Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Народного искусства для дошкольников (на примере татарской, чувашской, марийской матрёшек).
Фольклор
Автор: Литёнкина Ольга   
20.12.2017 04:22

Народного искусства для дошкольников (на примере татарской, чувашской, марийской матрёшек).Народного искусства для дошкольников (на примере татарской, чувашской, марийской матрёшек).

Народное искусство – это не отдельная художественная вещь, сказка, песня, это – мир человеческих отношений: «отношений человека с природой, человека с человеком, с историей своего народа, с миром». Это понимание естественно рождает стремление педагога «оживить, вещи, заставить «заговорить» среду бытования, суметь услышать, что хотел сказать мастер тому, кому предназначалась вещь. И здесь возможны различные методы и приемы: беседа, диалог, сказка, игра и игровые приемы. Для детей дошкольного возраста мы отдаем предпочтение сказке, игре, игровым приемам.

В работе с дошкольниками формирование знаний о художественно-этнических особенностях народного искусства обеспечивается решением художественно-творческих задач разного типа.

Повтор. Задача простая, направлена на повтор главных от-личительных элементов орнаментов, характерных для определенной школы народного мастерства. Повтор предполагает индивидуальное видение орнаментальных мотивов.

 

Вариации. Задача усложненного типа направлена на повтор главных элементов определенной школы народного мастерства с вариациями. Рисование кистью главных элементов предполагает варианты их декоративной трактовки, привлечение разнообразных композиционных схем, включение новых элементов.

Импровизация. Наиболее сложная задача направлена на импровизацию по мотивам народного орнамента и эстетического восприятия природы с целью создания нового образа декоративного мотива или художественной вещи. Ритм, цвет, ритмические единицы (фигуры) такого орнамента разнообразны. Они могут исполняться как по мотивам народного творчества, так и на основе более опосредованной, отдаленной ассоциации, выходя за пределы традиций.

Приобщение к народному искусству можно осуществлять через этнопедагогизацию художественного образования. Г.Н. Волков отмечает, что этнопедагогизация – главный и решающий факт интеграции обучения и воспитания: целостный воспитательный процесс как естественно организованный процесс интеграции традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду (этнопедагогическое пространство).

Этнопедагогизация процесса художественного образования предполагает гармонизацию двух компонентов:

  1. изучение культуры и искусства конкретного народа через сравнение и нахождение связей, отличий с культурами и искусством других народов, через диалог «регионально-этнический» и «историко-эволюционный»;
  2. целостный подход к обучению, адекватный народным традициям, учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, их потребностей и интересов.

В этом смысле показательны этнические особенности воспитания и образования чувашей, татар и марийцев.

Этнические особенности росписи татарской матрешки можно увидеть в основополагающих элементах народной одежды татар. Общим признаком национальных форм татарской одежды является монументальность. И мужчины и женщины носили длинные, широкие туникообразного покроя рубахи и длинную со сплошным остовом распашную верхнюю одежду.

Особенности чувашской матрешки заложены в идее, заложенной в философской мысли народа, его понятии о земле и небе, о месте человека в мире. Эта мысль материализовалась в вышитых узорах, головных уборах. У чувашской народности три этнические группы: верховые, низовые и промежуточные. Эти группы чувашей различаются главным образом по женской одежде. Во время росписи чувашских матрешек целесообразно знакомить младших школьников тремя этническими группами чувашей.

Марийцы подразделяются на три этнографические группы: горные, луговые, восточные. Традиционный женский и мужской костюм состояли из головного убора, туникообразной рубахи, кафтана, пояса с подвесками, штанов, кожа ной обуви или лыковых лаптей с шерстяными и холщовыми онучами. Женский костюм наиболее богато орнаментировался вышивкой и дополнялся съемными украшениями. Эти этнические особенности народов воплощаются во время росписи матрешек и при формировании знаний младших школьников об художественно-этнических особенностях народного искусства.

Таким образом, в методике формирования знаний у детей дошкольного возраста о художественно-этнических особенностях народного искусства важно учитывать особенности развития личности дошкольника. С этой целью следует:

– создавать условия для погружения учащихся в мир художественных образов с помощью беседы, диалогов. Сказки и игры и игровых приемов. При этом игре и игровым ситуациям отдается предпочтение;

– вести ознакомление с художественным произведением, помня об определенной последовательности – от общего к частностям и опять к общему;

– помнить, что формирование знаний о художественно-этнических особенностях народного искусства состоялось, если удалось вызвать у детей чувство творческого сопереживания увиденному.

Список литературы:

  1. Богатырев, П. Г. Вопросы теории народного искусства / П.Г. богатырев. – М.: Искусство, 2001. – 256 с.
  2. Василенко, В. М. Русское прикладное искусство / В.М. Василенко. – М.: Искусство, 2007. – 45 с.
  3. Волков, Г. Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса / Г. Н. Волков. – М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2001. – 201 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год