Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект НОД "Где ночует Солнце?" с элементами экспериментирования
День космонавтики
Автор: Данько Ирина Александровна   
06.12.2014 09:54

Конспект НОД Где ночует Солнце? с элементами экспериментированияПредварительная работа: 

ü  Чтение книг о космосе, рассматривание плакатов «Солнечная система», знакомство с глобусом, продуктивная деятельность на тему "Космос", беседы на тему: "Земля - наш дом во Вселенной", сюжетно-ролевая игра «Космонавты», мероприятие в детской библиотеке « Родина моя – Россия».

ü  Обогащение словаря: солнечная система, планета, орбита ,глобус, свет, тень, образ жизни.

ü  Активизация в речи детей слов-названий частей суток.

Наглядный материал:

  • Плакат с изображением модели Солнечной системы.
  • Глобус, настольная лампа,  «человечек».      
  • Картинки с изображением природы в разное время суток.
  • Кукла Степашка.
  • Видеоролики.

Оборудование:

Проектор, ноутбук, цветной проектор, диктофон.

 

Цель:

  1. 1.открытие детям способа совместного познания – рассуждение, развитие умения формулировать свои мысли, используя речь-доказательство и объяснительные формы речи, умения работать в группе;
  2. 2.закрепление   представлений детей по теме «Космос».

 

Педагогические задачи:

  1. Выявить знания и представления детей по теме «Космос», способствовать формированию элементарных представлений о строении Солнечной системы;
  2. учить детей договариваться друг с другом о совместных действиях;
  3. способствовать объединению детей по интересам,
  4. учить согласовывать свои действия с действиями партнёра;
  5. Упражнять детей в представлениях о смене дня и ночи, закрепить представления о взаимосвязях поведения живых организмов со сменой дня и ночи.
  1. 6.Вызвать интерес к теме, способствовать психологической готовности к дальнейшему изучению астрономии и физики в школе.

Практическая задача: сделать схемы для «Лаборатории Чудес» о зависимости частей суток от местонахождения Солнца и Земли.  

Процесс совместной деятельности:

Входит воспитатель и вносит глобус.

Вдруг слышится знакомый голос.

 - Ребята, ребята!!! Да это я – Степашка, ваш друг.  Это я вам послал этот шарик, сам не знаю, что это такое? 

В:  Ребята, а вы знаете, что это такое? Ответы детей.

Правильно , это уменьшенная модель нашей земли.

Дети рассматривают  глобус и различные картинки , природу, водоемы и другие.

Воспитатель читает стихотворение.

Леса и горы, и моря –

Всё называется – Земля.

А если в космос ты взлетишь,

То из окна ракеты

Увидишь шар там голубой –

Любимую планету!

Наш дом родной –

Наш общий дом!

Земля, где мы с тобой живем!

Воспитатель:  Какое красивое произведение! Ребята, о чем автор рассказывает нам в стихотворении? Вот бы и нам посмотреть из космоса на  нашу планету.

- А почему же на  Земле есть жизнь?  ( ответы детей). Потому что нашу Землю согревает Солнце.

Воспитатель: Наша родная планета – Земля. Здесь живут люди, звери, птицы, насекомые, растения. Но только люди могут мечтать, желают знать, как устроен окружающий их мир, отправляются в путешествия за новыми впечатлениями и знаниями.

Вдруг слышится знакомый голос.

 - Ребята, ребята!!! Да это снова  я – Степашка, ваш друг.  Ну, что же это происходит каждый раз! Вот живу я  у вас в группе уже очень давно и ничего не могу понять, то за окном темно, то светло. Что же это такое? Помогите разобраться, в  чем же дело?

Воспитатель: Мне кажется надо помочь Степашке.

Дети :   Ну, что ребята , поможем Степашке, узнать , что же это такое за окном происходит. Может нам  слетать  в «Космическую лабораторию» и узнать ,немного о том, как устроен мир, в котором мы живём.

Воспитатель : Но, на чем же мы сможем путешествовать? (ответы детей, предложения).  Давайте построим космический корабль.  ( Дети моделируют космический корабль) . А мне можно с вами. А возьмем Степашку с собой?

     - Кто же будет капитаном?  (выбор делают сами дети). Представьте, что вы – команда космического корабля землян. Каждый занял свое место. Сожмите в кулачках штурвал, нажмите ступнями на педали. Держите, держите! Глубокий вдох, выдох... Наш корабль оторвался от Земли, поднимается в небо все выше и выше в космическое пространство.  (видеоролик «Вид  земли из космоса», цветной проектор)

Посмотрите, какую картину мы видим в иллюминаторе нашего корабля (обратить внимание детей на плакат с изображением модели солнечной системы). Как вы думаете, что мы видим? (ответы детей)

Воспитатель: Это модель солнечной системы.

Давайте рассмотрим её подробнее. Как устроена Солнечная система?

Примерные ответы детей (обсуждение идёт в форме: вопрос – ответ)

В центре Солнечной системы находится Солнце. Это большая звезда, огромный огненный шар, который имеет очень высокую температуру и дарит свет и тепло всему, что находится вокруг него. Вокруг Солнца вращаются планеты.

Воспитатель: Названия,   еще каких планет вы знаете?

(Ответы детей)

Все планеты разные по размеру, но значительно меньше Солнца. Их девять, и каждая из них вращается вокруг Солнца по своей «дорожке». Кто знает, как она называется?

Дети: Орбита.

Воспитатель:  Да, каждая планета вращается по своей орбите. Найдите, пожалуйста, нашу планету. Вот она, небольшой голубой шар, Земля. Какая она по счёту от Солнца?

Дети:  Третья.

Воспитатель :  Наблюдая за Солнцем, вы уже узнали, что оно целый день обогревает Землю.

Что же происходит с Солнцем?

Солнце восходит утром на Востоке, поднимается днем на небосклоне, а затем опускается на Западе за горизонт. Небо постепенно темнеет, появляются звёзды и Луна на небе. ( рассматриваем картинки).

Воспитатель:  А вы задумывались, где ночует Солнце? Куда оно прячется ночью? (Ответы детей).  Предлагаю посмотреть  видеоролик.

      Вы высказали много предположений, а чтобы узнать, какое из них верное, мы немного поэкспериментируем в нашей  «Космической лаборатории».

Нужно сделать сделать схемы для «Лаборатории Чудес» о зависимости частей суток от местонахождения Солнца и Земли, чтобы все дети узнали о Солнце. (определить, кто будет рисовать схему эксперимента - Ученых)

 

Экспериментирование.

     Для этого нам понадобится обычная настольная лампа – это Солнце и глобус – модель нашей планеты Земля. (Рассмотреть глобус). Давайте найдем на глобусе место, где мы с вами живем (это материк Евразия), и поселим туда вот этого «человечка». Планета Земля вращается не только вокруг Солнца по своей орбите, она постоянно вращается вокруг своей оси (дети договариваются друг с другом о совместных действиях, делятся на группы по интересам, выбирают «главных ученых», планируют свои исследования;  моделируют соответствующую ситуацию: Земля вращается и вместе с ней всё, что на ней находится – горы, моря, города. Люди тоже вращаются, правда,  сами этого не замечают).

Выводы экспериментальной совместной детской деятельности (ответы «главных ученых»): Во время вращения Земля проходит то через солнечные лучи, а затем через тёмное пространство. Наш «человечек» оказывается то на свету, то в темноте. На ту часть Земли, которую освещает Солнце, приходит день, а на  противоположную – ночь. У нас наступает восход, когда тот участок Земли, где мы живём, поворачивается к Солнцу. А на закате, когда кажется, что Солнце тонет за линией горизонта, наш участок поворачивается от Солнца. Так где же ночует Солнце? 

Предложить кому-то из детей самостоятельно смоделировать ситуацию смены дня и ночи.

Дети самостоятельно в группах  зарисовывают опыт, выбирая, чем рисовать, фломастеры или карандаши – создают схемы для «Лаборатории Чудес» о зависимости частей суток от местонахождения Солнца и Земли.

Конкурс «ученых».

 Степашка:  Ребята, а вы знаете, как называют день и ночь вместе, одним словом?

Дети:  Сутки.

Степашка: Правильно. А какие еще части суток вы знаете? ( вечер, утро) Расположите их в порядке наступления.

Дети: утро, день, вечер, ночь.

Степашка: Одинаково ли освещение в разное время суток? Как оно отличается?

(Ответы детей).

 Степашка: Посмотрите тут на столе,  есть картинки с изображением разных частей суток.

   - Ах, я, все перепутал.  Ребята,  посмотрите внимательно, всё ли  здесь верно? (Дети  самостоятельно исправляют ошибки, объясняя своё решение).

Воспитатель:  Ну, что же , нам пора возвращаться. Давайте вернёмся на нашу любимую планету.  Капитан , зови всех на борт корабля. Зажмите в кулачки штурвал, нажимаем педали, глубоко вдохнули и плавно с выдохом опускаемся на Землю. Здесь нас ждут интересные открытия.

Воспитатель:  Ну что же, ребята, давайте  расскажем, что же мы сегодня узнали в нашем путешествии за новыми знаниями? (Ответы детей)

   - Мы рассмотрели, как устроена Солнечная Система, узнали, как происходит смена дня и ночи на планете Земля, смоделировали это с помощью простой настольной лампы и глобуса. Исправили ошибки на модели частей суток. Я думаю, мы славно сегодня потрудились.

Вдруг снова звучит голос Степашки:

 - Ой, ребята, мне так все понравилось. Спасибо большое за такое интересное путешествие, вы помогли мне узнать, что такое день и ночь! Спасибо за схемы, сейчас я все-все узнал о Солнце, о частях суток: дне и ночи! Я все расскажу другим детям. Спасибо и до новых встреч!

 

Воспитатель: Хочу завершить наше путешествие словами: « Пройдет ночь, Солнце снова встанет, осветит все своими теплыми лучами, и мы с радостью скажем друг другу и всем на нашей планете: «Доброе утро!»

 

 Детям вручаются сертификаты за участие в космическом путешествии и за приобретение новых знаний о космосе, солнце и нашей планете.  

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год