Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей старшего дошкольного возраста.
Моторика
Автор: Володина Светлана Александровна   
24.04.2019 20:31

Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей старшего дошкольного возраста.Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей старшего дошкольного возраста.

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
И.П. Павлов

Я много лет работаю воспитателем в логопедической группе. В процессе своей работы с дошкольниками, я убедилась, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. У детей при ряде речевых нарушений отмечаются выраженные отклонения в развитии «движений пальцев рук», то есть движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

 

При ежегодном обследовании детей логопедами, отслежена прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием мелкой моторики пальцев рук каждого ребёнка: если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика бывает в норме. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев.

Дети с нарушением речи редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук, как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела).

Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони — едва ли неглавные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. Задача взрослых при подготовке его к школе — помочь развить мелкую моторику рук.

При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координацию движений, в своей работе с детьми я использую различные предметы (хозяйственные мелочи, прищепки, бусы, пуговицы). Они привлекают детей, повышают их интерес к деятельности, развивают фантазию, ориентировку в пространстве, мелкую моторику руки. Любому ребёнка не помешает массаж рук, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только развивают мелкую моторику и речь, но и умение слушать. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движение рук. Уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов.

Пальчиковые игры- это инсценировка рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Автор «Су-Джок терапии» Пак Чже Ву доказал, что на руке находятся биологически активные точки нашего организма. Эту методику мы с удовольствием используем в нашем дошкольном учреждении. Дети любят шарики с колючками (Су-Джок). Прокатывая их между ладонями, они массируют мышцы руки. В каждом шарики есть «волшебное колечко», которое помогает стимулировать работу внутренних органов.

Работая в этом направлении, я убедилась, что уровень развития руки находится в зависимости от степени сформированности движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. В повседневную работу с детьми я включаю игры и задания для развития общей и специальной моторики с учётом индивидуальных способностей каждого ребёнка.

Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь становится более выразительной.

Использование пальчиковых игр и упражнений помогает детям:

  • сделать рывок в развитии речи.
  • подготовить руку к письму.
  • развивать внимание и терпение.
  • стимулировать фантазию.
  • - научиться управлять своим телом.

Мною подготовлено много игр и упражнений, способствующих развитию мелкой моторики рук, я постоянно делюсь опытом со своими коллегами.

В результате своей деятельности я нашла наиболее продуктивный и результативный вид работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи: совершенствование у них речи средствами развития мелкой моторики рук.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год