Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) на тему: «Русский народный праздник Святки»
Фольклор
Автор: Соловьева Наталья Владимировна   
24.05.2017 18:12

Конспект образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) на тему: «Русский народный праздник Святки»Конспект образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) на тему: «Русский народный праздник Святки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 81 "Дюймовочка" города Калуги

Подготовила: Соловьева Н.В. Стаж работы- 9 лет Калуга, 2017

Образовательная область «Познавательное развитие».

 

Скачать конспект

Форма педагогического мероприятия Совместная деятельность воспитателя с детьми

Возраст детей Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

Цель Знакомство детей с особенностями русского праздника – Святками и его обрядом – колядованием.

Задачи -сформировать представление детей об особенностях праздника Святки и его обряде – колядовании;

  • закрепить знания детей о пословицах и поговорках о зиме
  • воспитывать интерес к русским народным праздникам и их обрядам.

Средства обучения музыкальное произведение «Заинька вокруг сада», фотографии (слайды): ряженые, колядование, святочные маски, угощения для колядующих.

Предварительная работа Беседа о празднике Рождество, знакомство с пословицами и поговорками о зиме.

1. Вводная часть Организационный момент: воспитатель входит в русском народном костюме; звучит музыкальное произведение "Заинька вокруг сада"

Вступительная беседа.

Воспитатель: Ой, вы добры молодцы,
Добры молодцы, да, красны девицы
Поведём мы с вами беседу,
Не простую, а о русских праздниках.

- Но прежде, ребята, скажите, какое сейчас время года?

- А какие вы знаете пословицы и поговорки о зиме?

Воспитатель: Какой праздник приближается?

Воспитатель: Верно, а сейчас садитесь на стулья, а я вам расскажу как этот праздник отмечали наши предки.

2. Основная часть. Воспитатель знакомит детей с праздником Святки и его обрядом -колядование.

(рассказ воспитателя)

Проводится динамическая пауза

Воспитатель показывает слайды ряженых на святки

Воспитатель: «Новый год – к весне поворот» — говорили люди. А после нового года Рождество, Рождество — один из любимых праздников русского народа и православной Руси. День накануне Рождества 6 января называют Рождественский сочельник. С него начинались зимние святки. Святки -"святые дни"-это две недели зимних праздников, начинавшиеся в Рождественский сочельник и продолжавшиеся вплоть до Крещения. Они являлись основным русским зимним праздником.

-Повторите название праздника

-Давным-давно этот праздник люди отмечали с радостью: разжигали костры, скатывали с гор горящее колесо и кричали: «Колесо гори, катись, с весною красною вернись!»

Перед Святками – в избах делали большую уборку: мыли потолки, стены, натирали полы. Ходили в баню, меняли бельё, накрывали соломой стол. Ели капусту с квасом, хлеб, пили компот из яблок, груш, слив, вишен.

В ночь перед святками все люди готовились к празднику. Хозяйки пекли фигурное печенье, изображающее домашних животных, блины, лепёшки, пироги, хлеб, готовили «свиные ножки», колбаски, а молодёжь подбирала наряды. В святки полагалось оставить все дела, можно было ходить куда хочешь и заниматься чем хочешь. Это не было нигде записано, но являлось народной традицией, которой пользовались не только дети, но и взрослые и старики.

Воспитатель: на святки люди катались с гор на санках, пели и плясали. Давайте и мы с вами покатаемся на санках.

Воспитатель: «Целый день мы на дворе,
Целый день мы на горе.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Эй, поехали, держись!

Хорошо, что есть гора,
Сзади нашего двора.
Вверх и вниз, вверх и вниз
Эй, поехали, держись!

Ничего, что Дед Мороз,
Щиплет щёки нам и нос.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Эй, поехали, держись!»

Воспитатель: Главным занятием в святки было хождение ряжеными- колядование, гадание и так называемое баловство. Это три главных святочных обычая. Сегодня мы с вами ближе познакомимся с обрядом –колядованием.

Воспитатель: В святки регулярно по домам ходили ряженые- колядующие, чтобы получить от хозяев угощение. Они ходили от дома к дому и исполняли колядки- пели величальные песни. В этих песнях колядовщики желали хозяивам богатого урожая и поздравляли с Рождеством.

- Ребята, кто скажет, что же такое Колядки?

Воспитатель: -Целую неделю ходили ребята и колядовали- нередко с рождественской звездой в руках (сделанной из бумаги) и вертепом. Вертеп- двухъярусный ящик, в котором деревянные раскрашенные фигурки изображали сценки, связанные с рождением Иисуса Христа.

3. Заключительная часть.

Закрепление. Игра "Отвечай-ка".

Воспитатель:

-Давайте встанем полукругом и поиграем в игру "Отгадай-ка". Я буду бросать вам мяч и задавать вопрос, а вы отвечать на него.

  1. Что такое Святки?
  2. Сколько они длятся?
  3. Что такое колядки?
  4. Кто такие ряженые?
  5. Какую ты знаешь поговорку о зиме?

Воспитатель: Спасибо садитесь.

-Ребята, расскажите, чем мы сегодня занимались, что вы запомнили, что вам понравилось?

Воспитатель. Спасибо за вашу активность! Мне было приятно с вами общаться.

Использованная литература:

  1. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно- обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. -сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др. -3-е изд., перераб. и дополн. -СПб: «Детство-Пресс», 2008. -400 с., ил.
  2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно- методическое пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб: Детство-Пресс, 1998. — 304с.: ил.
  3. Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 128с. — (Библиотека Воспитателя) (4).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год