всей глубине и содержательности возможно только в контексте других, выходящих за пределы музыки, средств познания».
( Б. М. Теплов).
Особое место в эстетическом воспитании занимает музыкальная эстетика, которая раскрывает специфические особенности музыкального искусства, отражающего жизненные явления в музыкальных образах. Музыкальный образ произведения – это комплекс выразительных средств, воздействующих на слушателя своим конкретным звучанием. Особо важную роль играет мелодия, она наиболее ярко передает основную мысль, чувства. Музыка сочетанием своих выразительных средств создает художественный образ, который вызывает ассоциации с явлениями жизни, с переживаниями человека.
Музыкальное искусство – яркое и незаменимое средство формирования целостной личности ребенка. Музыка обладает своим «языком», своей «речью». Важно не просто научить ребенка выразительно, чисто петь, двигаться под музыку. Музыка и связанная с нею деятельность могут вызвать в ребенке особую потребность, желание общаться с нею. В этом эстетический аспект музыкального воспитания и лишь в условиях создания эстетической атмосферы успешно осуществляется всестороннее развитие личности ребенка. Таким образом, музыкально – эстетическое воспитание есть не самоцель, а средство всестороннего, гармонического развития личности.
Музыкальные занятия хорошо влияют на общую культуру поведения ребенка. Исполняются произведения различного характера, меняются виды деятельности, чередуются учебные задания. Во время игры или занятия каждый ребенок должен соблюдать определенный порядок, организованность, быстроту реакции, кому – то уступить, кому  - то помочь. Все это воспитывает культуру общения, поведения, коллективизм, т. е. создает условия для формирования нравственных качеств личности ребенка.
Музыка имеет познавательное значение. Она отражает многие жизненные явления, которые обогащают детей представлениями об обществе, о природе, о быте и традициях. Музыкальный руководитель поддерживает, формирует даже незначительные еще творческие проявления, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение. Педагог придает деятельности ребенка поисковый характер, а поиск всегда требует умственной активности.
Итак, музыкальное воспитание выполняет многие задачи умственного развития детей. Они решаются в очень своеобразной форме и создают особые ситуации для активизации умственной деятельности.
Музыка оказывает влияние на процесс физического совершенствования ребенка. Известно, что она влияет на жизненный тонус человека, вызывает изменения в кровообращении, в дыхании. Физиолог В. М. Бехтерев неоднократно подчеркивал эту особенность влияния музыки. Таким образом, выбирая музыку определенного лада, гармонических сочетаний, метроритма, можно вызывать физические реакции, активизировать ту или иную деятельность.
Ритмика как средство музыкального воспитания способствует развитию музыкальной
восприимчивости и физическому развитию детей (движения под музыку). Движения в ритмике
разнообразны: ходьба, бег, поскоки, гимнастические упражнения на развитие плечевого пояса,
ног, корпуса и различные перестроения.
Все эти движения благодаря сопровождению музыки приобретают особую четкость, пластичность, ритмичность, улучшается осанка, координация. Динамика, темп музыкального произведения побуждают детей к изменению скорости движения, его амплитуды. Смена музыкальных частей, фраз организует смену направления, перестроения движений.
Пение также связано с физическим развитием ребенка. Оказывая влияние на формирование певческого голоса, пение активизирует функции голосового и дыхательного аппарата, а также позиция опорно-двигательного аппарата во время пения способствует приобретению правильной осанки.
Итак, музыкальное воспитание – один из путей нравственно – эстетического, умственного и физического совершенствования.
Основная форма образовательной работы с детьми – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных способностей каждого ребенка. Занятия включают чередование различных видов деятельности (пения, музыкально – ритмических движений, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах, ознакомления с элементами музыкальной грамоты) и обеспечивают тем самым разностороннее развитие музыкальных способностей детей. Занятия содействуют воспитанию многих положительных качеств личности ребенка. Объединяют детей общими радостными, эстетическими переживаниями, совместными действиями, учат культуре поведения, требуют определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества. Занятия оказывают несомненное влияние на другие формы организации детей. Самостоятельная музыкальная деятельность ребят будет активнее, увлеченнее на основе знаний, умений, навыков, приобретенных на занятиях. Праздники, развлечения пройдут успешнее, интереснее, если выученные на занятиях песни, пляски, хороводы дети исполнят выразительно и непринужденно.
Теория и практика дошкольной педагогики определяет следующие формы организации музыкальной деятельности: занятия, использование музыки на праздниках и развлечениях, в игровой, самостоятельной и другой деятельности. Как правило, музыкальные занятия состоят из нескольких компонентов.
1. Вводная часть. Музыкально – ритмические упражнения. Цель – настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.
2. Основная часть. Слушание музыки. Цель – научить ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно – музыкальный образ, и эмоционально на него реагировать.
3. Подпевание и пение. Цель – развивать вокальные способности ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и оканчивать пение вместе с педагогом.
4. Музыкально – дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально – сенсорных способностей.
5. Заключительная часть. Игра или пляска. Цель – доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес и желание приходить на музыкальные занятия.
В раннем возрасте дети в простейших импровизациях используют лишь элементы выразительных средств музыкального искусства. Исходным моментом  в создании этих средств являются различные свойства музыкального звука. Поэтому предварительный этап формирования музыкально – творческих проявлений строится на развитии музыкально – сенсорных способностей, на заданиях, которые предполагают игру ребенка со звуками, различными по высоте, длительности, тембру, динамике, и имеют цель ориентировать детей в свойствах музыкального звучания. Эти задачи осуществляются в процессе выполнения различных заданий:
§ Различение и комбинирование звучаний, отличающихся по высоте (звучащие игрушки – петух большой и маленький, колокольчики различной высоты);
§ Сопоставление звуков в различных ритмических соотношениях ( отхлопывание разнообразных ритмов в связи с игровыми образами);
§ Различение и воспроизведение звучаний, контрастных по динамике (комбинирование тихого и громкого звучания колокольчиков, металлофона – «падают капли дождя» и «сильный дождь»);
§ Восприятие и различение тембров звучаний ( тембр голосов, музыкальных инструментов).
На этом этапе ведущую роль играет образная функция музыкального искусства. Все свойства музыкального звучания берутся в их выразительном значении, в связи с переживанием явлений окружающей жизни (падают капли дождя, прыгает заяц, поет птица большая и маленькая и т. д.).
Следующий этап – постановка перед детьми простейших творческих заданий в различных видах музыкальной деятельности: нахождение ребенком интонаций различного характера, разнообразных ритмов на детских музыкальных инструментах в соответствии с близкими детям жизненными образами. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, и они учатся овладевать способами передачи образа в различных видах музыкальной деятельности на основе использования некоторых выразительных средств музыкального искусства.
Условиями возникновения и развития музыкально – творческих способностей ребенка являются следующие:
- необычность задания, ситуации, в которой оно выполняется, наличие незнакомых интересных действий.
- синтез различных видов художественной деятельности (использование слова, стихотворений, иллюстраций, игрушек как средств, позволяющих ребенку полнее передавать образ, вызывать у него соответствующие ассоциации, обогатить его представления).
- игровая ситуация в ее различных формах, способствующая формированию первоначальных творческих проявлений.

Итак, процесс формирования первоначальных музыкально – творческих проявлений включает общую подготовленность детей, совершенствование способности восприятия музыки, накопление запаса разнообразных впечатлений, формирование эмоциональной отзывчивости на музыку. В процессе формирования музыкально – творческих проявлений происходит активизация различных музыкальных способностей ребенка, возникают эффективные условия их развития.
Результативность опыта. Значение игровой деятельности в различных формах музыкального творчества.
Для эстетического развития ребенка  музыкально – игровая деятельность имеет немаловажное значение. Игра в сочетании с песней является наиболее простой и доступной формой проявления синтеза музыкального, поэтического и танцевально– игрового творчества.
В процессе музыкального воспитания дошкольников важное место занимают музыкально – дидактические игры. Разнообразные по задачам и содержанию, они учат слушать музыку, различать высоту, тембр, силу и длительность звука. Развивая музыкальные способности детей, они помогают более успешно усваивать навыки и умения, раскрывать возможности музыкального творчества. Многообразные задачи, которые приходится детям решать в музыкально – дидактических играх, требуют от них не только умственных, но и волевых усилий – организованности, выдержки. Умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.
В работе детского сада большое значение имеют дидактические игры, которые используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Дидактическая игра является средством обучения и помогает усвоению, закреплению знаний, а также овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают классификацию предметов, учатся обобщать, сравнивать, узнают признаки предметов. Использование дидактических игр как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.
Игры увлекают малышей, делают их жизнь богаче и разнообразнее. Участие в таких играх облегчает детям обучение на занятиях в детском саду и подготавливает их к умственной работе, необходимой для систематического обучения в школе.
В основе системы музыкально – дидактических  игр лежат следующие принципы:

совмещение в деятельности ребенка элементов игры и обучения и постепенный переход от игр – забав через игры – задачи к учебно–познавательной деятельности;
постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;
повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач;
органическая связь и взаимозависимость между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;
единство обучающих и воспитательных воздействий.

Для того чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой, особенно для младших дошкольников. В тоже время взрослый организует игру и направляет ее – он помогает детям преодолевать затруднения, одобряет их хорошие поступки и достижения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки некоторых детей. Взрослый побуждает детей соблюдать правила действия и общения. Выполнение этих правил требует от ребенка определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность. Но именно это и делает игры увлекательными, интересными и полезными для развития ребенка

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год