Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
Занятия по Экологии
Автор: Демихова Надежда Игоревна   
26.10.2018 19:07

Экологическое воспитание детей дошкольного возрастаЭкологическое воспитание детей дошкольного возраста

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА по предмету «Методика ознакомления детей с природой»

Студентки 3 курса группы Д-30 Демиховой Надежды Игоревны Департамент образования города Москвы Педагогический колледж №15

Глава 1.

Теоретические основы проблемы экологического воспитания детей дошкольного возраста.

§1. Понятие «экологическое воспитание».

§2. Известные педагоги и психологи об экологическом воспитании.

 

Скачать конспект

§3. Средства экологического воспитания дошкольников.

§4. Особенности формирования интереса подготовительной группы.

Глава 2.

Пути и средства формирования экологического воспитания у детей дошкольного возраста.

§1. Анализ программ воспитания и обучения детей в детском саду.

§2. Выявление степени сформированности экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.

§3. Пути и средства формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.

§4. Характеристика степени сформированности экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.

Заключение.

Литература.

Приложения.

Введение.

Актуальность темы экологического воспитания детей дошкольного возраста заключается в том, чтобы воспитывать в новом бережное и любящее отношение к природе. В наше время атмосфера слишком ухудшилась особенно в ХХ, XXI веке. Слишком много свалок, заводов, загрязненных рек, озер, прудов и т. д.

По утверждению ученых, человечество идет к экологической катастрофе. Бурный научно-технический прогресс, безнравственное отношение к природным богатствам и нерациональное использование привели к разрушению экологического равновесия.

В настоящее время из приоритетов педагогических проблем является формирование экологической культуры детей, а это возможно лишь при условии реализации непригивного экологического воспитания, и культуры, которая поможет быть обеспеченным созданием определенной системы. Педагогической наукой достаточно полно разработаны основные идеи образования и воспитания детей в области окружающей среды. С выходом в свет законов РФ (об охране окружающей природной среды) и постановлений (об экологическом образовании обучающихся в обучающих учреждениях РФ), экологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений. Один из путей повышения его эффективности состоит в использовании разработанных форм и методов работы.

«Вспомним факты, которые обернулись катастрофой для человечества из-за экологического невежества людей. Услужливая память подскажет: кислотные дожди, радиоактивные могильники, Чернобыль…

Обратимся к повседневной жизни: не закрыли плотно водопроводный кран – всю ночь текла вода. Ходили на прогулку с детьми в лес, принесли охапку цветов – и тут же выбросили завядшие букеты. Сегодня от экологического невежества до преступления перед человечеством – один шаг. А формируются эти экологические невежества в семье, в детском саду, школе, институте. Вот почему современные ученые исследуют проблему экологии комплексно, изучают разные ее аспекты, в том числе и педагогические».

Так Г. А. Ягодин говорил о том, что «нынешняя ситуация характеризуется тем, что в области экологии три поколения находятся на одном и том же уровне знания, а вернее незнания своей среды обитания. Получается, что дед, отец и внук оказываются на одной линии старта».

«Усугубление экологической проблемы в стране обостряет необходимость просветительной работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы образования» — так говорила Николаева С.Н. в своей «программе экологического воспитания дошкольников», она же предлагает решать эту проблему «как можно раньше и до конца жизни, именно так можно определить возрастные границы важнейшей в наше время проблемы – экологическое воспитание людей».

В концепции дошкольного воспитания период дошкольного детства определяется как начальный этап формирования личности человека, его ценной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Во многих педагогических и психологических исследованиях обоснована доступность детям дошкольного возраста знаний в зависимости от роста и развития живых организмов, от факторов среды (С. Н. Николаева, Т.А. Ковальчук, А.Т. Запоревич). Наличие экологических представлений, эмоционального положительного отношения к природе и организации полезной деятельности, по мнению ряда авторов, является основой бережного отношения к природе.

Доцент Кондратьева Н.Н. разработала программу экологического воспитания и образования детей и пути ее реализации в педагогическом процессе дошкольных учреждений. Она считает, что экологическое миропонимание ребенка развивается в процессе освоения им экологического мира.

Проблема исследования – поиск эффективных форм, методов и средств экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Предметом исследования является экологическое воспитание детей дошкольного возраста.

Объектом исследования является процесс воспитания в дошкольном возрасте.

Цель исследования: раскрыть пути.

Гипотеза исследования: эффективность экологического воспитания может быть достигнута при следующих условиях:

  • создание уголков природы
  • создание комнаты природы
  • наличие площадки природы
  • создание экологической тропы

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • дать понятие об экологии, экологическом воспитании, экологической культуре
  • выявить изменения в степени сформированности экологических знаний у дошкольников, в ходе опытов экспериментальной работы

Для реализации задач будут использованы следующие методы психолого-педагогического исследования:

  1. Изучение литературы по проблеме;
  2. Анализ и обобщение собственного опыта по данной проблеме;
  3. Изучение педагогического опыта;

(Аслодин К.Б. Экологическая азбука для детей подростков М.МНЭГУ. 1995г.)

4. Наблюдение, беседа с целью изучения особенностей овладения знаниями;

5. Анализ детских работ с целью выявления отношения к животным объектам,

6. Практическая работа;

(Аслодин К.Б. Экологическая азбука для детей подростков М.МНЭГУ. 1995г.)

Глава 1

Теоретические основы экологического воспитания детей

дошкольного возраста.

Природа влияет на всестороннее развитие личности, правильно организованные работы в природе развивают ребенка умственно (расширяют круг знаний о природе, воспитывают интерес к природе).

Нравственное воспитание.

Через природу мы воспитываем коллективизм, взаимопомощь, доброе чувство по отношению ко всему живому, уважение друг к другу влияет на физическое развитие ребенка. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!

КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР.

Экологическое воспитание – это формирование осознано правильного отношения детей к объектам природы.

Постоянное общение ребенка с природой дает заметный оздоровительный эффект, снимает психологическую напряженность, помогает снять стрессы и агрессивность, настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому.

Вы первыми вводите малыша в этот прекрасный мир природы, раскрываете перед ним его тайны и законы, воспитываете правильное отношение к природе (доброе, милосердное, гуманное), потребность в ее познании.

Наблюдение – сложная познавательная деятельность, она только зарождается в раннем возрасте и осуществляется как сознательная деятельность взрослого и ребенка. Наблюдения за цветущими растениями многократно повторяются, так как каждая новая встреча со знакомым предметом радует детей. Эта радость узнавания и есть познание.

Животные привлекают ребенка своей подвижностью, динамичностью, издаваемыми звуками и другими интересными проявлениями (что и как едят, как передвигаются, где живут). Большинство детей пытается вступить с ними в контакт. Разнообразные жизненные проявления животных позволяют ребенку рано понять, что это живые существа.

Взрослые не только знакомят детей с животными, но и учат относиться к ним бережно и внимательно.

(Николаева С.Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников)

Необходимо помнить о том, что общение детей с животными не должно быть стихийным, бесконтрольным. Ребенок еще не знает, как правильно обращаться с животными, чтобы оно не было опасным ни для животных, ни для ребенка.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год