Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект тематической встречи для детей подготовительной к школе группы "Помнить, чтоб жизнь продолжалась"
День Победы - 9 Мая
Автор: Попова Ольга Анатольевна   
16.10.2015 12:17

Конспект тематической встречи для детей подготовительной к школе группы Помнить, чтоб жизнь продолжаласьКонспект тематической встречи для детей подготовительной к школе группы "Помнить, чтоб жизнь продолжалась"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА — ДЕТСКИЙ САД №5 «СКАЗКА»

Попова Ольга Анатольевна педагог 1 квалификационной категории МБДОУ ЦРР детский сад №5 «Сказка» Стаж работы 11 лет г. Озёры 2015 год

Назначение: воспитание гражданско-патриотических чувств у детей-дошкольников, воспитание чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам. Формировать представление детей о истории и жизни родного города в первые годы войны.

Актуальность

Тема занятия достаточно актуальна на современном этапе социальной действительности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования называет одним из основных принципов дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Данное занятие рассчитано на реализацию в подготовительной к школе группе детского сада. В детские годы формируются основные качества человека.

 

Старший дошкольный возраст – самый чувствительный, “сензитивный” для серьёзного воспитательного разговора. Это период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относится чувство патриотизма.

Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного “созревания”. Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий, в которых живет ребенок.

Для формирования представлений детей о социокультурных нормах, традициях семьи, общества и государства, необходимо направлять процесс восприятия событий окружающего мира. Без приближения детей к истории и жизни города и страны, нельзя решать задачи нравственного развития дошкольников. Воспитание патриотизма возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о истории своей страны, когда они станут непосредственными участниками подготовки и празднования таких праздников как День Победы. Именно на основе включения детей в такую социально значимую деятельность позволяет им почувствовать себя частичкой Великого народа, у них формируется любовь к родному краю, Родине. Передача истории и традиций народа из поколения в поколение является залогом национальной целостности страны. Как начальное звено, патриотическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение для всего общества.

Вечер памяти «Память живет в наших сердцах» направлен не только на создание условий для формирование представлений детей о Великой Отечественной войне, о первых самых тяжёлых днях непосредственно города Озёры в годы Великой Отечественной войны, но так же он призван дать детям возможность отразить свои представления об этих событиях в разных видах деятельности.

Форма образовательной деятельности: тематическая встреча.

Форма организации: групповая.

Цель: систематизировать знания дошкольников о Великой Отечественной войне; формировать представление детей об истории и жизни родного города в первые годы войны; воспитывать глубокое уважение и чувство большой благодарности ко всем, тем, кому так тяжело далась наша победа.

Задачи

Образовательные:

способствовать воспитанию у каждого ребенка нравственно-патриотических чувств к Родине, родному городу, ветеранам войны; воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищает родину;

расширить знания о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны;

способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказов о ветеранах; обогащать активный словарь новыми словами, поощрять пересказы детей, услышанных дома историй о близких, показывая их фотографии;

закрепить знания о том, как живущие помнят об участниках Великой Отечественной войны;

рассказать детям о первых тяжёлых и трагических днях войны нашего города.

Развивающие:

развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности, интеллект ребенка, формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, самостоятельность, навыки взаимоотношений с взрослыми;

развивать любознательность, кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории своей страны и родного города Озёры.

Воспитательные:

воспитывать уважение к памяти воинов-победителей, к традиции преемственности поколений;

воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине;

воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них;

воспитывать чуткое, доброжелательное отношение к товарищам.

Методы обучения

Практический (игровые ситуации, показ способов действия);

Наглядный (иллюстрации, презентация);

Словесный (рассказ, беседа).

Приёмы

Приемы постановки целей и мотивации детей: возможность выбора конкретного решения, установка на внимательное прослушивание и выполнения задания.

Приемы активации деятельности детей в процессе тематической встречи: беседа, чтение пословиц и поговорок о Великой Отечественной Войне, чтение стихотворного текста, спортивная эстафета, раздача георгиевских ленточек, прослушивание музыкальных произведений, просмотр танцевального номера, просмотр презентации, создание проблемной ситуации, рисование мелками на асфальте, анализ и выводы.

Приемы организации практической деятельности детей: показ способ действия.

Приемы поддержания интереса у детей: физкультурная пауза, чередование видов детской деятельности.

Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей,

Интеграция образовательных областей

Образовательная область «Речевое развитие»:

развивать связную речь, учить детей высказывать свои мысли, рассуждать;

активизировать словарь детей, закреплять звукопроизношение слов: мемориал, Вечный огонь, “боец”, “солдат”, “фронт”, “тыл”, “снаряды”, “поле боя” и т.д.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

развивать игровую деятельность детей;

формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры используя предметы заместители;

формировать умения детей реализовывать замысел сюжета.

ОО «Художественно-эстетическое»:

подвести к восприятию художественных произведений о войне;

учить эмоционально и выразительно читать стихи о войне;

музыкальное сопровождение занятия, развивать эмоциональную сферу личности в процессе музыкальной деятельности;

развивать продуктивную деятельность детей;

рисование рисунков на асфальте «Мир нужен всем».

ОО «Физическое развитие»:

смена видов деятельности;

развивать физические качества, через подвижные, коммуникативные, сюжетно-ролевые игры, эстафеты.

Обеспечение тематической встречи

Демонстрационный материал:

мультимедийная презентация, георгиевская ленточка, фотографии боевых сражений, памятников, Героев Озерчан, аудиозапись песен «День Победы» Д.Тухманова, «Священная война» А.Александрова, В.Лебедева-Кумача; танец под музыку Я. Френкеля «Журавли», «Пусть всегда будет солнце!» музыка А. Островского, слова Л. Ошанина

Раздаточный материал:

Санитарные сумки и предметы для оказания первой помощи, мячи, корзины для эстафеты;

Георгиевские ленты;

Мелки для рисования на асфальте.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, экран, ноутбук;

Предварительная работа

Чтение произведений художественной литературы;

Заучивание стихотворений, пословиц, поговорок о ВОВ;

Рассматривание иллюстраций и фотографий о ВОВ;

Экскурсии к памятнику;

Экскурсия в музей боевой Славы Городского Дворца культуры;

Утренник «Войне нет места на земле», посвящённый Дню Победы.

Ход тематической встречи

Воспитатель: ребята, какое сегодня прекрасное утро! Я вижу у вас хорошее настроение. Приглашаю вас всех в круг. Покажите мне свои ладошки. Потрите их. Что вы чувствуете?

Воспитатель: это тепло ваших добрых сердец и душ. Давайте возьмёмся за руки и передадим тепло друг другу. Только такие добрые и ласковые ребята могут жить в нашем городе.

А теперь закройте глазки, и мы послушаем тишину.

(Звучит тихая музыка, пение птиц)

В тишине слышен шум ветра, пение птиц, гул машин, чьи-то шаги. Это – мирная тишина. В ней не слышно звуков выстрелов, рева танка. Открывайте глазки. Присаживайтесь на свои стульчики.

(Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: ребята, но не всегда так было. Много лет тому назад 22 июня 1941 года тишину в нашей стране нарушили немецкие самолеты с бомбами. Воздух наполнился рокотом моторов танков, грузовиков. (Слайды 1,2,3, 4, 5, 6)

Немецко-фашистская Германия без объявления войны напала на нашу страну. Фашисты бомбили города, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на детские сады, больницы, жилые дома. Так началась Великая Отечественная война.

22 июня 1941 года — одна из самых страшных дат в жизни нашего народа, с которой связаны невосполнимые утраты в каждой семье нашей страны. Это День памяти скорби. В этот день мы скорбим по всем, кто ценой своей жизни выполнил святой долг, защищая в те суровые годы наше Отечество.

Во многих странах в этот день приспускают государственные флаги и вспоминают эту войну и погибших в ней. В этот день проходят различные памятные мероприятия с зажжением свечей, возложением цветов к памятникам и мемориалам.

(Дети читают стихи)

1ребёнок

День памяти и скорби. День тревоги.

Представим кровью смочены дороги,

Что русские солдаты ночью, днём.

Одолевали под стальным огнём.

2 ребёнок

День скорби, памяти и день печали.

Под пулями солдаты умирали,

И горе постигало матерей,

Что молодых теряли сыновей.

3ребёнок

День памяти и скорби. День надежды,

Что не нагрянет враг, как прежде,

И не напрасный подвиг тех солдат,

Что безымянными в земле лежат.

Воспитатель: День 22 июня 1941 года начинался в нашем городе хорошо. Люди выспались и радовались воскресенью. Не было тогда телевизоров, и редко у кого звучал радиоприемник. Была районная газета «Голос ударника», которая пользовалась популярностью. Ту, воскресную газету, ждали с особым нетерпением. Воскресным утром озерчане читали подробный репортаж о том, что родная команда города Озёры с разгромным счетом 5:1 победила коломенских футболистов. Озерчане готовились продолжить спортивный праздник в воскресенье. На этот день планировалось провести кросс на 12 километров.

Но в это время передали экстренную телефонограмму — в 12 часов обеспечить прослушивание по радио важного правительственного сообщения. Во все концы Озёр поспешили сообщения, а по телефонным проводам информацию передали на село.

Вокруг уличных черных тарелок-репродукторов собрались слушатели. Объявили о том, что в 4 часа утра фашистская Германия вероломно, без объявления войны напали на нашу страну. Началась война. Последние слова «Враг будет разбит. Победа будет за нами!» — были встречены аплодисментами слушателей. Как далеко будет эта «победа» – никто не знал, но только все поняли, что мирная жизнь кончилась.

(Показ слайдов № 7)

В июле 41-го перед озерчанами были поставлены задачи, определяющие жизнь и деятельность города в военный период. Вот основные пункты этого плана:

  1. Организация госпиталя для раненых;
  2. Создание истребительного батальона;
  3. Рытьё окопов и противотанковых рвов;
  4. Минирование моста и важных производственных объектов (подрыв их при угрозе захвата города немцами).
  5. Организация партизанских отрядов и подполья для борьбы с врагом в случае оккупации района

Эти мероприятия и явились основой жизни города Озеры в военный период.

Воспитатель: в те грозные годы, словно клятва Родине, звучала песня «Священная война»

(звучит отрывок песни)

И поднялась вся страна от мала до велика на борьбу с оккупантами. И ушли безусые мальчишки прямо со школы в бой, а из боя в бессмертие. И получали похоронки матери и жены. И плакала под вражескими оккупантами родная земля. И в каждую семью вошла она – война. Священная война, на которую встала наша огромная страна.

(Показ слайдов 8,9, 10, 11)

В нашем городе был создан батальон народного ополчения. Известно, что уже на третий день войны под прощальные марши духового оркестра после митинга у Дворца культуры уходили на фронт не только озерчане, но и озерчанки. Среди них были медсёстры Екатерина Бодрова, Мария Белушенко, Ольга Лясина, Вера Кириченко.

Воспитатель: враги изо всех сил рвались к Москве, мечтая, как можно скорее захватить столицу – самое сердце нашей Родины.

(Показ слайдов (12, 13)

Грандиозное сражение под Каширой, отголоски в виде, канонады которого так памятны озерчанам, происходило 25-го, 26-го и 27-го ноября 1941 года. «Грохотали орудия, и дома дрожали, готовые рухнуть от сотрясения воздуха. В этот день немецкая авиация сбросила на город до двух тысяч зажигательных бомб и до пятисот фугасок. Древний русский город горел. Пламя бушевало на многих улицах, и высокие султаны дыма поднимались к небу...»

Таков был и второй день, когда в героической битве полегли основные защитники Каширы и из народного ополчения и из истребительного батальона, но в своей истории они берегут фразу: «ГРЭС не взрывать. Каширу будем отстаивать любой ценой».

В ночь с 26-го на 27-е с запада от Серпухова скрытно подошла танковая дивизия, с Зарайска и Озёр форсированным маршем прибыли кавалерийские части генерала П. А. Белова.

Это они, все вместе продолжили канонаду боя в контрнаступлении 27 ноября и к ночи отбросили противника на десяток километров. Вот тогда-то и наступила неожиданная тишина в Озёрах.

Во время Великой Отечественной войны линия фронта почти дошла до Озёр — позиции немецких войск находились на противоположном, высоком, берегу Оки, что позволяло бомбить и обстреливать весь город, но форсировать Оку немцам не удалось и захвачен город не был.

Воспитатель: люди не теряли веру в победу даже в самые тяжелые времена. «Враг будет разбит. Победа будет за нами» — эти слова звучали повсюду.

Воспитатель: Долго длилась война, но 9 мая 1945 года война закончилась победой нашего народа. Мы выстояли. И не просто выстояли. Мы победили.

(Показ слайдов 14, 15)

В процессе просмотра дети дополняют рассказ воспитателя, высказывают свое мнение.

Воспитатель проводит физкультминутку «Салют»

Вокруг все было тихо Встать прямо, руки опустив

И вдруг – салют! Салют! Руки вверх

Ракеты в небе вспыхнули Раскрыть пальчики веером

И там, и тут! Помахать руками над головой с раскрытыми пальчиками

Над площадью, над крышами Присесть, встать, руки с раскрытыми пальчиками

Над праздничной Москвой

Взвивается все выше

Огней фонтан живой! Поднять руки вверх

2 раза

На улицу, на улицу

Все радостно бегут Легкий бег на месте

Кричат «Ура»! Поднять руки вверх, крикнуть «Ура!»

Любуются

На праздничный салют! Раскрыть пальчики веером

Помахать руками над головой влево-вправо

Воспитатель: мы победили ценой миллионов жизней. И вот этого забывать нельзя. 22 июня день памяти и скорби. Мы должны помнить о той войне, о героях и их подвигах. Ребята, сегодня мы вспоминали о первых днях Великой Отечественной войны, пожалуй, самых тяжёлых для нашей страны, и жителей нашего города. Не забудем подвига наших отцов и дедов. Не предадим их подвиг забвению.

Трагично и торжественно звучит музыка Я. Френкеля из кинофильма «Журавли». Женщины в строгих одеждах, с белыми шарфами, покрывающими головы, под звуки мелодии медленно входят в зал. На вытянутых руках они бережно несут зажженные свечи — символ вечной памяти. Зажжен символичный Вечный огонь.

(танец «Журавли»)

(Показ слайдов 16, 17)

Воспитатель: на войне было сложено много пословиц и поговорок бойцами. Давайте их вспомним.

  • Солдатское дело – воевать храбро и умело.
  • Друг за друга стой и выиграешь бой
  • Где смелость, там и победа
  • С родной земли умри – не сходи!
  • Кто дрожит, тот и от врага бежит.

Воспитатель: ребята, а как вы понимаете значение слов: подвиг, героический поступок?

Дети высказывают свое мнение.

Воспитатель: Да, ребята, героический поступок – это поступок во имя других.

Мужественно сражались Герои Озерчане. Звания героев Советского Союза были присвоены нашим землякам:

Исаеву Константину Константиновичу

Канунникову Василию Петровичу

Катукову Михаилу Ефимовичу

Макарову Аркадию Сергеевичу

Обухову Тимофею Петровичу

Пирязеву Андрею Никифоровичу

Прохорову Евгению Петрович

Ремизову Михаилу Васильевичу

Сидоренко Ивану Петровичу

Харламову Сергею Васильевичу

Воспитатель: а теперь, ребята, давайте тоже покажем, какие мы храбрые, ловкие и отважные. Наши отряды отправляются на учебные стрельбы.

  1. Эстафеты «Снайперы» (попади в цель).
  2. Эстафета «Помощь» (две команды санитаров, детям нужно добежать до стола и положить в санитарную сумку по одному предмету, который необходим для помощи раненному).

Воспитатель: ребята, чтобы люди не забывали о своих героях, по всей стране им воздвигают памятники. Памятники, каким героям воздвигнуты в нашей стране?

Воспитатель: какие памятники героям — озерчанам находятся в нашем городе?

(Показ слайдов 18, 19)

Воспитатель: в День Победы возлагают цветы к обелискам, поздравляют ветеранов. А кто такие ветераны?

Воспитатель: правильно, ребята, ветеранов с каждым годом становится все меньше. Как мы должны относиться к тем, кто подарил нам мирное небо?

Воспитатель: несколько лет назад появилась очень хорошая традиция. В день Победы люди прикалывают на лацкан одежды георгиевскую ленточку в знак памяти о боевых заслугах нашего народа. Ребята, а какие цвета на георгиевской ленте? Что они означают?

Воспитатель: правильно, а сейчас я бы хотела поделиться с вами такими же ленточками, чтобы вы гордились и помнили о боевых подвигах ваших прадедов.

Воспитатель раздает георгиевские ленты.

(Дети читают стихи)

1 ребёнок

Спали люди, отложив на утро

Все свои заботы и дела.

В светлом доме, тихом и уютном,

Маленькая девочка спала.

На кровати, на столе игрушки,

За окном большой зеленый сад,

Где весною яблони и груши

Надевают праздничный наряд.

Плыло небо в светлых звездных точках,

Небо тоже дожидалось дня,

И никто не знал, что этой ночью

На рассвете началась война.

2 ребёнок

Войны начинаются внезапно.

Ходит по границе тишина.

А потом обвал. И сразу пятна.

Красные. И вот она – война.

3 ребёнок

Вот она – гремучая, шальная,

Вся в лоскутьях дыма и огня,

Землю под железо подминая,

Целится в тебя или в меня.

4 ребёнок

Самолёты с чёрными крестами…

Сколько их летело над землёй!

Города, деревни полыхали,

Гибли взрослые, детей прикрыв собой.

Нам нужен мир на голубой планете,

Его хотят и взрослые и дети.

И хочется, проснувшись на рассвете,

Не вспоминать, не думать о войне.

5 ребёнок

Мир-это главное слово на свете.

Мир очень нужен нашей планете!

Мир нужен детям!

Мир нужен взрослым!

Все чтецы: Мир нужен всем!

(Исполнение песни «Пусть всегда будет солнце!» (музыка А. Островского, слова Л. Ошанина)

Воспитатель: Пусть всегда будет мир, пусть всегда будет счастье, пусть всегда будет радость!

Все дальше уходят годы войны, все чаще мы слышим слова о том, что не нужно много говорить о войне, что живые должны помнить о живых. Это верно. Мы должны любить и заботиться о тех людях, которые рядом с нами. Но помнить необходимо о том, кому мы обязаны счастьем жить на земле. Именно тем, кто остался на полях сражений, умер от ран после войны, людям, выстоявшим, пережившим и не забывшим войну, посвящён наш вечер памяти, это наша дань памяти.

Всем детям большое спасибо за участие. Предлагаю Вам выйти на улицу и на асфальте нарисовать рисунки на тему «Мир нужен всем!»

Список литературы

  1. Анов Н «Каширская легенда».
  2. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М.: ЦГЛ, 2005. – 246 с.
  3. Астахов П. А. Я и государство. – М.: Эксмо, 2009. -80 с.
  4. Виноградова Н. Ф. Дошкольникам о родной стране: метод. Пособие для педагогов, работающих с детьми ст. дошк. возраста. – М.: Просвещение, 2009. – 111 с.
  5. А.Дорониной Н «Энциклопедия сел и деревень Озёрского района».
  6. Личный архив краеведа Николая Пирязева.
  7. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  8. Нравственное воспитание в детском саду: для педагогов дошкольных учреждений/ под ред. В.Г. Нечаева, Т.А. Макрова – М.: Просвещение, 1984.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год