Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с народным искусством: декоративно-прикладным искусством и народным фольклором.
Фольклор
Автор: Бирюкова Ольга Ивановна   
08.07.2019 08:02

Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с народным искусством: декоративно-прикладным искусством и народным фольклором.Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с народным искусством: декоративно-прикладным искусством и народным фольклором.

Бирюкова Ольга Ивановна, педагог дополнительного образования (ИЗО, высшей категории); МБДОУ «Центр развития ребенка» — детский сад №14 «Золотой ключик» (г. Белгород)

Ознакомление детей с произведениями народного творчества способствует пробуждению в них первых ярких представлений о Родине, о ее культуре, приобщает к миру прекрасного. Родная культура, как мать и отец, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность; это новое отношение к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству. Обращение ребенка к русской культуре носит воспитательный характер: развивает творческие способности, формирует художественный вкус. Эстетические чувства, восприимчивость к красивому, обогащают жизнь маленького человека на его духовный мир, направляют на его поведение и поступки. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.

 

Скачать конспект

В этой связи и появилась идея создать в группе Мини-музей «Светелка-рукодельница, где дети получат возможность не только посмотреть, но и потрогать своими руками предметы быта, изделия старины, устроить посиделки. В интерьере русской избы дети с удовольствием собираются за столиком, пьют чай из самовара. Девочки и мальчики наряжаются в русские народные костюмы, водят хороводы. Здесь для детей проводятся занятия, на которых они знакомятся с жизнью русских людей, с народной игрушкой, традиционным укладом жизни русских людей. Ознакомление с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой не случайно, ведь эти игрушки – это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей, птиц. Образы народной пластики легко узнаваемы детьми и радуют их яркими красочными орнаментами. Изделия эти поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника.

Дымковские игрушки просты, но своеобразны, они наивны, но выразительны. Именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка. На занятиях по изобразительной деятельности дети украшают дымковскими узорами вырезанные силуэты игрушек (уточка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички). Дети «оживляют» фигурки, повторяя на силуэтах знакомые узоры. Узоры рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом – так рисуют народные мастера. Организация занятий по декоративному рисованию дымковской игрушки дает возможность детям почувствовать себя в роли художника- декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира. Следует подчеркнуть, что обучению детей рисовать элементы русской народной росписи предшествует ознакомление с определенным видом народного декоративно-прикладного творчества. Так, знакомя детей с каким-либо промыслом, их одновременно знакомим с характерными признаками этого вида – материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, историей промысла. С этой целью в группе устраиваются выставки образцов данного промысла, просматривается иллюстративный материал

Формирование гармонично развитой личности наилучшим образом происходит в условиях развивающей предметно-пространственной среде. Особое место уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогли объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие ив проведении праздников, в совместной деятельности, в украшении группы к русским народным праздникам, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях.

Регулярно размещается информационный материал в родительских уголках «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье», «Знакомство детей с народными промыслами», «Народные праздники», «Народные игры» Работа осуществляется в тесном контакте с педагогами ДОУ.

Воспитанники детского сада младшего дошкольного возраста совместно с родителями принимают активное участие в выставках ДОУ:

  • Осенний вернисаж
  • Зимний вернисаж
  • «Пасхальный сувенир»

С помощью родителей был изготовлен и оформлен необходимый материал для интерьера русской избы:

  • предметы народного быта: посуда, игрушки, расшитые полотенца, кружевные салфетки, которые придали интерьеру народной избы теплоту и уют
  • альбомы на темы:
  • «Умелец да рукоделец и себе, и людям радость приносит»
  • «Русские народные игрушки»
  • настольно — дидактические игры такие как «Угадай народную игрушку», «Секреты бабушкиного сундучка», «Полезные вещи» и др., они помогают ребятам оценить и практически освоить способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Для ознакомления с русским народным фольклором были сшиты народные костюмы, изготовлены музыкальные инструменты по русским народным сказкам. Собран материал по ознакомлению с русским фольклором.

Главными для осуществления данного знакомства являются задачи:

  1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства.
  2. Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах.
  3. Знакомство с русским народным фольклором (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т.д.).
  4. Знакомство с русскими народными играми.

Ознакомление с декоративно-прикладным искусством и народным фольклором оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает чувство любви к родному краю. Но чтобы обрести это богатство, постичь науку добра, испытать радость от встречи с прекрасным, необходимо обладать чуткой душой и отзывчивым сердцем. Создание мини-музея оказали большую роль в развивающей среде по формированию у детей эстетического отношения к окружающему миру, подготовили их не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведений искусств. Ведь, именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к людям труда к своему народу и Отечеству, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем своей Родины, знакомятся с художниками и мастерами, создающие красоту. Они учатся видеть не только красоту, но и понимать ее ценность.

Подобрано большое количество материала для ознакомления с русской народной культурой: развивающие игры и упражнения. Предлагаем вам некоторые варианты.

Пальчиковые игры

Эти игры очень разнообразны. Они развивают мелкую моторику, а поскольку сопровождаются веселыми стишками и потешками, то способствуют развитию речи и памяти.

Наши пальчики

Читая потешку, поочередно двигаем пальцами

Один пальчик-папочка.
Другой пальчик-мамочка.
Третий пальчик-дедушка.
А четвертый-бабушка.

Пятый пальчик-это я!
Вот такая вот семья!

Каждому пальчику своя работа.

Читая потешку – делаем массаж каждому пальчику, поочередно их загибая. Массаж усиливает кровообращение и способствует развитию интеллектуальных способностей детей.

Ивану -большому дрова рубить,
Ваське-указке воду носить,
Мишке-среднему- печку топить,
Гришке-сиротке- кашу варить,

А крошке Тимошке -песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать.
Кот на печку пошел…

Кот на печку пошел,
Горшок каши нашел.
На печи калачи,
Как огонь горячи.

Пряники пекутся,
Коту в лапки не даются.

Пусть ребенок представит, что его ручки- это лапки котика, который от удовольствия выпускает коготки и точит их о стол (колени).

Раз! — подожмите подушечки пальцев к верхней части ладони, помурлыкав: «Мур- мур- мяу».

Два! — быстро выпрямите и растопырьте пальцы. Так повторите несколько раз.

Игры на развитие координации движения

Сидя перед ребенком и ритмично хлопая в ладоши, читайте русскую народную потешку:

-Ладушки, ладушки, где были?

-У бабушки.

-Что ели?

-Кашку.

-Что пили?

-Бражку.

Кашка вкусненькая,
Бражка сладенькая,
Попили, поели,
Кыш, полетели!

Когда ребенок научится успевать за вашим ритмом, вы можете усложнить задачу, делая первый хлопок перед собой, второй над головой, третий за спиной.

Ножки и ладошки.
Как у наших ребят
Ножки весело стучат,
Наш народ удаленький,

Хоть и очень маленький.
Лишь устанут ножки,
Хлопаем в ладошки,
В ладошки- ладошечки,

Веселые хлопошечки.

Движения руки на поясе- топаем ножками. Затем, стоя на месте, хлопаем в ладошки.

Математика для малышей

Матрешка

Развивает мелкую моторику, навыки сравнения предметов по величине.

Необходимый инвентарь: набор матрешек.

Почти все дети любят матрешки. Покажите ребенку матрешку, выполняя определенные действия:

-Потрясите ее.

-Откройте вместе с ребенком и достаньте матрешку меньшего размера. Поставьте их рядом и сравните.

-Пусть ребенок вкладывает маленькую матрешку в большую и достает ее.

-Покажите постепенно ему всех матрешек.

Бабушкины блины

Способствует развитию навыков сопоставления, умения систематизировать предметы по определенному признаку.

Необходимый инвентарь: 4 вырезанных из бумаги круга диаметром 3 см, 4 круга диаметром 6 см, коробка для больших кругов, коробка для маленьких кругов.

Придумайте сюжет игры. Например, бабушка пекла блины, большие и маленькие. Большие для мамы с папой, маленькие для внуков. Но все блины перепутались. Нужно помочь бабушке разложить блины по тарелкам.

Игра на развитие воображения.

Необычные рисунки.

Развивает воображение, художественные навыки, мелкую моторику.

Необходимый инвентарь: поднос, манная крупа.

На поднос насыпьте тонким слоем манную крупу. Покажите, как пальцем можно чертить разные линии и фигуры. Позвольте ребенку рисовать как правой, так и левой рукой.

Точно также можно рисовать в воздухе, причем не только пальцами.

Очень полезно для развития координации рисовать носом глазами, даже ногами.

Игры на развитие речи:

Скороговорки.

-Течет река, печет печка.

-У редьки и репки корни крепки.

-От топота копыт пыль по полю летит.

-На дворе трава, на траве дрова. Раз дрова, два дрова, три дрова.

Загадки

На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился…

(Колобок)

Меня не растили.
Из снега лепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.

Глаза угольки.
Ручки-сучки.
Холодная, большая,
Кто она такая?

(Снежная баба)

Снега на полях,
Лед на водах,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?

(Зима)

Тает снежок.
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?

(Весна)

Солнце печет,
Липа цветет.
Рожь колосится,
Золотая пшеница.

Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

(Лето)

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю.
Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен
И елочек. Я…

(Осень)

Литература:

  • Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. — М., 12003.
  • Шпикалова Т.Я. Волшебный мир народного творчества. — М., 2004.
  • Юрченко Е.М. Я иду играть… Развивающие игры и упражнения для детей 2 лет.Сиб. унив. изда-во, 2008.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год