Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Консультация для воспитателей «По следам сказок...»
Фольклор
Автор: Урбанок Светлана Юрьевна   
18.11.2015 00:04

Консультация для воспитателей «По следам сказок...»

АВТОР Урбанок Светлана Юрьевна Воспитатель МБДОУ Детский сад № 30 г.Уфа

СКАЗКА – один из основных видов народного устного поэтического творчества. Она живет в устном исполнении и в книге, ее любят дети и взрослые.

Сказки слушают, рассказывают и читают во всех уголках земного шара. Они выражают мечты о будущем, отношение к действительности, эстетические идеалы, мировоззрение трудового народа во всем мире.

 

Народная сказка – эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

Русские народные сказки, как и сказки других народов мира, в жанровом отношении очень разнообразны. Одни из них в наше время уходят из народного быта, другие становятся достоянием исключительно детей, третьи продолжают и сейчас привлекать внимание взрослых слушателей.

В народной сказке отражается жизнь природы, опыт многих поколений, культура и язык народа. В основе народной сказки лежит мудрость народа, сказка обогащает детей знанием, содействует их воспитанию.

Высоко ценил народную сказку Э.Н. Успенский, он писал: «ЭТО ПЕРВЫЕ БЛЕСТЯЩИЕ ПОПЫТКИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ».

А.С. Пушкин говорил: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ, ЭТИ СКАЗКИ, КАЖДОМУ ЕСТЬ ПОЭМА».

В наши дни сказки для детей издаются из сборников Э.Н. Успенского, Л.Н. Толстого, А.Н. Афанасьева и др. собирателей, а иллюстрации художников Е.М. Рачев, И.А. Кузнецов, Ю.А. Васнецов и другие.

СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА 3 ГРУППЫ:

  1. Сказки о животных.
  2. Волшебные сказки.
  3. Социально – бытовая сказка.
  4. СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ

В русском сказочном репертуаре сказок о животных сравнительно мало. В настоящее время бытуют главным образом как детские «ребячие сказки».

Они воспринимаются либо как развлекательные смешные истории, либо как поучительные аллергические басни в прозе.

Первоначально многие сказки о животных возникли как рассказы мифологического характера, связанные с почитанием тотемного зверя – покровителя рода, как рассказы, имевшие магическое значение. Эти сказки короткие, простые, понятные, доступны младшим школьникам.

В сказках животные наделены не только человеческой речью, но и человеческими потребностями, чувствами. В русских сказках о животных перед ними возникает и чисто русская обстановка: русские морозы и снега.

Наиболее популярны в русском репертуаре, особенно в детском – это о лисе и волке.

ЛИСА – одно из основных действующих лиц в сказках. Например: «Кот, петух и лиса», «Лиса и заяц» и др.

Образ лисы очень стабилен – она рисуется прежде как льстивая, хитрая обманщица. Она обманывает волка, петуха, медведя, обманывает птенцов у дрозда, губит зверей в яме и тд.

Прямой противоположностью лисе в сказках рисуется волк – «дурень», «серый дурак», он все время попадает впросак, имея дело не только с хитрой лисой, но и с другими персонажами сказки о животных. Например: «Волк и семеро козлят», где он хотел съесть козлят, и у него ничего не получилось, «Как ловил волк рыбу».

Стабильны в сказках и характеристики других зверей – медведя «лесного жителя», трусливого зайки – побегайки «Машенька и медведь».

Сказки о животных высокохудожественны, образы их выразительны. Конец этих сказок счастливый. В эту группу входят сказки для самых маленьких, например: «Колобок», «Теремок», «Репка». Их называют кумулетивные, потому что, в них много повторения с добавлением какого – то персонажа, элемента. Например: «Дед за репку, бабка за дедку и т.д.»

В наше время сказка о животных воспринимается и как сатирическое повествование и как детская занимательная, смешная и вместе с тем получается история.

2. ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ

Слово «сказка», «сказочный», перед нашим мысленным взором возникает особый, красивый и таинственный мир, живущий согласно своим необыкновенным правилам, фантастическим героям, где свет, добро, правда побеждает тьму, зло и ложь.

Например, в русской сказке «Иван – Царевич и серый волк». Где Иван –Царевич мчится по темному лесу на сером волке, где страдает Аленушка.

Волшебная сказка – наиболее характерный для жанра в устном типе. Недаром волшебные сказки в исследовательской литературе нередко называют собственно сказками. Необычны герои волшебной сказки и их действия, необычные сказочные животные, которые служат героям, чудесные предметы, которые им помогают. Необычна и форма этих сказок, редко отличая от сказок о животных или от бытовых. Например: сказки «Царевна – лягушка», где «Царевна – лягушка» помогает Ивану – Царевичу во всем.

В волшебной сказке мы находим представления народа, о правде, о справедливости, о красоте, определяющая мораль волшебной сказки, характер ее положительного героя. Добро в сказке всегда торжествует над злом. Например: «Кащей –Бессмертный», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди».

К волшебным сказкам можно отнести и так называемые «богатырские сказки», то есть сказки о былинных богатырях. Например: «Илья Муромец», «Садко».

У волшебных сказок стройная композиция:

  1. Зачин.
  2. Основная часть.
  3. Концовка.

В них часто встречаются устойчивые сказочные обороты речи.

Волшебная сказка прочно держится в репертуаре детских театров, кино, радио, телевидения, продолжают радовать не только детей, но и взрослых, пленяя их гармонической прелестью своего содержания и формы.

3. СОЦИАЛЬНО – БЫТОВЫЕ СКАЗКИ.

Особенно широко распространены в русском крестьянском сказочном репертуаре бытовая сказка, близкая по своей форме к новелле или анекдоте.

Социально – бытовая сказка имеет огромное воспитательное значение, метко и зло высмеивая общие человеческие пороки – лень, глупость, праздность, скупость. Она раскрывает нравственные идеалы трудового народа и утверждает его высокие этнические нормы, высмеивает сказка – жадность, болтливость и бессмысленное упрямство. Например: «Дочь и падчерица», «Богач и бедняк», «Хитрый мужик», «Щи из топора».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год