Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Проект «Эмоционально-развивающая среда как условие успешной адаптации к условиям детского сада»
Адаптация
Автор: Молостова Анна Владимировна Следенко Мария Сергеевна Бобро Марина Борисовна Тамразян Тамара Тамразовна Гусева Светлана Владимировна   
11.03.2019 21:39

Проект «Эмоционально-развивающая среда как условие успешной адаптации к условиям детского сада»Проект «Эмоционально-развивающая среда как условие успешной адаптации к условиям детского сада»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 26» дошкольное отделение

Авторы:

  • Следенко Мария Сергеевна педагог-психолог первой квалификационной категории;
  • Бобро Марина Борисовна воспитатель первой квалификационной категории;
  • Тамразян Тамара Тамразовна воспитатель первой квалификационной категории;
  • Гусева Светлана Владимировна воспитатель первой квалификационной категории;
  • Молостова Анна Владимировна воспитатель первой квалификационной категории

V международный конкурс проектов «Образовательная среда для всех. Образовательная среда для каждого»

Номинация «Инновационные технологии проектирования и создания психологически безопасной и комфортной образовательной среды для детей и педагогов» г. Новосибирск 2018

Обоснование необходимости проекта

В возрасте 3-4 лет у каждого ребенка наступает важный период в его жизни – он идет в детский сад. Детям любого возраста очень непросто привыкать к новым условиям вне семьи. Каждый из них проходит период адаптации. Вся жизнь ребенка кардинальным образом меняется. В привычную сложившуюся жизнь буквально врываются изменения: четкий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резкое уменьшение количества персонального внимания.

 

Скачать конспект

Адаптация – процесс и результат внутренней и внешней гармонизации личности со средой.

При вновь сформированной группе в адаптации нуждаются не только дети, но и родители, со своими ожиданиями, личностными особенностями, ценностями. Дети часто тяжело привыкают к условиям детского сада, друг к другу, к педагогам. Родители, наблюдая реакцию детей, испытывают разные эмоциональные переживания, которые могут подкрепляться собственной неготовностью «отпустить» ребенка в детский сад. И дети, и родители переживают адаптацию и нуждаются в направляющей работе педагогов.

Адаптационный период пройдет более успешно при условии командной работы специалистов дошкольной организации со всеми участниками образовательной деятельности.

Мы пришли к выводу, что на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению актуальна. Если родители и специалисты детского сада объединят свои усилия и обеспечат ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей к детскому саду.

Цель проекта:

Помочь детям и родителям успешно приспособиться к условиям детского сада посредством эмоционально-развивающей среды.

Задачи:

  • Содействовать гармоничному физическому и психологическому развитию детей.
  • Преодолевать стрессовые состояния у детей младшего возраста в период адаптации в детском саду.
  • Формировать активную позицию родителей к процессу адаптации детей.
  • Создавать благоприятные условия для комфортного пребывания детей в детском саду.
  • Регулирование психоэмоционального состояния у детей.

Участники проекта:

  • Дети младшего дошкольного возраста и их родители – целевая аудитория.
  • Воспитатели.
  • Педагог-психолог.
  • Музыкальный руководитель.
  • Инструктор по физической культуре.

Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей.

1-й этап: Подготовительный (20. 08. 2018г. — 03. 09. 2018г.)

  • Подбор и изучение литературы;
  • Подбор методов и методик;
  • Изучение рекомендаций для ведения работы с родителями;
  • Разработка анкет для родителей и первичное анкетирование;
  • Организационное родительское собрание и сбор согласий на работу с психологом;
  • Постановка целей, задач, планирование деятельности.

2-этап: Основной. (03. 09. 2018г. – 30. 11. 2018 г.)

Реализация проекта представлена в таблице

3 этап: Заключительный (03. 12. 2018 г. – 14. 12. 2018 г.)

  • Организация и проведение развлечения для детей и родителей «Вместе весело играть»
  • Индивидуальные психологические консультации родителей.
  • Продолжение работы с детьми, у которых низкие показатели к адаптации к условиям детского сада.
  • Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей.
  • Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единых требований к детям в детском саду и дома.
  • Анкетирование родителей по итогам адаптации (реализации проекта).

Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные реализации проекта.

Прогноз благоприятный. Дети с дезадаптацией не выявлены. Стрессовые ситуации при адаптации к детскому саду у детей минимизированы. Активная позиция родителей к процессу адаптации детей сформирована. В детском саду родители учитывают рекомендации специалистов детского сада. В группах созданы благоприятные условия для комфортного пребывания детей. Психоэмоциональное состояние детей стабильное, созданы условия для гармоничного развития детей.

Оценка эффективности реализации проекта.

С 03. 09. 2018 по 25. 10. 18 тридцать восемь родители и детей ежедневно определяли цвет своего настроения. По результатам 4 родителей со своими детьми стабильно испытывали отрицательный фон настроения в течении трёх недель, при индивидуальном подходе, у родителей и детей фон настроения улучшился.

В целом у родителей в течение этого периода сохранялся стабильный эмоциональный фон, у детей отмечалась нестабильность. Стабильный благоприятный эмоциональный фон отмечен во второй половине октября.

При анализе анкет, дети к воспитателям чувства страха не испытывают, свободно обращаются с просьбами, адаптация проходит успешно при активном участии родителей и воспитателей.

Оценка рисков.

При реализации проекта возможны риски связанные с особенностями психического развития детей, где под дезадаптацию могут скрываться некоторые поведенческие особенности. Зачастую первые тревожные признаки в развитии замечают именно специалисты детского сада, в свою очередь родители не готовы получить эту информацию и родители проявляют негатив в адрес детского сада. Здесь необходима деликатная, последовательная работа психолога.

Еще одним из рисков можно определить то, что группа может закрыться на карантин. В связи с этим возможен перерыв, который повлияет на сроки и некоторую корректировку проекта. На индивидуальном уровне, при заболевании ребенка, его адаптационный период увеличивается.

Дальнейшее развитие проекта.

Опыт показывает, что успех в работе по адаптации предполагает командную работу. Результаты проекта могут быть использованы педагогами в других дошкольных образовательных учреждениях в силу свей доступности. Основной ресурс проекта – это наличие специалистов, их профессионализм и компетентность.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год