Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста
Моторика
Автор: Курманова Злата Вячеславовна   
23.01.2015 07:53

Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возрастаКурманова З.В. учитель-логопед МДОУ №172 общеразвивающего вида,г.Ярославль

На современном этапе в дошкольных учреждениях прослеживается тенденция к увеличению числа детей с речевыми нарушениями. Известно, что дефекты чаще всего сочетаются с разнообразной паталогией неречевых функций, в том числе с нарушениями мелкой моторики рук. Поэтому проблема остается актуальной и по сей день.

Учеными выявлена тесная связь речевой функции и функции пальцев рук. На протяжении раннего детства четко выступает зависимость- по мере совершенствования моторики идет развитие речевой функции. Функции руки и речи развиваются параллельно, что должно использоваться в работе с детьми- и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых есть нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики- это совершенствование речи.

 Скачать конспект

Следовательно, главной целью занятий является: преодоление речевых нарушений , совершенствование артикуляционной моторики, развитие словаря и лексико-грамматических категорий путем развития и коррекции неречевых функций( кистей пальцев рук).

Предлагаем фрагмент тематического планирования по развитию мелкой моторики рук.

 

ОКТЯБРЬ

неделя

Тема обучающей игровой деятельности, цель

Основные методы и приемы

1 н.

ТЕМА:   «овощи»

  • Закрепить и углубить знания детей об овощах, классифицировать овощи по одному из признаков, обогащать словарный запас детей путем подбора слов – признаков к словам – предметам. Какой овощ? Цвет, форма
  1. 1.Использование   элементов пальчиковой гимнастики для укрепления мелких мышц кистей и рук.
  2. 2.Массаж кистей и пальцев рук с использованием гибкого цветного шнура.
  3. 3.Использование нетрадиционного метода лепки (тестопластика) – изготовление овощей из теста с применением элементов рисования.

 

2 н.

ТЕМА:   «Поздняя осень»

  • Закрепить у детей представления о признаках поздней осени.
  • Учить   делать сравнительный анализ ранней и поздней осени (отличительные особенности)

 

  1. 1.Использование   элементов пальчиковой гимнастики способствующего укреплению пальцев рук.
  2. 2.Массаж     пальцев рук с использованием мелких камешков.
  3. 3.Использование нетрадиционного метода ручного труда (бумагопластика); техника – квиллинг: «Гроздь рябины»

3 н.

ТЕМА:   «Домашние птицы»

  • Уточнять представления детей о домашних птицах и их пользе для человека.
  • Закрепить знания детей о повадках домашних птиц, и характерных признаках их жизни
  1. 1.Использование   элементов пальчиковой гимнастики для укрепления мелких мышц кистей и рук.
  2. 2.Массаж кончиков пальцев с легким надавливанием и поглаживанием каждого пальца другой рукой
  3. 3.Ручной труд в нетрадиционной технике КОЛЛАЖ «Цыпленок» (использование: крупы, перьев, палочки и прутики)

4 н.

ТЕМА : «Перелетные птицы»

  • Уточнять представления детей о перелетных   птицах их характерных признаках, повадках
  • Обогащать словарный запас детей (названия перелетных птиц)

 

  1. 1.Пальчиковая гимнастика с использованием художественного слова по теме
  2. 2.Массаж кончиков пальцев
  3. 3.Применение ручного труда, метода ИЗОНИТЬ и техники КОЛЛАЖ (птичья стая, гнездо и скворечник) используя в работе: жгутики, сено, солому, прутики, веточки

 

 

НОЯБРЬ

неделя

Тема обучающей игровой деятельности, цель

Основные методы и приемы

1 н.

ТЕМА: «Город игрушек»

  • Закреплять у детей общие понятия по теме «Игрушки»
  • Обогащать речь новыми прилагательными, подбирая слова – признаки и слова предметы
  • Совершенствовать речевые навыки работая над словообразованием
  1. 1.Пальчиковая гимнастика для укрепления кистей и пальцев рук
  2. 2.Массаж кончиков пальцев с использованием массажных мячиков
  3. 3.Техника «папье-маше» - изготовление цветка с использованием элементов бумагопластики
  4. 4.работа с мозаикой   - (по схеме) – «Городок»

2 н.

ТЕМА: «Моя любимая игрушка»

  • развивать монологическую речь детей (рассказывать о своей группе)
  • обогащать словарь детей с помощью образования новых слов с использованием суффикса (уменьшительно-ласкательного)
  1. 1.Пальчиковая гимнастика (по теме)
  2. 2.Массаж кончиков пальцев с использованием массажных мячиков
  3. 3.Ручной труд в нетрадиционном способе с использованием цветных ватных шариков. Техника КОЛЛАЖ на готовых образцах

3 н.

ТЕМА:   «Семья»

  • Уточнить представления детей о том, что такое – семья, семейные ценности и родственных отношениях
  • Работа по обогащению словаря за счет прилагательных (какая семья? – большая, дружная, крепкая); подбор слов – действия (мама – печет, папа – читает)
  1. 1.Пальчиковая разминка, направленная на укрепление мышц рук и пальцев
  2. 2.Массаж с легким надавливанием на каждый палец, пальчиками другой руки и загибание пальцев в кулак
  3. 3.Ручной труд – работа с палочками (выложить из счетных палочек «очки для бабушки».
  4. 4.Рисунок на песке – метод «пескотерапия»
  5. 5.Метод бумагопластика – самоклеющаяся цветная бумага

4 н.

ТЕМА : «Одежда и обувь»

  • Расширять представления детей об основных понятиях – одежда, обувь
  • Сравнивать тёплую и легкую одежду
  • Обогащать словарь детей, совершенствовать в использовании новых слов признаков, словообразование, обогащение активного словаря
  1. 1.Пальчиковая гимнастика (по теме)
  2. 2.Массаж пальцев с использованием кармашков с пуговицами
  3. 3.Ручной труд (коллаж) – «Укрась шубку и шапку» - с использованием цветных ватных шариков и по средствам бумагопластики используя цветные бумажные салфетки
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год