Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие тонкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ДЦП и нарушениями ОДА
Моторика
Автор: Ирина Дудорова   
13.08.2014 01:59

Развитие тонкой моторики рук у детей дошкольного возраста  с ДЦП и нарушениями ОДАЯ работаю учителем-дефектологом с детьми, имеющими детский церебральный паралич (ДЦП) и нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА).
С каждым годом количество дошкольников, имеющих недостаточно развитую тонкую моторику, увеличивается. И, можно сказать, что одну из групп этих детей, составляют дети с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Двигательные нарушения выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребёнка.
У многих детей с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата отмечается недостаточность двигательных навыков:
· скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности;
· недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: несогласованность, неловкость движений рук.
Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Но, как известно, нарушения моторики может отрицательно сказываться на развитии познавательной деятельности ребёнка.  Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Слабое ощущение своих движений и затруднение в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь. Это, в свою очередь, ещё больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей.
Успех в преодолении нарушений общей и пальчиковой моторики у детей с  детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата, во многом зависит от правильного сочетания специального лечения и специального обучения.
Развитие двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром.
Под термином тонкая моторика понимаются высоко дифференцированные точные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы.  Незрелость в развитии моторных функций проявляется в скованности, неловкости, недостаточной чёткости и скоординированности движений пальцев и кистей рук. Это особенно заметно в таких видах деятельности, как ручной труд, рисование, лепка; работа с мелкими предметами и деталями (мозаикой, конструктором, пазлами); при выполнении бытовых манипуляторных действий: шнуровка, завязывание бантов и др.
Для развития мелкой моторики у детей в процессе совместной с ними деятельности я использую следующие упражнения:
· выкладывание контура предмета из разноцветных шнурков, мягкой проволоки;
· нанизывание сначала крупных пуговиц, бусин на шнурок, а затем мелких – на толстую леску;
· сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (гречки, риса) одной, а затем двумя руками одновременно;
· застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
· завинчивание и отвинчивание крышек у пузырьков, баночек;
· подбор, открывание и закрывание ключами замков, различных по величине;
· наматывание длинного шнура на катушку или сматывание его (шнура) в клубок;
· собирание платка в ладонь пальцами одной руки или двух рук одновременно (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя только работу пальцев этой руки);
· нахождение спрятанных предметов в сухом бассейне с песком, горохом и фасолью (в пластиковых вёдрах или тазиках);
· игры с различными мелкими конструкторами, мозаикой, лего и т.д., и т.п.
Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры, отображающие реальность окружающего мира (предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы).  В ходе этих игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику кистей и пальцев рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Выполнение многих пальчиковых игр требует участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д.
Поначалу я знакомлю детей с несложными статическими позами кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляю упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. На первых этапах все упражнения младшими  дошкольниками выполняются в медленном темпе. По мере необходимости в процессе выполнения упражнений помогаю ребёнку воспроизвести правильную позу кисти руки или пальцев.
Упражнения проводятся на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается — показ устраняется и остаётся только словесная инструкция.
Своевременно  начатая  и  систематическая  работа  по  развитию  движений  пальцев руки  подготавливает успешное  овладение  ручной умелостью.
Кроме вышеперечисленных, я предлагаю ребятам упражнения, направленные на развитие кистевой моторики. Вот только некоторые из них:
· на  плотном  картоне  рисуют  контур  кисти  ребёнка  с  равномерно  разведёнными  пальцами  (ребёнок  фиксирует  свою  руку  соответственно  контуру);
· ребёнок  кладёт  кисть  руки  на  стол  и  по  просьбе  взрослого  поочерёдно  приподнимает  пальцы.  Если  ребёнку  не  сразу  удаётся  выполнить  это  упражнение,  взрослый  может  придержать  рукой  те   пальцы,  которые  должны  остаться  неподвижными;
· ребёнок  складывает  ладони,  сжимает  их и  постукивает  пальцами  каждой  пары (для  увеличения  мышечной  нагрузки,  на  каждую  пару  пальцев  можно  надеть  тонкую  резинку  небольшого  диаметра);
· по  заданию  взрослого  ребёнок  показывает  поочерёдно  пальцы  по  одному,  по  два,  по  три; выдвигает  вперёд  второй  и пятый  палец («коза»), остальные  должны  быть  сжаты  в  кулак;
· отбивание  такта  каждым  пальцем,  имитация  игры  на  пианино;
· «отстреливание»  ватного  шарика,  бусины,  пуговицы,  шашки  и т. д.  одним,  двумя  и  четырьмя  пальцами правой и левой руки поочерёдно.
В работе по развитию мелкой моторики хорошо зарекомендовали себя специальные игры, упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов:
· работа со счётными палочками;
· нанизывание колец на тесьму, бусин на мягкую проволоку;
· работа с вкладышами;
· собирание пирамидок, матрёшек;
· работа с бумагой (сминание, обрывание, разглаживание);
· лепка  из глины, пластилина, теста;
· работа с различными видами шнуровок;
· рисование в воздухе;
· работа c мозаикой различной величины;
· игры с песком, с водой;
· рисование двумя руками одновременно (обводка по пунктирным линиям и
раскрашивание полученных контурных изображений двух одинаковых предметов/фигур).
Развитию  плавности и точности  движений  способствуют  такие  задания, как:
· раскрашивание  картинок;
· точное  обведение  контуров  предмета;
· рисование  простых  предметов  по проставленным  точкам;
· штрихование (используются только цветные карандаши) и т.д. и т.п.
Очень важно суметь убедить ребёнка в полезности подобных упражнений и  стимулировать  его  успехи,  нужно  отмечать  ускорение  темпа  выполнения  упражнения, его  точность.
Родителям в летний период я рекомендую использовать для тренировки мышц кистей и пальцев рук детей сбор ягод, шишек, мелких камушков, постройки песочных замков,  прополку сорняков и т.д. во время прогулок к водоёму,  в лес, отдыха  на даче или в деревне.
Систематическая работа по формированию мелкой моторики детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП способствует развитию у них двигательных умений и навыков, тактильного восприятия; активизируются возможности осязания, узнавания предметов на ощупь, улучшается качество целенаправленных практических действий.
Дудорова Ирина Владимировна
учитель-дефектолог I категории
МУ ПСЦ «Надежда»
г. Заречного Пензенской области

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год