Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Русская изба»
Фольклор
Автор: Бубникова Людмила Алексеевна   
02.01.2019 21:25

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Русская изба»Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Русская изба»

Автор: Бубникова Л.А.

Проблему духовно-нравственного и патриотического воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства. Известно, что основой духовнонравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить

духовную жизнь своего народа и творчески утвердиться в ней, знать и принимать историю и культуру своей страны.

Культура — это, прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях.

 

Скачать конспект

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.

Чтобы ввести дошкольников в мир русской культуры, мы решили создать мини-музей «Русская изба». Создание мини-музея направлено на пробуждение у детей чувства причастности к наследию прошлого.

Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству русского народа в воспитании и развитии детей традиционно для

практики дошкольного образования. Однако введение в словарь ребенка давно не использующихся в обыденной жизни обозначений и названий,

заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов приводит к тому, что эти понятия не востребуются детьми в самостоятельной

деятельности.

Детей надо воспитывать так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что

пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой

планете Земля!

Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие обычаи и традиции они соблюдали? Во что одевались? Чем украшали свой быт? Что их

радовало, а что тревожило?

Я считаю, что найдя ответы на эти вопросы, можно восстановить связь времен, приобщить дошкольников к истокам русской народной культуры.

Воспитание духовно-нравственного гражданина, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня. И она не может быть

успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Одной из задач по духовно-нравственному

воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. В процессе

воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают,

как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам

яркий пример.

Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Культуру России

невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует

его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство помогает ребятам взглянуть на

привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.

Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством,

развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому

учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Доступные по форме и содержанию заклички, приговорки,

дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.

И мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру. Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности

обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея

«Русская изба».

Постановка проблемы:

«Детские проблемы»:

  • воспитанники детского сада не всегда имеют возможность посещать разнообразные выставки народного искусства по причине занятости или не заинтересованности родителей.
  • у современных дошкольников нередко возникают трудности в понимании сказок, загадок, поговорок, закличек, так как во многих народных фольклорных формах упоминаются предметы крестьянского быта, которые уже давно исчезли из нашего обихода;
  • недостаток специальной литературы по данной теме, адаптированной для дошкольников. Зачастую книги о быте, одежде, традициях русского народа

рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для дошкольников требуется грамотная переработка материала.

«Педагогические проблемы»:

  • педагоги могут испытывать недостаток соответствующих наглядных материалов и пособий по приобщению детей к истокам русской народной культуры — педагоги могут считать, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям, или, сами не зная значения, упускают важные смысловые оттенки и пересказывают фольклорные произведения на современный лад;
  • окружающая действительность, особенно в городе, не дает возможности реально приобщить дошкольников к народной культуре

Цель создания мини-музея «Русская изба»

  • Развитие представлений детей о русской культуре, воспитание духовнонравственных качеств, чувство патриотизма и любви к Родине.

Задачи:

  • Познакомить детей с устройством русской избы.
  • Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.
  • Познакомить с традициями русского народа.
  • Познакомить с русским народным костюмом, народными инструментами.
  • Расширить словарный запас: изба, кровля, сруб, ухват, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук.
  • Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы).
  • Знакомство с русскими народными хороводными играми.
  • Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре.
  • Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.

Проблемы:

  • Недостаток подлинных экспонатов народного быта и нехватка места для их размещения в групповом помещении.
  • Неправильно организованная работа в мини-музее приводит к тому, что музей становится элементом дизайна и не решает поставленных перед ним задач.

Гипотеза:

Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство их с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, предметами национального быта – будет способствовать развитию духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма и любви к Родине.

Методы исследования:

Экскурсия в мини музей.

Беседы с детьми.

Чтение художественной литературы.

Рассматривание быта и посуды.

Заучивание потешек, прибауток, закличек.

Использование русских песен и танцев.

Проведение русских народных игр.

Использование русских народных костюмов в праздниках самостоятельной

деятельности.

Рассказ о народных обычаях и традициях

План работы по созданию мини-музея.

I Этап (подготовительный):

1. Изучение литературы по данной теме;

составление перспективно – тематического плана;

2. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и

направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

3. Диагностика детей о русской культуре.

4. Обогащение развивающей среды.

Материальное:

1. Создание в группе мини-музея «Русская изба»:

стол, лавки, печь, люлька, сундук (мебель);

самовар, чугунок, расписная деревянная посуда, чугунный утюг, ступа и т. д.

(посуда);

коромысло, веретено, прялка, ухват и т. д. (предметы обихода);

домотканые половики, кружевные салфетки, расшитый рушник;

элементы народного костюма (кокошник, платок, косоворотка, сарафан,

лапти).

2. Оформление книжного уголка «Русский фольклор» (сказки, потешки,

прибаутки и т. д.).

Научно-методическое:

  1. Подбор и разработка планов, конспектов занятий и консультаций.
  2. Создание фотоальбомов «Русский национальный костюм», «Золотая

хохлома», «Синь России», «Дымковские и Филимоновские игрушки»,

«Городецкие узоры», «Русские народные игры», «Народные праздники»,

«Персонажи русских сказок».

3. Изготовление папки-передвижки «Правила поведения в музее».

4. Изготовление альбома «Декоративно-прикладное искусство».

II Этап (основной):

1. Проведение с детьми экскурсий в мини-музей, занятий, бесед, народных

игр, развлечений.

2. Чтение русско-народных сказок.

3. Заучивание потешек, закличек, поговорок, считалок.

4. Проведение консультаций для родителей и педагогов.

5. Организация выставок детского творчества «Чудо – чудное, диво –

дивное».

6. Объявление конкурса для воспитанников и родителей на лучшую поделку

«Ай, да умельцы!»

III Этап (заключительный):

  1. Диагностика полученных знаний детей.
  2. Анализ полученных данных.
  3. Презентация мини-музея «Русская изба».
  4. Итоговое мероприятие: развлечение «Масленица».
  5. Выставка поделок «Ай, да умельцы!».

Работа с родителями:

Свою работу мы проводили в тесном сотрудничестве с родителями –

без их заинтересованности было бы трудно добиться положительных

результатов по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Родители активно участвовали в создании мини-музея: они приносили

экспонаты, помогали в оформлении, вместе с детьми изготавливали поделки.

Например, смастерили русскую печку своими руками для русской избы.

Принесли вышитые салфетки, сшили для куклы русский национальный

костюм.

Для приобщения детей к истокам русской народной культуры важно,

чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных

воздействий. Поэтому мы приглашали родителей на занятия, вместе с ними

организовывали совместные выставки, подготавливали вечера досуга. Такая

совместная работа позволяет родителям лучше узнать способности и

возможности своего ребенка.

Диагностика показала, что у детей преобладает высокий и средний

уровень знаний по выделенным блокам. Дети с интересом усваивают

сведения, касающиеся особенностей русской культуры и ее проявлений:

используют в активной речи пословицы и поговорки, загадки, считалки,

образные выражения, знают народные приметы, умеют делать

соответствующие умозаключения. Знают названия основных праздников и

умеют объяснить, что это за праздник и когда он бывает. Имеют

представление о русской избе, особенностях ее строительства, внешнем и

внутреннем убранстве. Называют предметы народного быта, рассказывают

об их назначении. Определяют характерные особенности народного костюма.

Знают названия и правила русских народных игр, с удовольствием в них

играют.

Родителям было предложено заполнить анкету «Приобщение детей к

истокам русской народной культуры». Ее анализ показал, что большинство

родителей считают, что детей необходимо знакомить с русской народной

культурой.

Определение перспектив в дальнейшей работе:

Мы намерены продолжать свою работу по приобщению детей к

истокам русской народной культуры.

Мы планируем обогащение развивающей предметно-пространственной

среды на участке нашей группы. Мы хотим разбить грядки для овощных

культур, сделать забор в виде плетня, изготовить макет мельницы и колодца.

Родители хотят сделать вместе с детьми и поставить возле грядок пугало.

В новом учебном году мы продолжим дополнять мини-музей новыми

экспонатами. Мы хотим сделать коромысло, расписать ведра под хохлому,

установить рукомойник.

Мы планируем создание видеороликов на темы: «Как в старину ткали

половицы», «Зачем в избе русская печь».

Для мальчиков мы собираемся разработать интерактивный сундучок «Дело

мастера боится». Он представляет собой фанерный ящичек, в котором будут

храниться дидактические игры, такие как «Четвертый лишний», «Ремесла на

Руси», «Что изменилось». Также для мальчиков мы хотим приобрести два

конструктора из дерева «Изба» и «Колодец», с помощью элементов которых

можно построить миниатюрные модели.

Для девочек мы сделаем сундучок, который поставим в мини-музей и

назовем его «Сундучок красной девицы». Данное пособие предназначено для

изучения русского народного костюма, а одежду в старину хранили в

сундуках. Сундучок мы хотим расписать под городецкую роспись; также в

сундуке будут лежать раскраски, книги и журналы о русском национальном

костюме. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются

ткани, ленты, кружево, шитье, бусины, шнуровки.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной

культуры представляет собой поэтапный, планомерный, целенаправленный

процесс формирования знаний, включающий в себя знакомство с жилищем,

предметами быта, орудиями труда, одеждой, праздниками, и традициями,

играми и фольклором.

Для того, чтобы этот процесс стал эффективнее, нами, воспитателями, был

разработан проект «Старину мы помним, старину мы чтим», целью которого

было создание системы работы по приобщению детей дошкольного возраста

к истокам русской народной культуры через организацию мини-музея

«Русская изба».

В ходе осуществления данного проекта была создана обстановка, которая

средствами яркой образности и наглядности обеспечила детям особый

комплекс ощущений. Уникальные условия способствовали развитию

представлений о культуре русского народа, пониманию закономерностей

происходящего, развитию речи, а также формированию у ребенка

уверенности в своих силах, умения сотрудничать, развитию

коммуникативных навыков.

Реализация проекта позволила повысить интерес дошкольников к занятиям,

изучению и сохранению культурного наследия народа. Каждый ребенок

получил возможность проявить себя в драматизации сказок, проведении игр,

выполнении творческих заданий. Большой интерес к проекту проявили

родители. Они помогли обогащению развивающей предметнопространственной среды. А педагоги нашего детского сада не только дали

положительный отзыв о проделанной нами работе, но и сами с интересом

участвовали в реализации проекта.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год