Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект НОД в подготовительной группе «Новый способ выучить стихотворение».
Учим Чтению
Автор: Светлана Сачкова   
26.08.2014 01:09

Конспект НОД в подготовительной группе «Новый способ выучить стихотворение»Конспект НОД в подготовительной группе «Новый способ выучить стихотворение».
Воспитатель Сачкова Светлана Борисовна, МДОУ детский сад №235, г.Ярославль

Основная цель: знакомство с новым способом запоминания стихотворения: «графическая аналогия»
Задачи. Обучающие.
1. Познакомиться с новым способом запоминания стихотворения: «графическая аналогия» - умение обозначать каким-либо одним символом реальный образ (несколько образов), отражая им общие признаки предмета, и замещать предметы, то есть пользоваться «заместителями».
2. Познакомить детей с новым способом кодирования информации.

Развивающие.
Развивать:
•    ассоциативное мышление;
•    зрительную и слуховую память;
•    зрительное и слуховое внимание;
•    воображение;
•    умение сравнивать, выделять существенные признаки, сообразительность;
•    навыки сотрудничества, взаимодействия при работе в паре; Воспитательные:
•    Воспитывать желание помочь тем, кто испытывает затруднение. Оформление образовательной среды:
•    надпись на занавесе «Школа Знаечка»;
•    эмблема школы - Мудрая сова

 

Скачать конспект

Демонстрационный материал: мольберт (2 шт), маркерная доска, маркеры для письма на доске, магниты.
Раздаточный материал: бумага, фломастеры, цветные карандаши.

Ход занятия:
-    Ребята!
Сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Послушайте его.
«Здравствуйте, ребята! Обращаюсь к вам с просьбой. Мне поручили выучить стихотворение к лесному празднику, на котором я должен его рассказать. Учу, учу, а запомнить никак не могу. Праздник уже скоро, а стихотворение не выучено. Подскажите мне способ, как быстро выучить стихотворение. Высылаю текст стихотворения.
Буратино».
-Ребята, о чём просит нас Буратино? (О помощи:) ( Помочь Буратино выучить стихотворение.) (Им надо быстро выучить стихотворение.) (Просит подсказать, как можно быстро выучить стихотворение.)
-    Вы хотите ему помочь? (Да, хотим!)
-    Мы знаем способы быстрого заучивания стихотворений? (Знаем.) (Не знаем.) (Долго повторять и запомнишь). (На бумажке записать).
Если дети предлагают свой быстрый способ заучивания стихотворения, педагог говорит, что этот способ Буратино уже пробовал.   
-    Так, что же мы не сможем помочь Буратино в беде, а он надеялся на нас!? (Сможем. (Надо помочь.)
-    Я рада, что вы такие отзывчивые и хотите помочь, но что надо для этого сделать? (Узнать, как можно быстро заучить стихотворение и рассказать Буратино.)
-    Где мы можем это узнать? (В Интернете.) (Спросить у взрослых.) (Сходить в библиотеку.) (Прочитать в справочнике.)
-    Вы всё верно говорите, но у нас очень мало времени, поэтому я предлагаю начать действовать. Я знаю одно место, где нам помогут, это «Школа Знаечка». Она находится неподалеку, и мы пойдём пешком. Вы готовы, тогда отправляемся в путь под нашу речевку:
Каждый день мы растём
Всё о мире узнаём.
Почему растёт трава?
И куда течёт река?
Сколько будет шесть и пять?
Всё мы любим открывать!
Мы в беде поможем другу
И ему протянем руку.
Здорово на свете жить,
Вместе петь, мечтать, дружить!

Открывается занавес. Воспитатель прикрепляет эмблему «Школа Знаечка», надевает очки.
-    Здравствуйте, ребята! Я преподаватель «Школа Знаечка». Что вас привело ко мне? (Мы хотим узнать способ быстрого запоминания, чтобы помочь Буратино выучить стихотворение.)
-    Я поняла вас. Постараюсь вам помочь. Скажите, выучить стихотворение это легко? (Мне легко.) (Мне не очень.) (Нормально.)
-    Кто вам помогает учить стихотворение? (Мне мама помогает.) (Я учу в садике с воспитательницей.) (Я с бабушкой.)
-    Долго ли вы учите стихотворение? (Я быстро запоминаю.) (Я долго.) Отчего зависит быстрота заучивания стихотворения? (Зависит от памяти.)
(Могут быть слова педагога. От настроения зависит? От того, что в стихотворении бывают непонятные, трудные слова?)

-    Быстрота запоминания зависит от того, какая память, если память хорошая, то выучить можно быстро. Сейчас я проверю вашу память. Я буду называть слова. Слушайте!
s внимательно и постарайтесь запомнить слова, которые я назову. Радуга, дождь, машина, гроза, ветер, листопад, птица.
-    Повторите, пожалуйста, слова, которые я сказала. Ответы детей.   
-    Вы запомнили много слов. Немного усложню задание, я назову слова ещё раз, а вы постарайтесь запомнить слова по порядку.
Педагог ещё раз называет все слова.
-    Повторите по порядку слова, которые я проговорила. Ответы детей.
Кто-нибудь запомнил?
Если кто-то запомнил похвалить.   
Все_смогли запомнить?[(Нет, не смогли.)
-    С чем мы столкнулись? ( Со сложностью. С трудностью.) 
-    У вас возникло затруднение. В чем у вас затруднении? (Не смогли запомнить слова по порядку.)
-    Не переживайте, давайте разбираться.    
-    Скажите, а что помогло бы вам запомнить слова по порядку? (Хорошая память.) (Можно записать ...)
-Верно, но не все из вас умеют читать. (Картинки помогут)
Если дети не называют картинки, педагог спрашивает, картинки помогли бы ?
-    Да, картинки бы помогли, но я собой их не взяла.  (Можно нарисовать.)
-    Это вы здорово придумали, но на рисование уйдёт много времени. Можно еще как-то изобразить? (если не говорят наводящие  вопросы? Как побыстрее изобразить?) (Можно обозначить каким-нибудь значком.) (Можно рисовать одним цветом.) (Нарисовать не весь предмет, а его часть...)
-    Сережа предложил обозначить слово значком, или символом. Давайте попробуем вместе обозначить каждое слово символом, « зашифруем» его.
. На мольберте расчерчено 7 квадратов в ряд.
-    На что похожа радуга? (На дугу.) (Подкову.) (На половину круга.)(на букву С)
-    Какой символ мы выберем для изображения радуги? Выбор символа детьми.
-    Все согласны? Тогда я попрошу одного из вас зарисовать этот символ в первом окошечке.
Какое слово мы зашифровали. Ребенок рисует.
-    Как вы думаете, каким символом можно обозначить слово дождь? (Дождь можно обозначить капелькой.) (Линиями.) (Тучку нарисовать из неё идёт дождь.)
-    Ребята, Лена предложила обозначить капелькой, а ещё что-то капелька вам напоминает. (Слезы.) (Роса.) (Вода из крана капает.)
-    Какой символ выберем? Выбор символа детьми.
. Один из детей зарисовывает маркером символ во втором окошечке.
-    Придумываем символ для слова машина. (Можно нарисовать машину, колесо, руль.)
-    Коля предложил колёса, они есть не только у машины. Назовите, у чего есть колёса. (Колёса есть у велосипеда, самоката, мотоцикла, коляски, роликов, тачки, самолёта...)
-    Какой символ выберем.
-    Зарисуем его в следующем окошечке.
Один из детей зарисовывает маркером символ в окошечке.
-    Следующее слово гроза. Как можно изобразить грозу? (Нарисовать молнию.)
-    Ребята все согласны с предложением? Зарисовываем.
Один из детей зарисовывает маркером символ в окошечке.     
-    Слово ветер. Подумайте и представьте, как его можно обозначить. (Можно нарисовать клубы, как у дыма, как северное сияние, только серого цвета, чёрточками.)   
- Какие интересные вы назвали варианты. Дети выбирают и зарисовывают символ.   
-    Следующее слово- листопад. Что оно обозначает?    .
. (Листопад- это когда падают листья, они летят, потом падают на землю.)

-    Ребята, слово листопад состоит как- бы из двух слов. Давайте месте скажем листо-пад, (Листо-пад.)
-    Придумайте, как мы обозначим слово листопад? (Нарисуем, что лист падает.)
-    Давайте попробуем.

Ребёнок зарисовывает.
-    Видно, что он падает? (Да.) (Нет)
-    Как это можно изобразить?
(Можно нарисовать внизу землю. Нарисовать стрелку)
Если дети не догадываются, педагог предлагает нарисовать стрелку.
-    Давайте зарисуем.
Дети зарисовывают символ.
-    Последнее слово у нас птица. Вспомните, как вы изображаете стаю птиц на своих рисунках? (Мы рисуем галочки.)
-    Заполняем последнее окошко. Дети зарисовывают символ.
-    Вот мы и «зашифровали» все слова. Теперь повторите все слова по порядку глядя на эти символы.
Дети называют слова.
-    Вам удалось запомнить и воспроизвести все слова по порядку? (Да, удалось.)
-    Что вам помогло? (Символы, которые мы нарисовали.)
-    Вы сами разработали и изобразили символы, с помощью которых можно легко запомнить слова. Это один из способов быстрого запоминания. Запоминать можно не только слова, но и стихотворения и даже целые рассказы.
Вы хорошо поработали, и я вижу вы устали. В нашей школе тоже бывают переменки. Предлагаю немного отдохнуть.

Педагог проводит физкультминутку «Прими такую же позу».

Я буду показывать вам карточки -с символами человечков, а вы будете принимать такую же позу как у человечка.
Вот вы и отдохнули, что помогло вам сделать зарядку? Карточки с символами.
-Ребята, а вы не забыли, зачем вы пришли в нашу школу? (Мы хотели узнать способ быстрого запоминания, чтобы помочь Буратино выучить стихотворение.)
-    Вы научились подбирать символы к словам, и сейчас настало время подобрать символы к стихотворению Буратино. Они помогут ему быстро выучить стихотворение. Приглашаю вас в следующий учебный класс. Работать будем по двое, предлагаю вам разбиться на пары по желанию и прошу не забывать правила работы в парах.
Дети рассаживаются за столы, на которых: бумага расчерченная в таблицу из 12 квадратов, фломастеры и цветные карандаши.
-    Внимательно послушайте стихотворение, которое прислал вам Буратино Оно называется
Есть у каждого свой дом. (педагог зачитывает с выражением)
У лисы в лесу глухом есть нора-надежный дом.
Под кустами еж колючий нагребает листьев кучу.
Спит в берлоге косолапый, до весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом.  Всем тепло, уютно в нем.

-    О ком это стихотворение? (О лесных зверях.)(О домах диких животных.)
- Какой дом у лисы?( Нора) Что значит словосочетание в лесу глухом?(Значит там много деревьев.)
-    Что делает колючий еж. (Нагребает листья.) Где еж делает свой дом?(Под кустами.)
-    Как вы понимаете слово косолапый. (Мишка так ходит, он косолапый.)( Медведь ходит переваливаясь с лапы на лапу)
-    Покажите, как ходит медведь. Дети изображают походку медведя.
-    Где спит медведь? (В берлоге) Почему медведь спит до весны? (Зимой медведю нечего есть.) (У медведя зимняя спячка, и он сосет лапу, там запасы.)
- У каждого дикого животного в стихотворении есть свой дом? (Да.) Как вы думаете почему им нравятся свои дома? (Там тепло, уютно.)
-Слушайте задание. Сейчас я буду читать стихотворение, вы, на каждое словосочетание в предложении будете подбирать подходящий символ. Расскажу, как будем это делать. Читаю-  У ЛИСЫ. В верхнем левом квадратике рисуем кого?(лису) Нет , ребята, это будет очень долго. Какой символ мы выберем? Мордочка лисы.
Читаю- В ЛЕСУ ГЛУХОМ. Рисуем в верхнем среднем квадрате. Какой символ выберем? Много елок.
Читаю – ЕСТЬ НОРА-НАДЕЖНЫЙ ДОМ. Каким символом обозначим дом лисы? Домик и в нем нора.
Работаем дальше.
Педагог читает стихотворение, по словосочетаниям дети, подбирают подходящие, по их мнению, символы. Рисуют символы в таблицу.
-Что вы сделали? (Мы нарисовали символы к словам.)

 

-    Давайте попробуем рассказать стихотворение, глядя на символы. Дети рассказывают стихотворение с помощью символов.
-    У вас получилось запомнить стихотворение? (Получилось.)
-    Что вам помогло. (Таблица с символами.)
Как вы думаете, если бы у Буратино была такая таблица-схема, ему было бы легче выучить стихотворение? (Думаем, что легче.)
Я предлагаю отправить эту схему Буратино по почте. Вы согласны? Одну схему кладут в
конверт и запечатывают.
-    Я была рада встрече с вами отзывчивыми и добрыми ребятами, но мне пора на следующий урок, меня ждут другие дети.
Педагог снимает эмблему, очки.
-    Ребята, и нам пора возвращаться в детский сад. Под речевку возвращаются в детский сад.

-    Ребята, где мы сегодня были? (В школе Знаечка)
-    Что вам понравилось в школе? (Понравилось зашифровывать слова....)
-    Что было трудного? (Подбирать символы к словам...)
-    Для чего мы ходили в школу Знаечка? (Чтобы узнать способ быстрого запоминания, чтобы помочь Буратино выучить стихотворение.)
-    Где же вам пригодится этот способ? (В школе, в жизни, когда будем учить стихи к праздникам...)
-    Мы смогли помочь Буратино? (Смогли, потому что узнали способ как легко и быстро выучить стихотворение.)
-В чём же заключается способ быстрого запоминания? (Надо придумать рисунки или символы к словам) (Потом глядя на них, вспоминать слова). Я рада, что вы откликнулись на просьбу Буратино, не остались равнодушными. Спасибо!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год