Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Значение игр для развития мелкой моторики.
Моторика
Автор: Карпачёва Алла Владимировна   
16.11.2015 16:52

Значение игр для развития мелкой моторики.Значение игр для развития мелкой моторики.

Дидактическая игра «Волшебное дерево»

Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее» — это выражение принадлежит известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому.

Одним из ведущих аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики. Доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

В дошкольном возрасте необходимо постоянно проводить с ребёнком работу по укреплению сенсорного восприятия, поскольку этот элемент оказывает огромное влияние на совершенствование воображения, речи, мышления и эстетического воспитания.

Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве.

Большую роль в сенсорном развитии ребёнка играют и тактильные ощущения. С их помощью происходит стимуляция нервных окончаний и развитие речевого центра в головном мозге. Для совершенствования тактильных ощущений специалисты рекомендуют с детства знакомить ребёнка с разнообразными по размерам и текстуре материалами. Это могут быть пуговицы, разного размера и цвета, ткани разной фактуры и оттенка.

 

Скачать конспект

Работая с детьми младшего возраста и наблюдая за ними, я выявила такую закономерность: у большинства современных детей мышцы пальцев рук слабые, большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц.

Для работы с детьми я изготовила дидактическую игру «Волшебное дерево».

Волшебное дерево сшито из приятной мягкой ткани, на нём нашиты пуговицы разного цвета, для ориентировки на плоскости. Пристёгивать можно геометрические фигуры, разного цвета и величины. Также можно знакомить со временами года (зимой — ватные диски, весною — цветы, летом — фрукты, осенью — листья). Сделано всё из разной ткани для тактильных ощущений. Почему я назвала его волшебным? Да потому что в нем есть загадки, секреты! Созданная мною игра создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Детям очень нравится дидактическая игра «Волшебное дерево»

Игра способствуют развитию мелкой моторики рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас, изучение основных цветов спектра, знакомство с геометрическими фигурами. Развитие логического мышления. Эстетическое воспитание, развитие у детей терпения, аккуратности, усидчивости.

Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях с конкретными развивающими пособиями, но и в домашних условиях. Продуктивность возрастет, если родитель вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи.

Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное — способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Отношение к рукам у человечества всегда было особым, отчасти даже мистическим. Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, лечили, учили и учились…

По рукам судили о здоровье человека, о его силе, о профессии, темпераменте. В нашем языке не случайно так много выражений, связанных с руками: «мастер на все руки», «золотые руки», «рукой подать», «руками развести», и т.д.

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений или мелкой пальцевой моторики. По умелости детской руки специалисты делают выводы об особенностях развития центральной нервной системы и мозга. Исследователи утверждают, что нигде познавательная деятельность не выявляется так ярко, как в движении руки — органа чувств и познания.

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский говорил, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Учитывая тот факт, что активные движения пальцев стимулируют развитие речи, целесообразно систематически заниматься с детьми развитием моторики пальцев рук.

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию у детей мелкой моторики. Чем лучше развиты тонкие движения пальцев рук малыша, тем быстрее развивается речь и интеллект.

Рекомендации родителям «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребёнка»

  • Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.
  • Завинчивание и отвинчивание крышек у пузырьков, баночек, бутылочек.
  • Наматывание нитки на катушку.
  • Наматывание нити на клубок.
  • Составление контуров предметов (например, стола, дома) из счетных палочек или спичек.
  • Нанизывание пуговиц, бусин на шнурок.
  • Доставание бусинок ложкой из стакана.
  • Прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке.
  • Катание резиновых, пластмассовых, деревянных, поролоновых мячей с шипами ("ёжиков").
  • Игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.
  • Игры со шнуровками.
  • Разрывание бумаги на мелкие кусочки.
  • Скатывание шариков пальчиками из мелко нарванной салфетки.
  • Рисование пальчиками, цветными карандашами.
  • Лепка из пластилина, соленого теста.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Изготовление поделок из природного материала (шишек, желудей, листьев и т.д.).
  • Игры с песком.
  • Вдавливание мелких предметов в пластилин (мозаика на пластилине).
  • Завязывание и развязывание бантиков, узелков.
  • Переливание воды из одного сосуда в другой.
  • Накручивание гаек на болты.
  • Прикрепление бельевых прищепок по периметру открытой коробки.
  • Собирание матрешек.
  • Игры с вкладышами.
  • Игры с пазлами.

Как видите, развивать у детей мелкую моторику рук очень просто! Главное, чтобы детям эти игры доставляли радость и удовольствие.

И помните: в целях безопасности детей, любая игра с мелкими предметами обязательно должна быть под контролем взрослых!

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живой поток представлений, понятий об окружающем мире.

(В. А. Сухомлинский).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год