Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Музыка как средство воспитания экологической культуры дошкольников в условиях ФГОС
Занятия по Музыке
Автор: Лукьянова Елизавета Николаевна, Арыкова Елена Анатольевна   
15.05.2017 21:14

Музыка как средство воспитания экологической культуры дошкольников в условиях ФГОСМузыка как средство воспитания экологической культуры дошкольников в условиях ФГОС

Авторы:

  • Лукьянова Елизавета Николаевна,
  • Арыкова Елена Анатольевна

воспитатель, музыкальный руководитель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Киселёвского городского округа «Детский сад №2 «Лучики» комбинированного вида» Кемеровская область, Киселёвский городской округ

В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. В своё время выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства. В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования одним из основных условий построения воспитательно-образовательного процесса является интеграция образовательных областей, которая дает возможность избежать мозаичности восприятия, способствует воссозданию целостной картины мира.

 

Например, давая детям полное представление о животных, педагог знакомит их с образом жизни, ролью животных в жизни человека, а во время организации музыкально-художественной, продуктивной деятельности и чтения — с образами животных в произведениях писателей, поэтов, народного фольклора, а также с передачей этих образов в творчестве композиторов, художников. Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека. Посредством музыки воспитываются положительные качества личности, доброе отношение к природе родного края, эмоциональная отзывчивость. Одним словом, музыка оказывает огромное влияние на формирование основ общей культуры человека.

Интегрированные, тематические, комплексные образовательные мероприятия — это творческое дело педагога, ведь их можно организовать по-разному, интересно. Они помогают развить у детей тонкое, чувственное, бережное отношение к миру природы. Представления о природе, полученные в повседневной жизни, могут быть расширены, углублены, систематизированы не только во время организации познавательно-исследовательской деятельности, но и в процессе музыкально-художественной. При совместном восприятии музыки широко применяются методы наглядности, такие как рассматривание иллюстраций, детских рисунков, фотоэтюдов, репродукций картин художников, а также найти путь к детскому сердцу помогает метод художественного слова, т. е. читаем с дошкольниками стихи современных детских поэтов, русских поэтов-классиков, обсуждаем созвучность поэтических строк данному музыкальному произведению. Наглядность, поэтическое слово в совокупности с эмоциональными пояснениями, рассуждениями, уточнениями помогают восприятию детьми новых музыкальных образов, связанных с явлениями природы, ее сезонными изменениями, и обеспечивают успешный результат. Также в беседах со старшими дошкольниками предлагается не только высказать свои чувства, мысли, ощущения, возникшие под впечатлением услышанной музыки, но и придумать сюжет к ней. Нередко дошколята выражают свои музыкальные впечатления в рисунках. Познакомиться ближе с повадками животных, птиц, насекомых, с особенностями их образа жизни помогают различные пластические этюды, музыкально-образные движения. Дети учатся передавать в движении, пластике образы живой природы (например, березка, склонившая веточки, хомячок, набивший зерном щечки, котенок, свернувшийся клубочком на коврике, и др.). Подобные задания содействуют не только развитию детского музыкально-двигательного творчества, но и формированию представлений о роли человека в жизни природы, о правилах поведения в лесу, у водоемов, в городских парках, воспитанию гуманного отношения к природе. Импровизируя на детских музыкальных инструментах, дети находят различные способы передачи звуков окружающей природы (голоса птиц, весенняя капель, скрип снега под ногами, шелест листвы, шаги медведя, и т. д.).

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Пальчиковые игры, связанные по тематике с природой (например, «Гриб-грибок», «Паучок», «Апельсин» и др.), народные подвижные и хороводные игры ( «Васька-кот», «Ворон», «Репонька-репка» и мн. др.), а также музыкально-дидактические игры ( «Осьминожки», «Птица и птенчики», «В лесу» и мн. др.) помогают мне в решении задач не только музыкального плана (развитие звуко-высотного, тембрового слуха, чувства ритма), но и экологического направления. Содействуя воспитанию экологической культуры дошкольников, проведено немало праздников, развлечений, досугов с детьми, а также совместно с их родителями. Это различные КВНы, турниры, конкурсы, посиделки, марафоны, театральные постановки (например, праздник «День Земли», «Весенние посиделки в клубе любителей природы», «Птицы — наши друзья», «Кто как от дождя спасается», «Как звери лесные к зиме готовились» и мн. др.)

Сценарий экологического мероприятия с использованием ИКТ

«Сердце природы»

Цель: расширять знания детей о взаимосвязи мира природы и музыки.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе;
  2. Развивать творческие способности детей, музыкальный слух;
  3. Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении.

Ход занятия:

Вед: Скажите, ребята, вы любите природу? У тех людей, кто любит природу, охраняет ее и ценит все ее дары, горячее и доброе сердце. Как вы думаете, а у природы есть сердце? Конечно, есть!

Видео сердца Земли.

Журчит ручеек-это голос сердца природы. Цветут цветы — это сердце природы надевает красивый наряд. Порхают бабочки — это значит, что сердцу природы легко и хорошо. Но иногда сердце природы стучит беспокойно и просит о помощи.

Слышится стук сердца. Входит грустный ежик.

Вед: Ежик, почему ты такой грустный?

Ёж: Вы разве не знаете? Заболело сердце природы! Вот, смотрите сами!

Видео земли со словами.

Земля: Я, ребята, природа, сейчас я больна.
И в этом, поверьте, лишь ваша вина.
Просьба – беде вы моей помогите,
Сердце природы скорей полечите!

Вед: Что же нам делать? Ребята, слышите, летит ветер! Давайте спросим у него. (Под музыку вбегает ветер.) Ты ответь нам, сильный ветер, кто нам поможет вылечить сердце нежной природы?

Ветер: Знаю, это музыка! Она лечит и душу, и сердце.
Что только есть прекрасного на свете
Всё музыка нам может передать.
И шум волны, и пенье птиц, и ветер,

Про всё она нам может рассказать.
То звонкою капелью засмеётся,
То вьюгой заметёт, запорошит.
Дождём весенним радостно прольётся.

Листвою золотою закружит.
Ёж: Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку.
Что такое – эта музыка?

Расскажите мне скорей!

Вед: Ты хочешь узнать, что такое музыка? Так слушай!

1. Птичьи трели — это музыка,
И капели – это музыка.
Видишь, тучка в небе кружится,
Будет музыка дождя.

2. И у ветра, и у солнышка,
И у тучки, и у дождика,
И у маленького зернышка-
Тоже музыка своя!

Еж: Посмотри, ветер, какие нотки нашёл я сегодня в лесу. Давай попросим детей взять их и сочинить весёлую песенку, которая должна помочь природе.

Ветер: Тогда я буду дирижёром, а все ребята будут хором.

Дети разбирают нотки и встают в звукоряд.

До: На листочке, на страничке
То ли точки, то ли птички.
Ре: Все сидят на лесенке
И щебечут песенки.

Ми: Нот на свете ровно семь,
И они известны всем.
Фа: До, ре, ми, фа, соль, ля, си –
Нотки в гости пригласи.

Соль: Семь ребят на лесенке
Заиграли песенки.
Ля: Ну и мы не отстаём,
Громко песню запоём.

Си: Песенке весёлой
В нотах не сиделось.
До: Очень нашей песенке
Зазвучать хотелось.

Песня «Звуки музыки».

1к. До – воробышка гнездо,
Ре – деревья во дворе,
Ми – котёнка покорми,
Фа – в лесу кричит сова.

Соль – играет детвора,
Ля – запела вся земля,
Си – поём мы для того,
Чтобы вновь вернуться в до.

2к. Пусть поёт весенний лес,
Тянет ветви до небес,
Ручеёк журчит в траве,
И растут цветы в росе.

Эту песенку весна
Сочинила нам сама,
Звонко пусть её поёт,
Песней радует народ.

Ёж: Я теперь знаю, как вылечить сердце природы! Но все же, где эта музыка живет?

Вед: Музыка всюду живет, только прислушаться надо! Я вас, ребята, приглашаю в лес, чтобы послушать музыку леса. Это целый мир звуков: шелест листвы, журчание ручейка, пение птиц. Птицы, звери, ветер, дождь сочиняют музыку для леса. А музыку для нас сочиняют композиторы. Давайте послушаем, как изобразил лес великий композитор Антонио Вивальди. Она называется «Времена года. Весна».

Времена года. Весна.

Вед: Дети, а вы знаете, кто лечит лес? (Птицы). И самый главный лесной врач — это птица дятел. Давайте послушаем, как разговаривает дятел с лесом.

Аудиозапись «Стук дятла».

1. У деревьев доктор свой,
Не обычный, а лесной,
Разговаривает просто
Он с берёзой и сосной.

2. Без лекарств и инструмента
Он излечит пациента,
Прилетел и сел на сук -
Как здоровье? Тук-тук-тук...

Песня «Дятел».

1. Целый день всё тук, да тук –
Раздаётся странный звук.
Мастер дятел так стучит,
Сойке домик мастерит.

2. Пёстрый Дятел всем вокруг
Славный доктор, добрый друг.
Всех вредителей он съест,
От врагов очистит лес.

Вед: Чтобы дятлу было не скучно в лесу, мы приготовили для него музыкальный подарок.

Игра на музыкальных инструментах. Полечка – видео.

Входит Лесовичок.

Лесовичок: Здравствуйте, ребята!
Лес открыл для вас ворота настежь,
Лес припас для вас свои цветы,
Все кругом поет тебе о счастье,

Если сам ты полон доброты.

Воспитатель: Лесовичок, наши дети добрые и очень любят природу! Правда, дети?

Сценка «Добрые руки».

Вед: У наших детей добрые руки.

1. Руки, чтобы строить домики для птиц.
2. Руки, чтобы любить.
3. Руки чтобы помогать.
4. Руки, чтобы защищать.

Вед: Но иногда некоторые дети неправильно поступают.

1. Руки, которые строили домики, разрушают.
2. Руки, которые любили, причиняют зло.
3. Руки, которые помогали, становятся равнодушными.
4. Руки, которые защищали, обижают.

Вед: И мы желаем всем! Пусть наши глаза видят только прекрасное. Пусть наши уши слышат чаще музыку леса. Пусть наши сердца всегда любят природу и помогают ей своими добрыми руками.

Лесовичок: Когда зеленеет под солнцем трава,
И кружатся в небе веселые птицы,
Находятся сами для песен слова
И хочется счастьем со всеми делиться!

Вед: Мы счастливы! Расцвели цветы, это значит сердце природы надело свой наряд. Закружились птицы- это значит, что оно выздоровело. Ребята, так что же это за лекарство, которым мы вылечили сердце природы?

Дети: Музыка!

Песня «Мир похож на цветной луг».

1 куплет: Ветер зовёт за собой облака – вдаль, вдаль, вдаль,
Если ты друга не встретил пока – жаль, жаль, жаль.
Припев: Мир похож на цветной луг, если рядом с тобой друг,
Друга взять не забудь в путь, другу верным всегда будь.

2 куплет: Друг для тебя одолеть сто преград – рад, рад, рад,
С другом любая беда – не беда – да, да, да.
3 куплет: Песня не зря собирает друзей – в круг, в круг, в круг,
Сделает хмурый денёк веселей – друг, друг, друг.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год